Два дня инноваций
«Стартап-тур – 2016» прошёл в Саратове на минувшей неделе. Два дня в стенах Поволжского института управления им. Столыпина РАНХиГС при президенте РФ проходили семинары, мастер-классы и менторские сессии для начинающих предпринимателей. А главное – состоялся отборочный конкурс на звание лучшего стартап-проекта, участие в котором приняли предприниматели из Саратовской области и других регионов страны.
Слишком умные стали!
О том, что технологии сделают для вас, за вас и лучше вас
Стоит только поискать что-то в «Google» или «Яндекс», как в интернете нам почти сразу же начинают предлагать товары из этой категории. Всё просто: поисковые компании запоминают наши запросы, чтобы точнее показывать рекламу. Это называется «директ-маркетинг». В интернете он стал уже делом привычным, однако в реальном мире продавцам всё ещё приходится вкрадчиво выпытывать у нас: «Что-нибудь себе подбираете?». Однако, похоже, это временно. Саратовский предприниматель Владимир Старков (о нём «Газета недели» уже писала, см. материал «Поставь цель, создай план и делай дело...» в номере от 19.05.2015 г.) разрабатывает систему, которая будет собирать данные прямо из смартфонов посетителей магазинов.
Узнав, к примеру, в каких учреждениях мы сегодня побывали (банк, страховая компания, ремонтная мастерская), программа сделает выводы и прямо в магазине начнёт показывать на экранах рекламу, которая наиболее всего нас заинтересует. Но на этом возможности системы не заканчиваются: она будет анализировать, как долго мы задержались у полки с определённым товаром, сможет выводить информацию о нас из социальных сетей и считать количество лиц, смотрящих на экран с рекламой (эти данные помогут маркетинговым компаниям). В общем, готовьтесь.
Наше общение в интернете движется в сторону упрощения. Вместо блогов – микроблоги, вместо текста – фото, вместо слов – смайлики. Но лучше, когда всё это дополняет друг друга. А ещё лучше, когда этим дополнением за нас занимается машина. Максим Гинзбург из Москвы презентовал проект «Дженис»: программный алгоритм анализирует текст и подбирает соответствующую ему по смыслу картинку. Ведь иногда визуальное дополнение может существенно повлиять на восприятие текста. Спикер привёл пример: фраза «Вчера был потрясающий вечер» для людей разных полов может иметь разный смысл. Так, для женщины это часто означает вечер, проведённый наедине с любимым человеком. Для мужчины та же самая фраза может иметь кардинально иной подтекст...
Как уверенно объяснил Максим, через два года его компания будет стоить 80 млн долларов. «Попробуйте представить, сколько заплатит «Кока-Кола» за отображение их логотипа при написании в сообщении слова «счастье», – уточнил он. У стартапа уже есть приложение в «Appstore», которое за месяц было скачано тысячу раз. «Проект запущен в компании, которая зарегистрирована в США, но там у людей мозгов не хватает это сделать, – отметил Гинзбург. – Поэтому готов переехать сюда при должной поддержке со стороны разных фондов, получении резиденции «Сколково» и так далее». На сессии информационных технологий этот проект занял 2-е место.
А 1-е место досталось проекту «Zen» – смарт-кольцу, представленному Михаилом Горшениным из Нижнего Новгорода. Этот миниатюрный девайс сможет следить за работой сердца и прогнозировать сердечно-сосудистые заболевания. Если от пользователя вдруг начнут поступать тревожные показания, кольцо сможет вовремя посоветовать вести более здоровый жизни или посетить врача. А в перспективе и отправить сообщение родственникам, если пользователю стало плохо.
«Мероприятие понравилось, уровень организации на высоте, – поделился с «Газетой недели» мнением о «Стартап-туре» Горшенин. – Понравилось жюри, было приятно видеть экспертов «Сколково». Единственный минус: мы в последний момент узнали о том, что прошли к участию, соответственно, добираться пришлось на автомобиле. Хочется выразить благодарность организаторам RST за отличное мероприятие!»
[кстати сказать] Победитель поедет в деревню По оценкам областного минэкономразвития, конкурсный отбор в саратовском «Стартап-туре» проходил более чем среди 160 инновационных проектов. Победителями стали 15 проектов, из которых более половины представляют Саратовскую область. Победители получат право участия в крупнейшей в России и странах СНГ стартап-конференции для технологических предпринимателей «Startup Village»*, которая пройдёт 2–3 июня в инновационном центре «Сколково» (Москва). Финалисты конференции получат крупные денежные призы (от 300 тысяч до 3 миллионов рублей). Однако, как отмечают организаторы, конференция – это не столько возможность получить приз, сколько возможность презентовать свой проект признанным экспертам и венчурным инвесторам, получить от них обратную связь и найти партнёров. «Стартап-тур» проходит в России уже четвёртый год. В текущем году он состоялся в 13 городах России и стран ближнего зарубежья, в том числе в Минске, Алма-Ате и Калининграде. Саратов стал заключительным пунктом в туре. Организатором события выступили инновационный центр «Сколково», фонд инфраструктурных и образовательных инициатив «Роснано» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Village* – деревня, селение (англ). |
Разговор с «финским конём»
Что общего у цен на нефть и «Нокиа», а также советы начинающим предпринимателям
В рамках «Стартап-тура – 2016» советник президента по работе со стартапами фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен пообщался с корреспондентом «Газеты недели», рассказал о целях тура, поделился наблюдениям о бизнесе в России и Финляндии, а также ответил на критику «Сколково». Стоит отметить, что «финский конь» Вильякайнен (как сам он иногда любит себя называть) начал свой первый бизнес ещё в 13 лет.
– Господин Вильякайнен, какие задачи ставит перед собой «Стартап-тур»?
– Конечно, мы будем счастливы, если какие-то из участников «Стартап-тура» станут резидентами фонда «Сколково», однако это не главная наша цель. Знаете, у нашего проекта даже встречались регионы-противники, которые считали, что мы хотим «украсть» у них блестящие умы и перевести их в Москву. Но я всегда утверждал, что «Сколково» работает не для того, чтобы организовать эдакий «элитный клуб» в пределах столицы. Наоборот, наша цель – организовать сильные предпринимательские сообщества на всей территории страны.
Поэтому наша задача на эти два дня работы в Саратове – убедиться, что зерно предпринимательства посеяно в головы людей. Ведь люди очень часто ждут какой-то манны небесной. Ждут, что откуда-то должны прийти инвестиции. Что на них обратят внимание, и всё само собой закрутится... Однако важно понимать, что все инструменты уже находятся в руках тех, кто хочет заниматься бизнесом. И за эти два дня мы хотим продемонстрировать, какие инструменты доступны людям и как ими пользоваться. К тому же я считаю, что «Стартап-тур» – блестящая возможность для участников получить доступ к СМИ и привлечь внимание инвесторов.
– В чём заключаются особенности регионов, которые преуспели в развитии предпринимательства?
– Во-первых, качество развития региона ещё никогда не было связано с его величиной. Поэтому мы должны оттолкнуть от себя стереотип, что крупные города якобы показывают наиболее хорошие результаты в области предпринимательства. У нас было несколько сюрпризов, когда в маленьких городах показатели были значительно лучше крупных регионов. Во-вторых, типичным для успешного региона можно назвать сильное сотрудничество между местными университетами, предпринимательским и инвесторским сообществами. В самых же слабых регионах взаимодействие между этими элементами системы не налажено. У нас даже был опыт, когда три университета в одном городе блокировали друг друга и конкурировали между собой.
– По вашему опыту, есть ли отличия между российским и финским предпринимательскими сообществами? В чём наши недостатки?
– Если говорить об установках предпринимателей в Финляндии и в России, то, я думаю, они примерно одинаковы, больших различий нет. Однако слабое место российского предпринимательства – в недостаточном количестве историй успеха серьёзных бизнесменов, которые делились бы ими с новым поколением, выступая в качестве «бизнес-ангелов». И быть «бизнес-ангелом» – это не только инвестировать деньги, но ещё и стимулировать, давать советы. Это очень важная ячейка в жизни предпринимательского сообщества.
Ещё в России есть такое и благословение, и проклятие, как привязка к цене на нефть. Она в своё время перегрела экономику, что дало проблемы. В Финляндии похожая история произошла с концерном «Нокиа». Когда пять лет назад «Нокиа» попала в кризисную ситуацию и на рынке труда оказались тысячи блестящих инженеров, им пришлось куда-то вкладывать свои силы. Это спровоцировало бум развития предпринимательства в Финляндии. Я думаю, что сейчас и в России, когда темпы экономического развития замедлились, всё больше людей хотят извлечь выгоду и двигаются в предпринимательском направлении. Ну и ещё Финляндия не слишком большая страна, поэтому мы никогда не делали ставку только на внутренний рынок. Мы всегда смотрим за рубеж. Поэтому для действительно большого бизнеса, особенно высокотехнологичного, финский рынок несколько маловат.
– В адрес фонда «Сколково» иногда раздаётся критика. Например, есть мнение, что сам по себе фонд дал не так уж много новых интересных стартапов, а только собрал под свою крышу уже работавшие ранее успешные компании...
– Я даже больше скажу, это не мнение, а факт. То, как начинался отбор резидентов, действительно соответствует тому, что вы сказали. Но сейчас ситуация изменилась. Поначалу у нас было порядка 800 компаний, и разделение было примерно равным: около 400 из них были новичками, около 400 работали до этого. Однако в законах и правилах, по которым работает фонд, чётко прописан уровень отсечения, когда компания достигает определённого уровня доходности и выходит из фонда. Сейчас в фонде уже порядка 1400 резидентов, около 600 резидентов потеряли статус участников, потому что или переросли эту планку, или же в компании было что-то не так. Каждые три года происходит тотальный пересмотр всех резидентов, чтобы не получилось кладбище стартапов.
Но вы, наверное, читали в новостях, что в правительстве идёт пересмотр положений об институтах развития. Возможно, будет подвергнута изменениям и наша система резидентства. Но фокус однозначно останется сосредоточенным на поддержке компаний на ранней стадии разработок и на поддержке региональной системы формирования сообществ.
– Какие советы вы дали бы начинающим стартаперам?
– Подберите в команду специалистов другой сферы деятельности, нежели ваша. Если ваш продукт метит на международные рынки, обязательно найдите человека с «иностранным» взглядом. Пусть даже это будет ваш бывший соотечественник, проживающий за рубежом. Обязательно найдите среди своего ближайшего круга общения человека, который выступил бы «бизнес-ангелом» и помог бы вам запуститься. Будьте очень открыты, прозрачны и доступны, вращайтесь в этом сообществе – стартап-турах, «Сколково», региональном сообществе. И никогда не забывайте строить связи с людьми, которые работают в той же сфере, что и вы.