Кот Мурзик и «Православная вера»

Оценить
В Саратове от рук вандалов пострадала выставка современного искусства

Саратов снова попал на федеральные ленты новостей. Со скандалом. В галерее «ИМХО», которая располагается в бывшем Доме офицеров, в минувший четверг, 5 мая, организаторы обнаружили пропажу нескольких экспонатов выставки «Ж.К.Х. Жильё. Коммуналка. Хозяйство». Вместо работ питерского художника Владимира Козина «Группа «Мир» и «Творчество кота Мурзика» на стенах пожарной лестницы Дома офицеров, где располагались экспонаты, висели страницы газеты «Православная вера».

Открытый доступ?

Кроме того, был уничтожен арт-объект саратовской группы «REPA» «Проект спасения Венеции путем присоединения ее к России и переноса в Финский залив», а также исчезли экспликации к нескольким проектам и афиша выставки. Несмотря на это 7-го мая организаторы провели последнюю запланированную экскурсию по выставке «Ж.К.Х.».

С точки зрения противостояния современного искусства и поклонников традиционных ценностей в Саратове произошла рядовая история. Для России последних лет вообще характерно противопоставление именно православия и современного искусства. Вспомнить хотя бы выставку «Icons» Марата Гельмана в Краснодаре, которую бойкотировали местные казаки и православная общественность.

По свидетельству многих современных российских художников, практически ни одна выставка современного искусства не обходится без скандалов. Особенно если она работает «в открытом доступе». При этом можно понять, когда «открытый доступ» находится в парке «Кузьминки», как, например, паблик-арт-проект «Море спального района» московской художницы Марины Звягинцевой (фотографии этого проекта тоже были представлены на выставке «Ж.К.Х.»).

Но пожарная, непроходная, лестница Дома офицеров, по которой не ходят дети, куда можно попасть только в том случае, если тебе и правда интересно, что за экспонаты там ждут, перед выходом на которую висит афиша с маркировкой «16+», – это весьма условный «открытый доступ». То есть, видимо, люди из «Православной веры» точно знали, куда и зачем они шли.

Для галереи ИМХО это своего рода боевое крещение: выставка уже пятая, а случай вандализма в таком серьезном масштабе – первый.

Ответ адвоката Мурзика

Впрочем, галеристы не собираются ни предъявлять претензий администрации Дома работников искусств, который сейчас располагается в здании Дома офицеров, ни разыскивать неизвестных вандалов, ни затевать судебные тяжбы.

– Все сегодня звонят мне и спрашивают: «Вы в суд подавать будете?» – со вздохом рассказывал саратовский художник, один из организаторов галереи «ИМХО», Алексей Трубецков. – Мне наш добрый друг из Москвы Ирина Сосновская советует отвечать на эти вопросы, что мы ждем ответа от адвокатов кота Мурзика.

Разговор наш шел в холле Дома офицеров перед началом последней экскурсии по выставке «Ж.К.Х.».

– Сами мы эти газеты снимать ни в коем случае не будем. А зачем? – Трубецков реагировал на произошедшее просто и с юмором.

Правда, когда экскурсанты попали-таки на пожарную лестницу, где располагалась большая часть экспозиции, стало понятно, что «всё было украдено до нас»: газету «Православная вера», которую вандалы повесили вместо украденного «Творчества кота Мурзика», тоже почти всю сняли. Только на самом верхнем пролете, почти под крышей, остался разворот издания из первой и последней полосы. На этом месте как раз располагались фотографии проекта Владимира Козина «Группа «Мир», тоже украденные вандалами. Организаторы вышли из положения довольно просто: Настя Колесникова, участница саратовской арт-группы «REPA», встала на месте похищенных экспонатов с планшетом, на котором демонстрировала фото.

Проект «Группа «Мир» – это художественная оппозиция группе «Война» (в нее входят в том числе Надежда Толоконникова и Петр Верзилов). Если «Война» состоит из живых людей, то «Группа «Мир» – это дешевые китайские пластиковые скелеты, которые так же, как и живые люди, устраивают свои художественные акции, иногда довольно вызывающие. И это всё вместе значительно увеличивало смысловой объем текущей экспозиции.

Кошачьи права

А с котом Мурзиком получилось по-другому. «Творчество кота Мурзика» – это драные обои, изорванный диван, следы кота в тапках – вот что зафиксировали фотографии этого проекта.

– Когда-то замечательный автор современного искусства Йозеф Бош сказал, что каждый человек является художником, – объяснил Трубецков. – Мы можем воспринять жест каждого из нас как некий творческий проект или творческий объект. В этом случае Владимир Козин дал слово своему коту. И повесить здесь вместо высказываний кота Мурзика газетные статьи я считаю нарушением права на свободу слова и высказывания.

В завершение этой истории галерея «ИМХО» в социальных сетях опубликовала текст, который объясняет их позицию:

«Аббревиатура «ИМХО» (т. е. in my honest opinion – по моему скромному мнению) используется для того, чтобы сказать: «Я считаю иначе, чем ты, но уважаю твоё мнение и не хочу навязывать своё, хотя считаю нужным высказать свою позицию». Мы готовы к любым диалогам и обсуждениям творчества наших авторов в цивилизованной форме и категорически против любых проявлений агрессии, хулиганства, провокаций, краж, порчи чужого имущества, выражения ненависти или оскорблений».