Любовь и поколения

Оценить
Любовь и поколения
Вопросы без ответов спустя полвека

Люди любят подглядывать. Подглядывать за чужой любовью, за закулисными интригами. Особенно когда дело касается театра или кино. Академический театр драмы предоставил эту возможность саратовскому зрителю в полной мере: 14 мая состоялась премьера нового спектакля «Снимается кино» Никиты Рака по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, интересной мелодрамы про муки творчества и муки творческих людей.

«Снимается кино» – это одна из ранних пьес Эдварда Радзинского. Нового драматурга заметил Анатолий Эфрос и начал ставить его в театре. Спустя 51 год мелодрама добралась и до Саратова.

«Снимается кино» – это живое отражение эпохи: постепенно сходящая на нет оттепель и наступление застоя, это эпоха, когда уже стало понятно, как можно делать, но как делать не нужно, чтобы не иметь в дальнейшем проблем. Во всяком случае именно этой теме посвящена одна сюжетная линия произведения Радзинского. Федор Нечаев (Андрей Седов) снимает кино про любовь. Съемки идут сложно: Федору Федоровичу и хочется, с одной стороны, снимать, а с другой – голова его забита совсем другими вещами. А тут еще и козни строятся, когда коллеги предпочитают избегать конкретики в словах, например Ирина Кирьянова (Эльвира Данилина), а давний друг и по совместительству чиновник, от решения которого зависит дальнейшая судьба ленты, Трофимов (Григорий Алексеев), сначала дает зеленый свет, а потом разносит картину в пух и прах. Потом он, разумеется, по-дружески попытается замять дело, начнет оправдываться перед Нечаевым, но дружбе конец. Как метко замечает режиссер, Трофимов пытается одновременно быть и человеком, и карьеристом, но не получается ни то и ни другое.

Но главная тема, разумеется, про любовь – любовь как к ближним, где совершенно чудесно показан конфликт поколений между Кирьяновой и Надеждой Леонидовной (Евгения Торгашова), так и семейная любовь. Герой Седова разрывается между женой (Наталья Кошелева) и молодой девочкой Аней (Екатерина Ледяева), пришедшей сниматься ради денег. Аня напоминает ему жену в молодости. Искра, вспышка... И снова конфликты, конфликты, конфликты – как любовные, так и поколенческие, поскольку любовный треугольник стремится обрасти новыми углами.

«Снимается кино» – это мелодрама, ставящая перед зрителем много вопросов, но не дающая на них однозначных ответов. Подобно героям Чехова герои Радзинского, а вслед за ним и Рака, ни в чем не виноваты, но и виноваты во многом – что не последовательны, что жестоки, что пытаются выглядеть мучениками, заставляя при этом больше мучиться других. И все эти обвинения выдвигают тоже далеко не белые и пушистые герои, а такие же заблуждающиеся души.

Спектакль Рака станет очередной удачной постановкой театра. И хотя первое действие, кажется, пока несколько проседает по сравнению со вторым (диалоги удались гораздо лучше массовых сцен), постановка должна полюбиться зрителям: уж больно хорош сам материал и уж очень хорошо с ним справляются актеры. Нельзя не оценить и некоторые режиссерские задумки, например незаметное введение в пространство спектакля знаменитой песни «Город золотой» Бориса Гребенщикова, которая на момент создания пьесы (1965 год) еще не появилась на свет. Интересна и концовка Рака, отличающаяся от концовки Радзинского. А чем – лучше посмотрите сами.