Любовь и поколения
Люди любят подглядывать. Подглядывать за чужой любовью, за закулисными интригами. Особенно когда дело касается театра или кино. Академический театр драмы предоставил эту возможность саратовскому зрителю в полной мере: 14 мая состоялась премьера нового спектакля «Снимается кино» Никиты Рака по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, интересной мелодрамы про муки творчества и муки творческих людей.
«Снимается кино» – это одна из ранних пьес Эдварда Радзинского. Нового драматурга заметил Анатолий Эфрос и начал ставить его в театре. Спустя 51 год мелодрама добралась и до Саратова.
«Снимается кино» – это живое отражение эпохи: постепенно сходящая на нет оттепель и наступление застоя, это эпоха, когда уже стало понятно, как можно делать, но как делать не нужно, чтобы не иметь в дальнейшем проблем. Во всяком случае именно этой теме посвящена одна сюжетная линия произведения Радзинского. Федор Нечаев (Андрей Седов) снимает кино про любовь. Съемки идут сложно: Федору Федоровичу и хочется, с одной стороны, снимать, а с другой – голова его забита совсем другими вещами. А тут еще и козни строятся, когда коллеги предпочитают избегать конкретики в словах, например Ирина Кирьянова (Эльвира Данилина), а давний друг и по совместительству чиновник, от решения которого зависит дальнейшая судьба ленты, Трофимов (Григорий Алексеев), сначала дает зеленый свет, а потом разносит картину в пух и прах. Потом он, разумеется, по-дружески попытается замять дело, начнет оправдываться перед Нечаевым, но дружбе конец. Как метко замечает режиссер, Трофимов пытается одновременно быть и человеком, и карьеристом, но не получается ни то и ни другое.
Но главная тема, разумеется, про любовь – любовь как к ближним, где совершенно чудесно показан конфликт поколений между Кирьяновой и Надеждой Леонидовной (Евгения Торгашова), так и семейная любовь. Герой Седова разрывается между женой (Наталья Кошелева) и молодой девочкой Аней (Екатерина Ледяева), пришедшей сниматься ради денег. Аня напоминает ему жену в молодости. Искра, вспышка... И снова конфликты, конфликты, конфликты – как любовные, так и поколенческие, поскольку любовный треугольник стремится обрасти новыми углами.
«Снимается кино» – это мелодрама, ставящая перед зрителем много вопросов, но не дающая на них однозначных ответов. Подобно героям Чехова герои Радзинского, а вслед за ним и Рака, ни в чем не виноваты, но и виноваты во многом – что не последовательны, что жестоки, что пытаются выглядеть мучениками, заставляя при этом больше мучиться других. И все эти обвинения выдвигают тоже далеко не белые и пушистые герои, а такие же заблуждающиеся души.
Спектакль Рака станет очередной удачной постановкой театра. И хотя первое действие, кажется, пока несколько проседает по сравнению со вторым (диалоги удались гораздо лучше массовых сцен), постановка должна полюбиться зрителям: уж больно хорош сам материал и уж очень хорошо с ним справляются актеры. Нельзя не оценить и некоторые режиссерские задумки, например незаметное введение в пространство спектакля знаменитой песни «Город золотой» Бориса Гребенщикова, которая на момент создания пьесы (1965 год) еще не появилась на свет. Интересна и концовка Рака, отличающаяся от концовки Радзинского. А чем – лучше посмотрите сами.