Пенсий не будет

Оценить
Российская пенсионная система рискует никогда не выйти из процесса реформирования

Всю последнюю неделю очень активно обсуждаются пенсии и пенсионная система. Новостные ленты информационных агентств о каких-то новшествах, идеях, инициативах в этой сфере сообщали каждый день. В соцсетях тема пенсий всплывала буквально через слово. Да и в житейских разговорах с друзьями, коллегами и просто знакомыми – тоже. Главный смысл всех этих обсуждений в том, что с пенсиями население опять пытаются облапошить. Причем преуспеть в этом деле стараются не только органы власти. Банки, что интересно, пользуясь благоприятным моментом, тоже активно вступили в процесс.

«У меня есть пенсионные накопления?!»

«Я пришла в банк проконсультироваться по взятому год назад кредиту, а менеджер предложил мне перевести пенсионные накопления в их негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Мол, сейчас мои деньги, лежащие в ПФР, ничего не зарабатывают, а у них они будут расти на 10% в год», – так невинно началась история жительницы Саратова Елены, клиентки банка ВТБ24.

Кстати, до этого момента Елена и не подозревала, что у нее есть какие-то пенсионные накопления и вообще не особо стремилась разобраться в хитросплетениях российской пенсионной системы. Но вот благодаря банковским сотрудникам ввязалась и разобралась. И расплакалась (280 тысяч рублей за 25 лет трудового стажа), а потом расхохоталась.

«Самое интересное, что пока мне девушка по имени Алена (сотрудник банка) рассказывала про райские условия в их НПФ, она параллельно распечатывала какие-то документы, вводила мои данные в компьютер, попросила назвать ей пароль, который тут же пришел на мой телефон, а после радостно заявила, что вот, мол, и всё – деньги я перевела, осталось только подписать документ...» – рассказывает изумленная до растерянности Елена.

Подписывать что-либо клиентка ВТБ24 отказалась по той простой причине, что показали ей только последнюю страницу какого-то договора и это ее насторожило. Ознакомиться со всем документом и тем более взять его домой, чтобы посоветоваться с близкими, сотрудница банка не разрешила. Зато на телефон Елене пришло очередное смс-сообщение от некой компании (в названии которой есть слово «траст» и ничего не напоминает о ВТБ24) о том, что ее заявление о переводе накопительной части пенсии отправлено в ПФР.

Остаток дня переполошенная клиента банка потратила на то, чтобы выяснить, что в конечном итоге стало с накопительной частью ее пенсии, есть ли она вообще, и какую сумму собой представляет. Параллельно узнала реальную доходность накоплений рекламируемого банком НПФ – 4,4%, а не 10% – и то, что есть фонды поэффективней.

Только днем позже сотрудники ВТБ24 (а разговаривать Елена в этот раз пожелала только с представителями руководства) заверили ее, что никто никуда на самом деле пенсионные накопления не перевел, потому что без подписи заявителя сделать это невозможно. Но стало бы возможным, если бы Елена по просьбе оператора Алены подписала последнюю страницу документа, которым оказался договор с НПФ. От своих слов про супердоходность и прочие блага НПФ сотрудники банка, кстати, поспешили отказаться. Как и от того факта, что не давали договор для изучения.

Хитрость – дело уголовное

История о том, как банки хитростью приобретают клиентов для своих НПФ, показательная и не единичная. На аналогичные не совсем честные методы работы жалуются клиенты самых разных кредитных организаций. И даже такие уважаемые, казалось бы, структуры, как ВТБ (главой которого является один из близких друзей президента страны) или Сбербанк (вообще единственный банк, которому большинство россиян готовы доверять только потому, что он «государственный»), как показывает практика, с удовольствием пользуются сомнительными схемами обработки клиентов.

Некоторые заходят совсем уж далеко в борьбе за наши деньги. Вот, например, в Волгограде один из таких случаев закончился прокурорской проверкой деятельности банка и НПФ и признанием их действий незаконными. Там клиентами негосударственного пенсионного фонда в принудительном порядке стали сразу шесть сотрудниц одного из волгоградских детских садов. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что они стали жертвами недобросовестных трансфер-агентских центров, коими часто выступают и банки, и сами НПФ.

Дело в том, что перевод пенсионных накоплений граждан в УК или НПФ осуществляется на основании заявлений застрахованных лиц, поданных ими лично через управление ПФР или через организацию, заключившую с Пенсионным фондом соглашение о взаимном удостоверении подписей (трансфер-агент).

Агенты, в чьи задачи входит привлечение клиентов в НПФ, работают за комиссию, и потому, как поясняют эксперты, чтобы заработать больше, некоторые из них идут на риск – достают паспортные данные и подделывают подписи (как в волгоградском случае). А потом, мол, люди с удивлением узнают, что их пенсионные накопления ушли в неизвестном для них направлении. Подобного рода действия, к слову, подпадают под действие статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление, использование поддельных документов», предусматривающей наказание в виде штрафа, общественных работ или лишения свободы на срок до четырех лет.

В случае с нашей героиней Еленой в ее истории с ВТБ24 до подделки документов не дошло. Тут в ход были пущены отвлекающие маневры и уловки в виде смс с сообщением о подаче заявления в ПФР о переводе пенсионных накоплений в НПФ. Скорее всего, никакого заявления не было (только если в банке не подделали подпись клиентки). Кстати, в региональное управление ПФР наша героиня на всякий случай тоже обращалась – хотела узнать, действительно ли в Пенсионный фонд России от нее поступило то самое заявление. В саратовском представительстве фонда этого заявления не нашли, но здесь предположили, что оно могло быть отправлено в федеральный офис. Успокоили, что в любом случае ПФР обязан рассылать гражданам уведомления о результатах рассмотрения поступивших заявлений о выборе негосударственного пенсионного фонда. И если вы получили такое письмо и обнаружили в нем настораживающие вас сведения, не раздумывайте долго и обращайтесь за разъяснениями в территориальное Управление ПФР.

Есть время подумать. И понять

Теперь о самой накопительной части пенсии будущих пенсионеров (1967 года рождения и моложе) и почему за нее так активно борются НПФ. Наша героиня Елена, например, была уверена, что никаких накоплений у нее уже нет, потому что она «молчун» и право распоряжаться своей накопительной частью истекло для нее вместе с 2015 годом.

«Кроме того, государство же забрало у нас наши накопления за последние два года, так чего о них теперь беспокоиться?!» – удивляется Елена. Многие думают так же, поэтому поясним.

Во-первых, «молчунами» называли тех, кто никогда не принимал решений о переводе своих пенсионных накоплений в НПФ. А с 2015 года, когда вся пенсия стала делиться на страховую и накопительную, «молчунами» стали называть тех, кто не заявлял о своем решении сохранить или отказаться от накопительной части в принципе. Определиться нужно было до 31 декабря 2015 года. То есть граждане 1967 года рождения и моложе, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, должны были выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии – 6% или 0%. При выборе второго варианта все отчисления в ПФР, сделанные работодателем, зачислялись бы в страховую часть пенсии. Продолжающееся молчание «молчуна», пенсионные накопления которого формировались в ПФР, было расценено как отказ от формирования накопительной части пенсии. Сохранилась она только у тех, кто перевел накопления в НПФ или УК.

Однако на право распоряжаться ранее сформированными накоплениями никаких ограничений не существует. То есть у нашей героини Елены и сейчас есть возможность передать свои 280 тысяч рублей, накопленные с 2002 года (когда накопительная пенсия вообще появилась в пенсионной системе) по 2012 год (до вступления в силу моратория на пенсионные накопления) в любой НПФ. Именной этой возможностью ее и пытались заставить воспользоваться в ВТБ24.

Принимая решение о сохранении накопительной части пенсии, гражданин мог выбрать, где она будет формироваться: оставить ее в ПФР или отдать в управление частному фонду. По данным ПФР, в 2015 году решение о переводе пенсионных накоплений в НПФ приняли свыше пяти миллионов человек. Около 300 тысяч россиян передали свои накопления частным управляющим компаниям.

И да – начиная с 2013 года, на формирование накопительной части ежегодно вводится мораторий. Все пенсионные взносы зачисляются в страховую часть, то есть «замораживаются» в бюджете ПФР. Счала причиной такого решения правительство РФ называло необходимость провести проверку всех НПФ и УК, затем возникла необходимость поддержать Крым, потом Внешэкономбанк. Мораторий был продлен и на текущий 2016 год. Однако некоторыми экспертами эта новость была воспринята как продление и срока на раздумье для «молчунов», которые за весь 2015 год так и не решили, нужны им пенсионные накопления, которые можно инвестировать, или они обойдутся страховой пенсией.

Путаницу в этот вопрос внесло и решение Минфина, Минэкономразвития и ЦБ поддержать предложение финансового рынка продлить срок, в течение которого граждане смогут выбирать между накопительной и распределительной пенсией, до 2018 года. Однако для того, чтобы у молчунов действительно появилось дополнительное время на раздумья, нужно было внести соответствующие поправки в соответствующий закон. Сведений о таких поправках в открытом доступе нет. А в ПФР уверенно заявляют, что время на раздумья у «молчунов» истекло 31 декабря 2015 года.

Новые реформаторские идеи: копите, в общем, сами!

Тем не менее, дальнейшая судьба накопительной части пенсии так до конца и не решена. Правительственные ведомства продолжают спорить на этот счет и готовят очередную пенсионную реформу. Из последних новостей на эту тему известно следующее.

Система пенсионных накоплений может быть сохранена, но в несколько ином формате. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на слова министра финансов Антона Силуанова, Минфин совместно с ЦБ детально проработали механизм формирования пенсионных накоплений граждан. И это будет «добровольная накопительная система с постепенным вхождением».

«Чтобы воссоздать накопительную систему, каждый гражданин должен формировать себе такие накопления, иметь четкое понимание, сколько средств он накопил. Эти деньги будут наследоваться, эти средства могут быть изъяты на какие-то цели после накопления определенной суммы на этом счете (например, на цели здравоохранения). Целый ряд новаций, которые работают в других странах и являются серьезным финансовым подспорьем человеку, вышедшему на пенсию», – говорит Силуанов.

При этом, по его словам, пенсионные накопительные счета могут быть открыты либо в пенсионных фондах, либо в коммерческих банках, это будут абсолютно надежные вложения, потому что будут гарантированы теми инструментами, которые сегодня работают для банковских счетов.

Другими словами, вместо пенсионных накоплений предлагается ввести «индивидуальный пенсионный капитал» (по аналогии с материнским капиталом), причем накопления обещают признать собственностью граждан. Однако копить на пенсию, согласно новым идеям главного финансового ведомства страны, граждане должны будут самостоятельно.

«Мы говорим о том, что работающие граждане должны сами тоже заботиться о своем будущем», – отмечает министр. Эту мысль Силуанова продолжил его заместитель Алексей Моисеев, который заявил на днях, что граждане, которые получают зарплату свыше 40-50 тысяч рублей в месяц, «должны копить сами».

Кроме того, Минфин при поддержке Минэкономики продолжают настаивать на отмене выплат пенсий работающим пенсионерам. Эти же ведомства предлагают отменить досрочные пенсии для учителей и врачей.

В этом вопросе с ними спорит Минтруд, ограничившись увеличением срока стажа для досрочной пенсии с 30 до 40 лет. Но и эта идея уже получила серьезный общественный резонанс.

Девиз воспитания – «Наши дети – наша пенсия»

В сущности, российская пенсионная система бесконечно реформируется все последние 15 лет. И каждое новое сообщение о каких-либо изменениях в ней россияне уже давно воспринимают упрощенно – «пенсий не будет».

Некоторые эксперты так и вовсе всерьез заговорили о том, что гарантированное пенсионное пособие от государства – явление вредное и опасное и лучше обойтись без него.

Так, например, Анатолий Вассерман (эксперт в самом широком смысле слова) заявил, что считает гарантированную пенсию, государственные выплаты и личные сбережения потенциально опасными для общества ввиду того, что люди должны надеяться на подрастающее новое молодое поколение, которое обеспечит их в старости.

По его словам, дело в том, что деньги дают уверенность на хорошую и спокойную старость, и из-за этого молодежь перестают воспитывать должным образом. Публицист, недавно получивший российское гражданство, считает, что нужно следовать девизу «Наши дети – наша пенсия». И пробудить общество на должное воспитание своих потомков станет возможным только при угрозе полной отмены пенсий.