Дом жандармского подполковника
В начале XIX века отдельные постройки Саратова располагались, по тогдашним меркам, далеко в степи и доходили до нынешней улицы Радищева. Губернский архитектор Х.И. Лоссе в составленном в 1803 году плане города предусмотрел значительное расширение городской территории. На новой территории предлагалось создать несколько площадей, в том числе и торговую – Хлебную.
Вячеслав Давыдов, краевед
Законченная строительством в начале 1840-х годов церковь в честь Вознесения Господня по придельному храму во имя святителя Митрофана дала название площади – Митрофановская. Так же стали называть и базар, на краю которого, в небольшом переулке, носившем название Мирный, в сторону улицы Большой Казачьей находились два домовладения, принадлежавшие большому семейству чиновника А.М. Свиридова.
С образованием в 1892 году АО Рязано-Уральской железной дороги было сформировано и Рязано-Уральское жандармское полицейское управление с центром в Саратове и отделениями по городам и уездам. С момента создания Новоузенского отделения его возглавлял ротмистр Сергей Иванович Балабанов, получивший образование в Саратовском реальном училище и Чугуевском пехотном юнкерском училище. В 1903 году Сергея Ивановича перевели на должность начальника саратовского отделения, а к 1916 году он уже имел чин подполковника. Для жительства он подыскал себе домовладение в Мирном переулке, которое и купил в 1910 году у Свиридовых. В конце этого же года Балабанов принимает решение о перестройке имевшихся на дворовом месте деревянных строений. На исходе лета 1911 года лицевой дом по линии Мирного переулка и флигель в левом заднем углу двора были готовы.
Деревянный из пластин главный дом был обложен кирпичом, а с лицевой стороны предполагалось еще обложить его «бетонными плитками и лепною работою с мраморной крошкой, с двумя балконами с железными решетками» (балконы исчезли в начале 1950-х годов). Деревянный в два этажа флигель также облицевали силикатным кирпичом. В доме и жилом флигеле устроили ванны и клозеты с полным оборудованием, провели электрическое освещение.
Надо отметить, что, как писал современник, «ротмистр Сергей Иванович Балабанов положительно выделялся из всех присутствовавших... своей импозантной наружностью. Представьте себе затянутого в полную парадную жандармскую форму великолепного мужчину с сильно выраженной южноармянской внешностью, лет сорока, среднего роста, крепкого, довольно коренастого брюнета... Несомненно, что такой характер домовладельца повлиял на выбор стиля перестраиваемого дома, который он также стремился сделать «импозантным». Высокие аттики, лепные гирлянды и венки, керамическая облицовка стен до сих пор привлекают внимание горожан.
Отдельные квартиры в доме сдавались. Здесь жил первый ректор Саратовского Николаевского университета Василий Иванович Разумовский, заслуженный ординарный профессор, доктор медицины, действительный статский советник. В соседней квартире обитал его сын Вадим, коллежский секретарь, исправляющий должность помощника секретаря Саратовской судебной палаты.
Но в январе 1917 года Балабанов расстался со своим домовладением, продав его енотаевскому мещанину В.П. Типкову. После февральской революции жандармский подполковник Балабанов попал под репрессии по распоряжению Временного правительства. А в 1918 году он был арестован уже большевиками и «отправлен на баржу, стоящую на якоре среди Волги». Последняя информация о нем была такой: «...из сидевших погиб лишь один из числа 25, ранее переведенных с баржи в тюрьму № 3 – полковник Балабанов, был расстрелян в 1919 г., а остальных же из этой группы продержали месяц и отпустили».
А бывшее дворовое место Балабанова было использовано новой властью. Напротив, через Мирный переулок, находились так называемые «Гудковские казармы». В послереволюционные дни здесь, по традиции, размещались различные воинские подразделения и призывной пункт, и было признано удобным бывшую усадьбу Балабанова отдать под размещение воинского комиссариата, который находится здесь и поныне.