Алла Каныгина: Безумно хотелось ездить за рулем!

Оценить
Эта молодая женщина с легкостью опровергает бытующее в народе мнение о том, что управлять транспортом, а тем более общественным, не женских рук дело. За баранкой автобуса Алла далеко не первый год.

Эта молодая женщина с легкостью опровергает бытующее в народе мнение о том, что управлять транспортом, а тем более общественным, не женских рук дело. За баранкой автобуса Алла далеко не первый год. Сегодня она доставляет жителей Агафоновки в Мирный переулок и обратно. «Газете недели в Саратове» водитель маршрутки Алла Каныгина рассказала обо всех тонкостях ремесла, о том, что повлияло на ее выбор профессии и каково женщине работать в мужском коллективе.

– Алла, давайте вспомним, когда у вас появилось желание связать свою жизнь с автомобилями?

– Так уж получилось, что в моей семье никогда не было машины. Папа у меня столяр-плотник, «деревянный человек», а мама инженер. Ну и как-то мы особо в машине и не нуждались. Это сейчас свою жизнь без автомобиля многие представить не могут. Мне почему-то безумно хотелось ездить за рулем. В 19 лет у меня появилась возможность пойти учиться на водителя троллейбуса, так что первые водительские права я получила в 20 лет. И с этого понеслось! Сначала работала, как можно догадаться, водителем троллейбуса, спустя какое-то время сдала на категорию B, после чего купила себе первую легковую машину. За руль маршрутки я пересела в 23-24 года. Получается, мой стаж вождения уже плюс-минус 19 лет.

Конечно, мое решение относительно будущего места работа друзей и родных удивило. Все задавались вопросом, почему именно эта профессия, а не какая-то другая.

Водить троллейбус я начала в 94-95 году. Тогда на улицах не было столько транспорта, как сегодня. И я чувствовала себя за рулем королевой! Представьте, 20-летняя девушка за рулем такой большой машины (длина троллейбуса 12 метров). Мне уступали дорогу, многих удивляло то, что женщина за рулем. Сегодня это не такая уж и редкость. Но все равно встречаются люди, которых это до сих пор удивляет. С возрастом я стала к их удивлению относиться спокойнее. Это 20 лет назад мне подобное внимание льстило. Приятно, конечно, когда заходят пассажиры и говорят: «А вот и наш любимый водитель!». И такое бывает. В настоящее время меня уже постоянные пассажиры маршрутки знают!

Не припомню случая, чтобы люди отказывались ехать, видя за рулем женщину. Бывает, что мужчины отпускают шуточки типа «Женщина, а мы с вами вообще доедем?». На такие вопросы я всегда отвечаю: «Заходите, попробуем».

– Вы сказали, что в вашей семье никогда не было машины, тогда откуда появилось такое огромное желание?

– Было так: хочу – и всё! Мне моя работа очень нравится! Кому-то нравится возиться с компьютерами, кому-то еду готовить, а я себя за рулем чувствую как рыба в воде. Я чувствую, что это мое, что я на своем месте сейчас! Мы на работе проводим львиную долю времени, поэтому, на мой взгляд, работа просто обязана нравиться. Так что каждое утро я выхожу из дома не на работу, а заниматься любимым делом.

– Почему решили променять троллейбус на маршрутку?

– Минус троллейбуса в том, что он привязан – ходит строго по линии и никуда больше. А водить маршрутку гораздо увлекательней. Маршрутка и туда, и сюда, может и объехать в случае чего. К тому же в троллейбусе всего две педали: пуск и тормоз, а в маршрутке добавляется еще одна педаль. Определенно, с маршрутками мне интереснее. Без преувеличения могу сказать, что за рулем маршруток я объездила весь Саратов. Прежде чем заступить на 58-й маршрут, я работала на 60-м, 21-м, 99-м, 42-м, 79-м. На 58-м маршруте я задержалась – работаю здесь уже четыре года. Звали меня и на большие автобусы, но я постоянно отказывалась и продолжаю стоять на своем. Причина все та же – маршрутка более маневренная.

Когда я работала на 99-м маршруте (одна конечная у него в Заводском районе, улица Пензенская, а другая – на кольце Молочки) фактически через полгорода проезжать приходилось. И вот представьте: садишься в Заводском, а когда приедешь на Молочку, неизвестно. Пробки, светофоры, аварии... Маршрут №58 меня устраивает больше. Полчаса в одну сторону, полчаса в другую. На одну «конечку» приехал – отдохнул, на другую приехал – отдохнул.

– Никогда не думали сменить маршрутку на такси?

– Таксовать никогда не хотела. Это все-таки совершенно другое. Считаю, что эта работа не для женщины. Для представительниц слабого пола очень опасная. Неизвестно, что за пассажир попадется, куда его везти и так далее. Тем более в газетах, интернете, по телевизору о разных случаях доводилось читать и слышать.

Мы с мужем, а он у меня тоже водитель маршрутки, никогда насчет такси и не думали. Хотя, безусловно, у таксистов нет начальников, они работают тогда, когда им удобно, могут подстраивать свой рабочий график под себя, корректировать его. Работать водителем маршрутки – значит работать полный рабочий день, потому что надо и план выполнить, и машину заправить, и что-то себе оставить.

– Как относится к вашей работе муж?

– Да спокойно. Это обыкновенная работа. Собственно, муж не может плохо к этому относиться, так как отчасти он меня подтолкнул к тому, чтобы пересесть за баранку маршрутки. Он мне говорил: «Выйди, попробуй». Я попробовала и вот до сих пор работаю. С мужем мы растим двоих пацанов. Одному 17 лет, другому – десять.

– Никто из них не хочет пойти по стопам мамы и папы?

– Старший у нас спортсмен. Он хочет поступать в военное училище. Вот младший пока бредит машинами. Я всю вторую беременность проездила за рулем, не сидела дома! Может, таким образом я и привила ему интерес к автомобилям. У младшего, кстати, иногда проскальзывает такое: «Мам, я буду водителем автобуса». Но ему всего лишь десять лет. Еще «стопятьсот» раз может поменять решение. В любом случае, я не буду настаивать, заставлять. Пускай и старший, и младший занимаются тем, чем хотят. Считаю, что водитель автобуса – неплохая работа. Главное, чтобы работа нравилась! У нас в городе полно водителей, которые относятся к своим обязанностям безалаберно, забывают порой, что перевозят людей. Вот их ряды не надо пополнять ни в коем случае.

Я занимаюсь любимым делом и счастлива! Ходить каждый день на нелюбимую работу – невыносимо.

– Быть водителем маршрутки – значит работать с людьми. А люди попадаются разные. Уверен, что и пьяных пассажиров вам приходилось перевозить, и просто буйных, раздраженных. Как вы на них реагируете?

– Я стараюсь на таких людей просто не реагировать, а делать свою работу. Бывало разное. Несколько раз пьяные даже засыпали у меня в маршрутке. Приходилось на «конечке» таких расталкивать. Если не удавалось в одиночку справиться, то звала на помощь ребят, своих коллег. Вообще, маршрут спокойный. С откровенным хамством мне сталкиваться не приходилось. Бывает, забудут что-то, так потом вежливо поинтересуются, не находили ли мы их вещей. В основном забывают перчатки. Урожай дамских перчаток можно начинать собирать с началом холодов. Иногда школьники забывают пакеты со сменкой. Все, что нахожу, отдаю диспетчеру.

– В том, что коллеги готовы вам всегда прийти на помощь, я не сомневаюсь. А как другие участники дорожного движения реагируют на женщину за рулем маршрутки?

– Да по-разному. Нормальные всегда пропускают, когда, например, от остановки отъ­езжаешь, а бывают и такие, которые подрезают. Хоть я и женщина, но на дорогах не требую к себе какого-то особого отношения. Считаю, что пропустить автобус, отъезжающий от остановки, обычное дело, независимо от того, кто сидит за рулем – мужчина или женщина. Стараюсь ездить аккуратно – все-таки не дрова вожу. Если вижу, что человек торопится, то лучше его пропущу. Я никуда не тороплюсь.

– Маршрут № 58 полностью дублирует трамвайный №10. Пассажиров хватает?

– Могу сказать, что 58-й – востребованный маршрут. Людей каждый день мы много перевозим. Еще нам помогает в этом трамвайчик (ну или мы ему помогаем). Если не было бы дублирования, то перевозили еще больше. Но мы не жалуемся. Пассажиров хватает всем – и маршруткам, и трамваям.

– Теперь о наболевшем. Многие водители для того, чтобы побольше заработать, набивают маршрутки так, что для некоторых пассажиров стоять на одной ноге покажется непозволительной роскошью. Бывают ли у вас такие ситуации?

– Давно уже поняла, что всех денег в мире все равно не заработаешь, равно как и всех пассажиров не перевезешь. Я всегда стараюсь себя представить на месте пассажиров – удобно ли мне было ехать в таких условиях. Когда стараешься набить полный салон, надо знать меру. Учитывая, что у нас в городе дорог как таковых нет, то каждую кочку пассажиры на себе очень хорошо чувствуют.

– Алла, как вы все успеваете? Или вас муж с детьми освободили от домашних обязанностей?

– Конечно же, нет! Я все, что надо, успеваю. Тут вопрос скорее правильного распределения времени. Я работаю пять дней в неделю. Выходные – суббота и воскресенье. Если вдруг у меня появляются какие-то дела, которые необходимо сделать в рабочие дни (например, какие-нибудь бумаги оформить или еще что-то), то мое начальство всегда идет мне навстречу. Не было ни одного случая, когда начальник мне отказал в выходном среди недели. Конечно, злоупотреблять-то тоже не надо.

А своих законных выходных мне вполне достаточно. Сейчас дачный сезон начался, поэтому мне дают выходных побольше, чтобы я еще и на грядке успевала покопаться. В свой первый выходной всегда отсыпаюсь – ни свет ни заря не вскакиваю. Потом убираюсь, делаю другие домашние дела. Ближе к вечеру мы с мужем едем закупать продукты, а потом готовим. Второй выходной могу полностью посвятить отдыху. Куда-нибудь с детьми сходим, погуляем или еще что-нибудь придумаем.

Дети у меня очень самостоятельные. На их помощь я могу всегда рассчитывать, они всегда готовы помочь. Порой даже и ужин приготовят.

– А как трудовые дни проходят?

– Маршрут у нас начинает ходить с половины седьмого. Но до этого времени водители должны приехать на фирму (в район Молочки) пройти осмотр у медика, у механика и только потом выходить на рейс. До Молочки я добираюсь на своей машине, оставляю ее там и пересаживаюсь на «Мерседес», еду в Агафоновку. Конечно, всем водителям 58-го маршрута нет необходимости к 6.30 приезжать в Агафоновку. Не все же одновременно стартуют в Мирный переулок. У нас есть очередь, и в порядке очереди диспетчер выпускает нас.

Наш маршрут раньше работал до 11 вечера. Но, как ни странно, когда ввели «пивной закон» (запрет на продажу после 22.00 алкогольных напитков. – Прим. авт.), то народу в ночные часы резко поубавилось. Теперь маршрут ездит часов до 10 вечера стабильно. Хочу сказать, что у нас один из самых «поздних» маршрутов в Саратове. Многим знакома проблема, когда уже после восьми вечера на общественном транспорте трудно уехать.

– Для пассажиров-то хорошо, что маршрутка ходит до позднего вечера, а вот для ваших детей... В будни вы их, получается, только спящими видите?

– Ну, я обычно с маршрута съезжаю раньше. До 10 я редко когда остаюсь работать. У нас есть ребята, которые работают допоздна. В вечернее время машин хватает. Так что я и детям успеваю время уделить, и дела домашние поделать.

– Алла, а приятно работать в чисто мужском коллективе?

– Вы знаете, да! Всегда была сторонницей того, что с мужчинами гораздо легче работать, нежели с женщинами. В женском коллективе, как ни крути, всегда присутствует зависть. Никому ничего нельзя рассказать, сплетни начинаются. С мужчинами в этом отношении проще. Мужчины всегда придут на помощь. Если что-то на дороге случается (ситуации разные бывают), ни один из моих коллег мимо не проедет, остановится, обязательно спросит, что случилось, а если требуется какая-то помощь, то непременно поможет.

– Какие у вас планы на будущее? Не планируете маршрут менять?

– Меня здесь абсолютно всё устраивает – руководство фирмы, коллеги, условия работы, маршрут. Никуда не хочу уходить! Ну а что дальше будет – поживем, как говорится, увидим...