Строительство аэропорта в Сабуровке под вопросом
Арбитражным судом Москвы недействительной признана передача во временное пользование федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов» проектной документации по объекту капитального строительства аэропортового комплекса в Сабуровке.
Судья Юлия Скачкова частично удовлетворила иск ПАО «Волгомост», решение было оглашено на заседании 31 марта, а полный текст решения появился 15 апреля (дело № А40-233886/15-37-552).
ПАО «Волгомост» обратилось с иском к вышеназванному ФГУП с требованием признать недействительной сделкой cоглашение о передаче упомянутой выше документации, заключенное между истцом и ответчиком 1 октября 2015 года. Истец указал, что создание проекта аэропорта «Центральный» в Сабуровке обошлось ему в 76 млн рублей, «Волгомост» является собственником изготовленной документации. Свои затраты «Волгомост» подтвердил в суде. По условиям договора ФГУП берет проектную документацию в пользование на семь лет за одну тысячу рублей. Это в 76 тысяч (!) раз ниже затрат истца на разработку проекта «Строительство аэропортового комплекса «Центральный» (Саратов), первая очередь строительства (объекты федеральной собственности)». По доводам истца, оспариваемое соглашение заключено с явным ущербом для него, «о чем другая сторона сделки знала или должна была знать (п. 2 ст. 174 ГК РФ)», на заведомо и значительно невыгодных условиях». И такая сделка «является притворной, прикрывающей сделку дарения».
Хронология предшествующих событий такова. 4 декабря 2012 года с ПАО «Волгомост» был заключен договор подряда на строительство федеральных объектов нового аэропорта. Однако 11 марта 2015 года ФГУП уведомляет ПАО о досрочном расторжении договора. Уже 3 апреля «Волгомост» обращается в Арбитражный суд Москвы с иском о недействительности расторжения договора. Решение в пользу ПАО «Волгомост» было вынесено 15 декабря 2015 года и вступило в законную силу.
Выходит, что на момент передачи по соглашению всех прав на семь лет «Волгомост» уже вовсю судился с ФГУП и тем не менее документацию отчего-то передал!
И тут, как пишет ИА «Бизнес-вектор», в материалах дела обнаружен очередной сюрприз: оказывается, по соглашению от 1 октября 2015 года переделанный проект в ФГУП не передавался! По одной простой причине – еще 30 июня 2015 года измененную проектную документацию ему передало правительство Саратовской области. Сделано это было в соответствии с решениями рабочего совещания от 25 июня 2015 года под председательством руководителя Росавиации Александра Нерадько.
Как установил суд, переданные проекты ФГУП АГА использовало для разработки конкурсной документации для нового конкурса, объявленного 4 сентября 2015 года, где в конечном итоге 16 ноября победило АО «Мостоотряд-99». Победитель получил не только контракт, но и хороший, качественный проект, разработанный на деньги «Волгомоста». А сам собственник проекта на конкурс 16 ноября вообще не был допущен, потеряв в итоге и контракт, и документы, за которые заплатил 76 млн рублей.
Как и ожидалось, контракт на 4,5 млрд рублей от 14 декабря 2015 года, заключенный Росавиацией в лице ФГУП АГА с «Мостоотряд-99», признан недействительным. Это ОАО официально зарегистрировано в Дагестане, специализируется на строительстве транспортных сооружений и уже успело получить аванс в сумме 1,3 млрд рублей.
Причина расторжения контракта – проектная документация, право собственности «Волгомоста» на которую даже и не оспаривалось.
В общем, «суд установил, что государственным контрактом нарушены права и охраняемые законом интересы истца». Кто же теперь будет строить первую очередь аэропорта в Сабуровке, непонятно.