С дорогами стало понятнее
На протяжении как минимум трех последних лет областные чиновники не упускали возможность объяснить жителям, что дороги в Саратовской области – не самые худшие в России. В этом плане мы «чуть ниже, чем середнячки» (см. статью «Потеряли несущую способность». – «Газета недели в Саратове», № 41(269) от 12.11.2013). Да, проблемы есть, но есть они и в других регионах страны. Ведь на полноценный ремонт ни у кого не хватает денег. Однако совсем недавно обреченно-апатичные настроения в областном правительстве внезапно переросли в мажорно-ударные. Акценты расставил сам губернатор Валерий Радаев на совещании, состоявшемся на минувшей неделе в Саратовской областной думе.
Миллиарды и миллионы
Стоило премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву во время апрельского форума «Единой России» самолично прокатиться по саратовским дорогам и резюмировать, что они у нас «мягко говоря, плохие», как ситуация быстро изменилась. Из федерального бюджета на дорожные нужды Саратовской области были выделены дополнительные средства (по словам Радаева, на принятие решения повлиял именно визит в Саратов главы правительства).
После этого быстро выяснилось, что в Саратовской области 41 процент населения считает проблему дорог одной из наиболее важных, и это – один из самых высоких показателей в РФ. Состояние российских дорог было обозначено даже президентом Путиным как проблема номер один, а в среднем россияне ставят проблему дорог по важности в один ряд с проблемами ЖКХ. И вот на федеральном уровне принимаются меры поддержки наиболее нуждающихся регионов, и мы оказывается в их числе. Хотя тут немного непонятно, что имел в виду губернатор. То ли нас записали в число наиболее нуждающихся как раз по катастрофическому состоянию дорог (что странно, ведь совсем недавно мы были «чуть ниже, чем середнячки»). То ли регион попал в эту малопочетную категорию из-за постоянно растущего госдолга, уже почти сравнявшегося с годовым бюджетом области.
Так или иначе, федеральный центр выделил области на дорожные работы 1,073 млрд рублей. Кроме того, регион дополнительно получит 650 млн рублей на неотложные восстановительные дорожные работы и еще 48 млн рублей – на автодороги в сельской местности. «Поэтому Год дорог продолжается», – смело и уверенно заявил губернатор, попутно вспомнив про 80-летний юбилей Саратовской области, частота упоминания которого уже начала приобретать пугающие масштабы.
Дорога на стройку
Но не спешите радоваться. Отремонтировать все дороги на эти средства все равно не получится. Во-первых, хочется напомнить, что на приведение в нормативное состояние региональных дорог только в одном Калининском районе, по подсчетам специалистов, требуется более 1 млрд рублей. Во-вторых, несмотря на всю обеспокоенность состоянием дорог, значительная часть выделенных денег будет направлена на такую сверхважную для большинства жителей области задачу, как строительство северного автодорожного подхода к строящемуся аэропорту в Сабуровке. Напомним, сдача этого объекта уже переносилась с 2017-го на 2018 год, да и сама целесообразность такого дорогостоящего строительства также ставилась под вопрос.
Подробно рассуждать на эти темы Валерий Васильевич, конечно же, не стал. Но признал: на всё денег действительно не хватит, так что будем брать те задачи, которые нам по силам. Поэтому в качестве приоритетного направления выбраны работы по содержанию покрытия (устранение деформаций, заделка выбоин и пр.). Это будет выгоднее и позволит охватить большую протяженность дорог. Выбор конкретных участков, охваченных работами, поставили в зависимость от степени изношенности дорожного полотна и значимости направления для населения. Иллюзий, разумеется, питать не стоит: например, внутридворовые дороги ремонтировать вряд ли будут. Как пояснил губернатор, те самые 650 млн будут направлены на ремонт дорог в 16-ти муниципальных образованиях, включая Саратов, Энгельс, Вольск, Балаково и Балашов.
Деньги – качество
Но есть и еще одна новость, за которую действительно стоит порадоваться. Губернатор Радаев напомнил про инициативу президента перечислять не менее половины акцизов на бензин в региональные дорожные фонды и указание сделать эти средства строго целевыми. В мае Госдума уже приняла во втором чтении законопроект о распределении акцизов: 88 процентов будут зачисляться в бюджеты субъектов и только 12 процентов – в федеральный бюджет. По словам губернатора, уже с июля текущего года эта норма может начать действовать. Другими словами, дорожные работы в регионах получат новые постоянные источники финансирования, что должно позитивно сказаться на качестве дорог.
По словам губернатора, нужно активно внедрять формы общественного контроля за этим самым качеством, для чего стоит перенимать опыт других регионов. «Есть субъекты, где общественный контроль стал действительной силой, эффективным помощником власти: Липецк, Тверь, Киров, Ярославль», – перечислил Радаев. Там общественники взаимодействуют с подрядчиками и контролирующими организациями, мониторят качество ремонта улиц и размещают результаты в социальных сетях. «Качество дорог в таких регионах действительно улучшается», – констатировал глава региона.
Особенный интерес у губернатора вызвал опыт Волгограда, где была составлена интерактивная карта дорожных работ, и теперь жители в любое время могут узнать о месте, сроках, стоимости ремонта и поделиться своей оценкой. По словам Радаева, соответствующим ведомствам уже даны поручения организовать такую электронную площадку и у нас. «Должна быть обратная связь, общественный контроль, открытость», – резюмировал губернатор.
Уделил внимание Радаев и вопросу ценообразования. А как иначе, если на эту проблему опять-таки обращал внимание президент Путин. «Стоимость выполненных работ должна быть прозрачной, понятной и открытой, – уверен губернатор. – Речь идет о расходовании бюджетных средств». Поэтому каждый без исключения объект должен проходить государственную экспертизу.
«Качество должно быть», – обратился губернатор к представителям дорожных компаний. Но при этом и цена не должна быть завышенной. «Когда говорят, что квадратный километр у нас дороже, чем у соседей, и качество хуже – это не пойдет», – пригрозил Радаев. И даже припугнул: «Если будут продолжаться такие же жалобы, зайдут дорожники с других территорий. Без обиды. Поэтому должно быть понимание: качество, цена, гарантия и ответственность перед населением. Другого ничего не будет».
За городом очень недорого
Хотя, вероятно, губернатор несколько утрирует ситуацию. Например, по словам генерального директора ООО «Институт «Проектмостореконструкция» Виктора Морозова, сметная стоимость дорожных работ и так определяется по государственным расценкам, к тому же проходит многократные проверки. Более того, анализ за 2015 год показывает, что стоимость ремонта квадратного метра асфальтобетонного покрытия в Саратовской области не выше, чем в других регионах ПФО. Так, средняя цена квадратного метра составила у нас около 1161 рубля (для сравнения: в Ижевске (Удмуртия) этот показатель ненамного ниже – 1145 рублей). Что касается качества, то контракты с подрядчиками и так устанавливают трехлетнюю гарантию на сделанную работу.
При этом Морозов оговорился, что не берется утверждать что-то конкретное по отношению к дорогам города Саратова. Однако напомнил, что удельная стоимость ремонта дорог в городе объективно выше, чем вне города – в среднем в 1,3-1,4 раза. Среди причин: наличие на проезжей части большого количества канализационных колодцев и элементов ливневой канализации, необходимость производства работ по замене бордюрных ограждений, обязательный вывоз материалов (за городом материал можно использовать для укрепления обочин) и т.д. «Один из факторов удорожания городских ремонтных работ – применение для ремонта наиболее загруженных улиц более дорогостоящего асфальтобетона, а где-то – и щебеночно-мастичного асфальтобетона», – дополнил Морозов. Однако, по его мнению, такое решение вполне обосновано.