Не уходи, семёрка!
Столица России отказывается от троллейбусов. Центр Москвы в скором будущем покинут восемь троллейбусных маршрутов. Изначально, правда, планировалось заменить их новенькими электробусами, но в итоге Евгений Михайлов, глава «Мосгортранса», признался, что место троллейбусов на центральных улицах займут автобусы. Повторит ли наш город столичный опыт?
Раз в 15-20 минут
Отправиться в путешествие на троллейбусе № 7 «Площадь Ленина – поселок Елшанка» туда и обратно я решил с утра пораньше в пятницу. И уже в начале девятого утра стоял в ожидании на остановке на 3-й Дачной.
После 15 минут праздного шатания от одного ларька на остановке до другого я поинтересовался у мужчины, стоящего рядом, ходит ли семерка, не отменили ли еще. Оказалось, что мужчина ждет тот же троллейбус. «Скоро придет. Обычно они ходят раз в 15-20 минут, – пояснил он. – Я на пенсии, но продолжаю работать – дежурю на автостоянке. Вот сейчас еду домой с дежурства. Времени у меня вагон и маленькая тележка, – объясняет мужчина. – А когда временем располагаешь, то и подождать не грех. Маршрутки я на дух не переношу. Это не транспорт, а скотовозка какая-то. Есть еще вариант перейти на другую сторону и сесть там на 75-й или 18д, но они могут идти забитыми. Лучше уж на троллейбусе. Тише едешь – дальше будешь». Тем временем на мосту показался нужный нам транспорт.
На 3-ю Дачную троллейбус привез из Елшанки и окрестных районов человек 30. Оно и понятно: утренние часы, люди едут на работу. А вот зашло в троллейбус от силы человек 5-7. Водитель не стал долго стоять на конечной и ждать, пока набьется полный салон, как это делают автобусники. Минуты через три троллейбус стал заворачивать на мост. Это порадовало. Но вот двадцатиминутное ожидание... Я был бы не готов каждое утро по 15-20 минут стоять на остановке. Хорошо еще, что на 3-й Дачной было где укрыться от моросящего дождя, который шел в пятницу утром. А иначе и в маршрутку, которую на дух не переносишь, зайдёшь с радостью.
Двойник безрогий
Удивительно, но до конечной остановки (кольцо Елшанки) мы доехали практически за то же время, которое я стоял на 3-й Дачной. Вот только услугами рейса воспользовалось мало пассажиров.
У троллейбуса № 7 есть двойник – правда, без «рогов». Точь-в-точь его маршрут копирует автобус № 85. Во время ожидания на площади Ленина ни одного 85-го я не увидел. И опять стал думать, что его отменили. Но кондуктор троллейбуса заверила меня: «Ходит! Что-то сегодня их, правда, мало».
«На кой он вообще нужен, этот автобус, ума не приложу? – вступила в разговор пенсионерка на соседнем сиденье. – Едет троллейбус, а за ним и автобус. Нет троллейбуса и нет, как назло, и автобуса. Ноги у меня не те уже, чтобы по переходу переходить и на 75-й садиться. Семерка и 85-й мне удобнее».
На вопрос старушки я ответа найти не смог. У нас в Саратове, к сожалению, прижилась система полного дублирования маршрутов. Например, трамвай № 10 полностью дублируется маршруткой № 58. Но 58-е ходят гораздо чаще трамвая, поэтому их польза для жителей очевидна. А вот троллейбус № 7 или автобус № 85, например, после семи часов вечера не дождаться.
Вечер – не троллейбусное время
«Насчет рентабельности ничего не могу сказать. Но люди пользуются троллейбусами – что семеркой, что одиннадцатым. Я и сам периодически пользуюсь троллейбусом. Заполняемость салона в час пик приличная, как минимум все сидячие места заняты», – рассказывает мне пассажир Дмитрий Комаров.
По мнению Дмитрия, у маршрута № 7 абсолютно те же проблемы, что и у других троллейбусных маршрутов, а именно большие интервалы, раннее окончание движения, дублирование автобусами. «Троллейбус № 11 работает более-менее стабильно, там есть и дежурный график (последний троллейбус, дежурный, от площади Ленина отправляется в 21:20. – Прим. авт.). А вот на седьмой маршрут выпускают всего три троллейбуса. Из-за этого интервал в движении может время от времени достигать даже 30 минут. Часто люди, не дождавшись троллейбуса, идут на автобусы или маршрутки. Маршрут работает примерно до 19:00. Это тоже не очень хорошо, так как в вечернее время в сторону Елшанки есть неплохой пассажиропоток. Например, 75-й, 18д заполняются нормально», – продолжает рассказывать мне Дмитрий.
Конкуренты и плата за проезд
Троллейбус № 7 по количеству маршрутов-дублеров, наверное, в Саратове в числе лидеров. Во-первых, его полностью дублируют автобусы 75 и 18д, следующие от железнодорожного вокзала и Заводского района соответственно. Во-вторых, это практически все маршрутки, идущие в Жасминку, Дачный, Сокол, Сторожевку (37, 37а, 239, 239а, 242). Какие-то из них семёрку дублировать начинают от Трофимовского моста, с которого выезжают на Московское шоссе, а какие-то полностью.
Еще одни конкуренты – это междугородние автобусы. «Не знаю, кто как, а я пользуюсь 491-м автобусом (поселок Светлый – ж/д вокзал. – Прим. авт.). Ходит он по расписанию, а до вокзала идет по новой дороге, – говорит жительница ВСО Мария. – Там все-таки вероятность простоять в пробке меньше. Стоимость проезда такая же, как и в городских автобусах, 17 рублей. Самое главное – не опоздать и чтобы он остановился. А то бывает и мимо проезжает. Тогда я втискиваюсь в 75-й».
«Считаю, что необоснованно столько маршрутов пускать до Жасминки и дальше по Московскому шоссе, – говорит студент Максим. – Понятно, что иногда ими пользуются не только те, кому надо в Жасминку или на Дачные. Многие добираются на них до КБ, ВСО, «Явы». Я сам живу на Буровой. Думаю, если хоть один маршрут пустить до Жасминки через Буровую, было бы здорово. Бывает, надо доехать до 3-й Дачной. На 75-м долго, так как этот автобус через всю Буровую едет, а 35-го, 18д и 11-го троллейбуса может долго не быть. Тут и пригодился бы какой-нибудь 37-й или 37а. И заодно Московское шоссе разгрузили бы».
Повышение платы за проезд также отрицательно сказалось на электротранспорте. Если раньше разница между билетом в троллейбусе и маршрутке составляла два рубля, то сейчас всего рубль. Для многих саратовцев это не повод стоять на остановках лишние 10 минут в ожидании троллейбуса. «Когда учился в университете, я покупал себе студенческий проездной билет. Цена была приемлемой. Окупал он себе в несколько раз. После окончания университета я решил как-то купить себе гражданский проездной. Если покупать либо на трамвай, либо на троллейбус, то готовь 700 рублей. Если и на трамвай, и на троллейбус, то 840. Это почти 50 поездок. В принципе он бы окупился. Я еще и сэкономить мог, но при условии, если трамваи и троллейбусы будут ходить исправно. А они у нас так ходят? Постоянно то одно, то другое. Поэтому для меня лучше расходы здесь и сейчас, чем сомнительная экономия. Тем более что многие троллейбусы в депо отправляются уже в шесть-семь вечера. Я как-то надеялся уехать на вокзал на 10-ке после шести вечера. Минут сорок надеялся, а потом плюнул и на автобус сел», – жалуется менеджер по продажам Алексей Дмитриев, который теперь в киоск, в которых продаются проездные, заходит разве что за сигаретами или жвачкой.
64 – не возраст
В ноябре этого года саратовская троллейбусная система отметит свой 64-й день рождения.
В 1952 году на новый маршрут «Железнодорожный вокзал – площадь Революции [нынешняя Театральная]» вышло пять троллейбусов. В последующие 20 лет троллейбусная система города расширялась и расширялась.
В апреле 1964 года была открыта первая линия в Энгельсе. А в 1966 году впервые по мосту, соединяющему Саратов и Энгельс, пошел троллейбус № 9. Уникальность этого маршрута в том, что он соединял два города. А междугородних троллейбусов в мире не так-то уж и много. В 2004 году их список сократился, после того как на мосту Саратов – Энгельс упала опора, держащая контактную сеть.
Сегодня в Саратове действует 11 троллейбусных маршрутов, а их общая протяженность составляет почти 87 километров.