Сомнительная археология
21 мая горожане массово занимались бегом и спортивной ходьбой: с утра – Ресторанный день, вечером – Ночь музеев. По-прежнему каждый музей стремится показать себя с самой лучшей стороны и обойти конкурентов, из-за чего многие саратовцы вынуждены были носиться по всему центру города, а иногда даже выбираться за его пределы. Например, в Парк Победы в Музей боевой и трудовой славы, который, надо заметить, работал всего до 20:30 – видимо, в силу отдаленности от конкурентов. Ну а мы обозреваем программу Ночи музеев.
Самый молодой музей, принявший участие в мероприятии – Музей занимательных наук Эйнштейна – показал зрителям химическое шоу «Трюки науки» и электрическое «Тесла-шоу». Помимо этого на площадке рядом с музеем выступили саратовские музыкальные группы. Музей наук подхватил эстафету у Дома Кузнецова, также славящегося любовью к живым выступлениям местных рокеров. Помимо этого работники музея презентовали выставку «Археология сомнения» художников из Волгограда. «Археология сомнения» – очень достойный проект, который с иронией показывает, что не стоит доверять увиденному. Представленные на экспозиции работы мимикрируют под археологические находки, в то время как на самом деле являются не более чем обычными муляжами и оригинальными вещицами, появившимися только благодаря фантазии его авторов. Надо отдать должное и куратору выставки – Антону Вальковскому –иронично, долго и увлекательно вести экскурсию в десятый раз (а мне довелось видеть именно десятую) надо уметь!
Не менее ироничной оказалась и выставка москвича Леонида Петрушина «Пигмалион», разместившаяся формально за пределами музея Кузнецова – на соседнем разрушающемся доме, который уже давно хотят присоединить к себе музейные работники. Окна, вернее, дыры на их месте теперь занавешены фотографиями скульптур.
Находящийся в паре минут ходьбы от музея Кузнецова Дом кино тоже решил присоединиться к празднику и устроил эксклюзивный показ документального фильма «Иероним Босх: Вдохновленный дьяволом».
Музей краеведения по традиции представил программу-квест. Называлась она, как и известный интернет-ресурс, «КиноПоиск» и была посвящена Году российского кино. По традиции музей не стал делать огромный список мероприятий, а просто обозначил главное. Что, впрочем, не помешало ему в очередной раз собрать массу посетителей.
В очередной раз порадовал музей Радищева. В первую очередь, это касается познавательной лекции Екуба Гаффарова «Фотографический портрет. От модерна к постмодерну», которая была посвящена тому, как трансформировался портрет в XX веке. Если в первой половине века было важно зафиксировать «реальность», показать человека в момент «идеального» состояния, то со временем фотографы стали стремиться представить свое субъективное видение, допускать элемент случайного и вообще снимать человека так, как будто тот застигнут врасплох. Сейчас же, в век постмодерна, фотолюбители тяготеют к концептуальности, отказываются от привычной эстетики и, в общем-то, от строгих канонов. Что, замечает Екуб, вовсе не означает, что из фотографии исчез модерн. Просто все снимают, как хотят.