20 лет жизни, судьбы, работы

Оценить
Драма театра и драма актеров длиной в 415 страниц

За чередой культурных мероприятий второй половины минувшей недели можно было упустить из виду куда менее масштабное, но уж точно не менее значимое событие – презентацию книги заведующего литературно-драматургической частью академического театра драмы Ольги Харитоновой «ДрамаСаратов. 1996 – 2016. Тире между двумя датами», название которой говорит само за себя. В четверг, 19 мая, Ольга Игоревна представила свой труд в камерной обстановке музея Федина.

Как понятно по названию, в книгу вошли работы о театре за 20 лет. Это и рецензии на спектакли, и интервью, и очерки про бывших и нынешних актеров. Кого-то из них уже нет в живых. Нет Николая Маковского, главу о котором «Рукописи не горят. Сгорают люди» Ольга Игоревна зачитала на презентации целиком. Еще два текста – об Александре Галко (накануне презентации было 40 дней, как его нет с нами) и Людмиле Гришиной – прочитали два актера театра – Татьяна Родионова и Юрий Кудинов.

Крупная во всех смыслах книга богато иллюстрирована черно-белыми фотографиями спектаклей и быта театра, и, как верно заметила автор, даже если руки не дойдут прочитать книгу, пролистать ее будет интересно.

На презентации Харитонова сразу постаралась ответить на два вопроса. Первый – о хронологии. Большинство текстов книги были написаны изначально для газеты «Саратов», с которой Ольга Игоревна начала сотрудничать в 1996 году. Именно эта дата и стала отправной точкой. Второй предугаданный вопрос – это вопрос о деньгах. Все просто – их дал Олег Табаков, вернее, некоммерческий благотворительный фонд Олега Табакова. Как следствие – книга не предназначена для продажи и будет свободно распространяться. Тираж, к счастью, не самый маленький – 500 экземпляров, но Ольга Игоревна говорит, что уже сто экземпляров разошлись, и ей поступило много заказов от московской диаспоры саратовцев.

Ответила Харитонова и на вопрос, почему после 2013 года в книгу попала только одна публикация в прессе. Все предельно просто – потому что она уже не сотрудничает со СМИ так, как раньше – нет такой возможности публиковаться. «Статьи о культуре, вы сами знаете не хуже, чем я, сейчас не нужны», – грустно констатировала автор. Хотя есть издания, которые просят им писать, но Ольга Игоревна не будет никогда это делать. Столичная же пресса уделяет внимание Саратову, как и любому другому провинциальному городу, по остаточному принципу.

Работа журналиста полна курьезов, замечает Ольга Игоревна. Бывают случаи, когда провальное, на первый взгляд, интервью оказывается очень удачным, – так было у нее в свое время с Владимиром Машковым, который оказался совсем другим человеком, чем она думала. Бывает и наоборот – разговор хорошо идет, а текст не получается. Не обошлось в ее журналистской практике и без срывов – в свое время интервью ей отказывались давать Олег Басилашвили, а Владимир Краснов не признал написанный по итогам беседы текст.

Отдельно о книге высказалась главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина. Она отметила, что это – образец высокой журналистики, абсолютного бесстрашия и честности оценки. И что книгу нужно использовать как учебник абсолютно на всех факультетах журналистики, а скептические замечания, мол, театральная критика – это далеко не самая популярная отрасль прессы, неуместны. А еще книгу хорошо бы издать факсимиле, поскольку у Харитоновой прекрасный почерк, а многие тексты были написаны от руки.

Напоследок нельзя не упомянуть о том, что книга сопровождена двумя небольшими предисловиями Олега Табакова и Алексея Слаповского. Процитируем немного первого: «Ольга Харитонова – яркий представитель когорты истинных служителей русского театра. <...> Если она высказывается, то крайне деликатно, что весьма немаловажно для человека ее профессии. Каждый созданный Ольгой Харитоновой рассказ о премьерных спектаклях Саратовского театра драмы представляет собой реальной, многоуровневый анализ, не теряющий с годами своей актуальности».