Наисвежайшая, удобная, красивая, трудолюбивая

Оценить
Страна будущего, в которое Россия может вступить не скоро

Южная Корея остается одной из немногих стран, в которую, начиная с 2014 года, российские туристы могут въехать без визы. Корреспондент «Газеты недели» воспользовалась этой возможностью, чтобы попробовать местную жизнь на вкус и узнать рецепт корейского чуда.

Что я знала раньше о Стране утреней свежести? Едят собак, закусывают морковкой и танцуют «лошадиный» танец под хит PSY. Пришло время ломать привычные стереотипы!

Просто. Удобно. Для людей

Первое наблюдение, сделанное мной во время путешествия: в этой стране очень ценят удобство. Удобство разумно, оно экономит время и силы, облегчает жизнь. Удобство в Южной Корее повсюду, продумана каждая мелочь. Поскольку я человек, испытывающий сложности с техническими новинками, некоторые вещи в Южной Корее мне были сложны в понимании. «Просто делай так, как было бы удобнее всего», – каждый раз думала я, и верное решение сразу же находилось.

На кухне чаще, чем ножом, пользуются ножницами: держат ингредиент на весу и режут – это ж намного легче! Еда уже во время трапезы приходит в готовность на портативной плите прямо на вашем столе. В кафе можно оценить реальный размер блюд и даже повертеть их в руках. «Что-то капусты в этом пибимпапе маловато, закажу-ка я что-то другое», – может подумать посетитель, глядя на муляж скрупулезно вылепленной тарелки с блюдом.

На фасадах жилых домов изображены огромные цифры номеров – так, что и за километр разглядеть можно. «Когда вернусь в Мадрид, напишу письмо в мэрию и посоветую сделать так же», – отметила моя новая знакомая из Испании.

Метро – это вообще отдельная тема. Там предусмотрено абсолютно всё. На некоторых станциях есть даже комнаты – очень похожие на офисные помещения, – где играет приятная музыка и на стенах висят картины, а люди могут сидеть за столами или на диванах и заниматься своими делами (ловить бесплатный интернет или заряжать свой смартфон, например). «А вот тут-то эти корейцы не предусмотрели!» – злорадно подумала однажды я, когда увидела в вагоне метро вместо обитых бархатом сидений блестящие металлические. И тут же признала свой промах, потому что сиденья оказались с подогревом.

Футуристические городские пейзажи вроде поля из горящих в темноте светодиодных роз поражают воображение. Иногда казалось, что Южная Корея – это страна будущего (в которое Россия может вступить не скоро). Как следствие, здесь можно увидеть не только преимущества, но и недостатки нравов цивилизованной жизни. Например, может сложиться впечатление, что корейцы рождаются уже со смартфоном последней модели в руке – они не расстаются с гаджетами нигде и никогда: сидят, идут, едят, засыпают... Молодежь в общении прямым каналам коммуникации давно предпочитает опосредованные – мессенджеры и социальные сети. Печальная статистика: из десяти человек в вагоне метро девять смотрят что-то в телефоне, десятый – спит.

Там, где не доработала природа, за дело берутся профессионалы от бога

Но удобство в Корее не должно идти в ущерб эстетике. По крайней мере если это касается внешнего вида. Корейские женщины прекрасны! По улицам Сеула разгуливают стильно одетые, ухоженные женщины – миниатюрные совершенные творения природы. Гигантская косметологическая индустрия работает на нужды бьюти-фронта. В стране работает с десяток сетей магазинов косметики, их точки встречаются не реже, чем продуктовые минимарты. Маски для лица, биби-кремы, всевозможные ухаживающие средства в милой мультяшной упаковке – без этого немыслима жизнь любой женщины страны. Кореянки знают, что кожа должна быть бела, без единого изъяна, будто керамическое покрытие бытовой техники. Глядя на жительниц Страны утренней свежести, трудно не поверить в мощь знаменитой корейской косметологии.

Впрочем, для кореянок приемлемы и более радикальные способы обретения красоты и молодости. Там, где недоработала природа, за дело берутся профессионалы от бога. В столице повсеместно распространена реклама клиник пластической хирургии, где наглядно изображается, с чем придет и с чем уйдет неудачливая девушка. Да-да, именно девушка, причем очень молодая. По рассказам знакомой из Кореи, большинство ее сверстниц после окончания школы и перед поступлением в колледж оттюнинговали себя в соответствии с канонами национальной красоты. По слухам, в столице каждая мама держит в доме специальный фонд, и с первых дней жизни дочурки откладывают ей на преображение хирургическим путем. Номер один по популярности – блефаропластика (пластика век), после которой девушка становится похожей на героиню анимационного фильма, образ дополняют накладные ресницы и линзы любимого цвета. Сужают нос, делают заостренным подбородок и скулы – очевиден тренд на минимализм.

Меня позабавил рекламный видеоролик в метро, где рассерженная девушка упорно стряхивает со своего предплечья забавное существо, похожее на жирненькую белую личинку насекомого. Девушка делает спортивные упражнения, но тварь не хочет слезать. Тогда шприц вбирает ее, как пылесос, в себя. Реклама липосакции.

Выносимая легкость бытия

Не знаю, насколько популярны в стране процедуры вроде липосакции, но полных людей я видела, наверно, только в аэропорту, и то в разумных пределах, и не факт, что это были граждане Кореи. Неизвестно, насколько легко им это дается, но корейцы, кажется, не толстеют вовсе. Девушки – сама невесомость. Когда мой новый знакомый, который уже пять лет живет в Китае, назвал молодых кореянок достаточно пухлыми, моему возмущению не было предела. «В том городе в Китае, в котором я сейчас живу, девушки выглядят намного стройнее. Для них будет настоящая катастрофа, если они наберут больше пятидесяти килограммов! Они держат себя строго: питаются, как птички, не едят позже шести», – сказал мой приятель. Азиатская культура питания надежно сохраняет здоровье и долголетие. Обилие в рационе морепродуктов, трав, овощей и риса даёт достойный эффект.

Состарившись, граждане Южной Кореи несколько уменьшаются в росте и приобретают на лице пару благородных морщин, не более – признак мудрости. Повторюсь, никакого лишнего веса, походка по-прежнему бодрая. Остаток жизни пожилые люди посвящают путешествиям и поддержанию своего здоровья. И у них есть для этого всё необходимое. В будний день, когда другие возрастные категории заняты своими прямыми обязанностями, сеульские пенсионеры занимаются на уличных тренажерах (которые повсеместно, на каждом зеленом участке), катаются на велосипедах по удобным велодорожкам (есть бесплатный прокат) или, модно экипировавшись, поднимаются в горы. Бодрости корейских пенсионеров, шагающих вверх по горным склонам, позавидует любой иностранец.

Южная часть Корейского полуострова щедро усыпана холмами. Десяток лет назад хайкинг (поход, длительная прогулка) стал национальным увлечением. К горным пикам проложены маршруты разных уровней сложности, на схемах точно указывается время, необходимое на их покорение. С вершин открываются завораживающие виды на местность.

Каждый выдавшийся свободный день корейцы проводят на природе. Но, что для россиянина удивительно, на лесных и горных массивах вам не попадется даже брошенный фантик от конфеты – и это притом что мусорные урны, как правило, встречаются только там, где есть общественные туалеты. Сложил остатки после пикника в пакет – и несешь в рюкзаке до окончания путешествия. Буддизм как национальная религия требует уважительного отношения к каждой травинке и камню.

То же самое и в черте города: россияне на форумах жалуются, что с мусором можно протащиться полгорода, прежде чем попадется урна. Но для воспитанных корейцев это вовсе не проблема.

Чиновник – не паразит, а защитник

Если что-то делать нельзя, то кореец, скорее всего, этого делать не будет. Этот народ отличает стремление к порядку и законопослушность. Южная Корея относится к числу самых безопасных с точки зрения преступности стран мира. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. Обнаружив отсутствие телефона, я не спеша направилась в магазин, в который заходила недавно. Меня волновало, там ли я его оставила, а уж за возврат вещи я не переживала. Как и следовало ожидать, мобильник вернули с улыбкой и ответной благодарностью. Пример, может быть, не настолько убедительный, но мне просто сложно представить, что с моим имуществом могло случиться что-то иное.

Законопослушность соединяется с другой чертой корейского менталитета – уважительным отношением к власти. Вы когда-нибудь видели по нашему телевизору устрашающие кадры про беспорядки или хотя бы разногласия власти с оппозицией в Южной Корее? Сами южнокорейцы этого не видели года этак с 1987-го. Ученые называют это умным словом «этатизм» – восприятие чиновника не как паразита, а как защитника человека, силу органичную и благую. Такое представление уходит корнями глубоко в историю: Дальний Восток – цивилизация поливного риса. Вырастить рис – это вам не мешок пшеницы и не фунт изюма собрать, такой труд требует слаженных усилий сотен и тысяч человек (отсюда же – коллективизм вместо индивидуализма), и без организатора тут никак не обойтись. Государство давно взяло на себя функции руководства экономической жизнью. В современной государственной политике это выразилось отнюдь не в плановых механизмах, а в едином стремлении государства и общества к экономическому развитию.

Посему кажется, что корейское общество несколько аполитично. В дни моего пребывания в Южной Корее, 13 апреля, в стране прошли выборы в национальный парламент: на них оппозиционная партия набрала даже больше голосов, чем партия, поддерживающая президента, но это было абсолютно ничем не примечательное событие. Ни один предвыборный плакат в городе и уж тем более акция протеста не запятнали городскую жизнь. Для граждан выборы ознаменовались дополнительным выходным днем, который они провели продуктивно, и половина из них (53 процентов) сходили в том числе на избирательные участки. Корейское общество не интересуется политикой, но это не российская апатия от предопределенности политической судьбы. Это осознание, что нужно просто жить и работать, а незаметное государство защитит твою мирную жизнь.

Праздничное превращение трудоголика в шопоголика

Сложно теперь представить, а ведь полстолетия назад эта страна по уровню доходов на душу населения чуть-чуть обгоняла Нигерию, ей дышала в спину Папуа – Новая Гвинея. Из нищей, разоренной войнами, аграрной страны Южная Корея превратилась в мощную державу. Государство сделало ставку на экспорт, который обеспечивают крупные компании («чеболи») вроде Samsung и Hyunday. Единственный ресурс, который был в наличии в государства, – человеческий капитал. И, надо сказать, ресурс оказался что надо!

Страстный трудоголизм корейцев является общеизвестным фактом. Корейцы работают хорошо и много, порою забывая про отпуска и выходные. За последние тридцать лет корейцы стали жить значительно лучше, однако работать меньше или хуже от этого не стали. Гонка за достойную жизнь начинается с ранних лет. В детстве маленьким жителям этой страны читают сказки не про Емелю, который поймал вдруг щуку, исполняющую по своему велению все его хотения, а про мужика, который выдолбил себе лодку из бревна обыкновенной швейной иголкой.

Корейцы и представить себе не могут, что могут быть целых две запойные недели в году. Самые важные корейские праздники – Солаль (корейский Новый год) и Чусок (праздник урожая) – не являются официально красными днями календаря. Если какой-то праздник приходится на выходной, то он просто «сгорает».

Хотя в последнее время южнокорейское правительство делает поистине щедрые подарки для своих граждан. Ежегодно 5 мая в стране отмечается День детей, а 7 и 8 мая в этом году выпали на субботу и воскресенье; тогда 6 мая решено было сделать внеочередным выходным – в итоге получилось четыре дня свободы и счастья. В эти дни были снижены цены на междугороднее сообщение и проезд по скоростным дорогам, а вход во многие музеи и прочие присутственные места стал бесплатным. Совесть корейцев успокоили объяснением, что в выходные дни трудоголики больше проводят времени на улице с семьей – стало быть, больше тратят. Бизнес в итоге рассыпается в благодарностях, экономика оживляется. Применительно к России такая схема вряд ли способна дать такой же положительный результат: чтобы хорошенько потратиться, не мешало бы неплохо зарабатывать.

Рецепт прост (но повторить не у всех получится)

Дисциплинированность и готовность исполнять приказы стали теми факторами, которые позволили обеспечить политическую стабильность и высокую производительность корейской экономики. Но можно сколько угодно воспевать трудовой героизм корейцев, который способствовал экономическому чуду, если не учитывать еще один факт: для того чтобы выбиться в страны первого эшелона в условиях глобальной экономики, нужно сделать так, чтобы это нужно было не только тебе, но и другим. Южная Корея в середине прошлого столетия оказалась на пересечении геополитических интересов сверхдержав, и этим положением воспользовалась сполна. Вот почему южнокорейский опыт не может быть механически применен к России.

«Корейский народ, в отличие от российского, никогда не предлагал миру свою систему ценностей, не претендовал на то, чтобы играть в свою глобальную игру, – объяснил «Русскому репортеру» востоковед, профессор университета Кукмин (Сеул) Андрей Ланьков. – Амбиции этого народа выражаются иначе. Корейцы как бы говорят: да, мы принимаем доминирующие в мире правила игры. Не мы их устанавливали, и не нам их менять. Но мы сделаем всё, чтобы в эту игру обыграть всех. Ну, или почти всех».