Именитый гражданин Вольска
Город Вольск к началу XIX века приобрел известность благодаря активной торговле здешних купцов и мещан. Славился город не только богатством, но и красотой. Живописный вид ему придавали рельеф местности, обилие водоемов и зелени. Застройка города демонстрировала благосостояние жителей: уже в конце XVIII века в Вольске были выстроены каменные дома. Пять из них принадлежали знаменитому откупщику Василию Алексеевичу Злобину.
Судьба Злобина казалась современникам удивительной. Он был сыном дворцового крестьянина (т. е. несшего в пользу великих князей и царей феодальную повинность) слободы Воскресенской Малыковской волости Алексея Половникова. Фамилия Злобины была присвоена его сыновьями. Алексей Половников переселился с семьей в Малыковку, где Василий Злобин благодаря своим способностям получил должность волостного писаря. Это было началом его карьеры. В 1781 г. после преобразования Малыковки в город Вольск Василий Алексеевич был избран в число ратманов (выборных членов городского самоуправления). Вскоре он стал городским головой, а в 1787 г. был вторично избран на эту должность.
Василий Злобин выгодно женился на дочери богатого крестьянина Волковойнова Пелагее. Может быть, именно приданое жены послужило базой дальнейшего наращивания капитала. Однако предания называют основой успехов Злобина его знакомство с генерал-прокурором князем А. А. Вяземским, которому якобы Василий Алексеевич оказал какую-то услугу, и с князем В. П. Кочубеем.
Откупной деятельностью Злобин стал заниматься в 1785-1786 гг. С начала 90-х гг. она приобрела более широкие масштабы. Василий Алексеевич держал откупа на вино в нескольких губерниях, на соль из Эльтонского соляного озера, а также на производство игральных карт (совместно с компаньоном) – по всей империи.
Злобин снимал дом в Петербурге, имел недвижимость в Саратовской губернии. Мемуаристы отмечали в нем чувство любви к своей малой родине. Он тратил деньги на построение и богатое убранство каменного дома в Вольске, на разведение там садов, в столице «жил как на ночлеге». А «при имени родины его, в которой надеялся провесть остаток жизни, навертывались у него иногда слезы».
Надо сказать, что петербургский «ночлег» откупщика был весьма солидным – наемный трехэтажный дом с дорогой мебелью, картинами и бронзовыми украшениями, которые «без вкуса и порядка» загромождали интерьеры. Один мемуарист вспоминает, что в первые годы XIX века Злобин «не было в Петербурге ни одного человека, который бы не знал его».
В течение примерно двадцати лет дела Василия Алексеевича шли успешно. В этот период его ежегодный доход, как сообщает историк Николай Иванович Костомаров, достигал 500 тысяч рублей. Благодаря богатству и связям с высокопоставленными лицами Злобину удалось изменить свое социальное положение – он получил звание именитого гражданина Вольска, благодаря чему владел загородными домами и садами. Мало того, он сумел обеспечить своему сыну возможность государственной службы и достижения чина, который давал право на потомственное дворянство. Константин Васильевич Злобин, а впоследствии и его сын Константин Константинович стали дворянами и были внесены в дворянскую родословную книгу Саратовской губернии.
Однако материальное благополучие Василия Злобина оказалось непрочным: в конце концов он разорился, и его имущество было продано с торгов. Причиной разорения исследователи называют не только «гибельный 1812 год», а также недобросовестность деловых агентов Василия Алексеевича и неосторожное проявление им враждебности по отношению к влиятельным лицам. Он переехал в Вольск, где умер в 1814 году в возрасте 61 года, пережив не только свое богатство, но и собственного сына, который умер на год раньше отца. Разорение Злобина повлекло за собой тяжелые последствия для всего Вольска, потому что поручителем за его откупные операции выступало городское общество. На жителях города остался огромный долг в 1 млн 353 тыс. рублей, который был аннулирован только в 1829 году.