Если сдаваться, то в надёжные руки

Оценить
Конкурс на концессию Саратовводоканала объявлен – битва началась

Концессия саратовского водоканала становится очень волнующей и интригующей темой. Сначала интрига строилась вокруг того, будет ли вообще Саратов передавать городское водное хозяйство в концессию. Противников было много – чиновники регионального правительства, например, довольно активно этому сопротивлялись, а город хотел и ждал инвестора. Потом всё было наоборот – город противился, а область склоняла. Потом пришёл в Саратов новый сити-менеджер Валерий Сараев и сказал, что концессии однозначно быть, затем он, мол, и здесь. Теперь интригу выдерживают вокруг имен потенциальных претендентов: то нет их, то есть они – вполне реальные и конкретные, то снова ни одной реальной заявки.

Претендентами на саратовскую воду и канализационные стоки в разное время назывались компании «РусГидро», УК «Лидер», «Российские коммунальные системы» (РКС) и «Росводоканал» (РВК). Каждая имеет определенный опыт участия в концессионных проектах, но опыт последнего выглядит особенно интересным и волнующим.

С именем Росводоканала связан, например, недавний скандал в Рязани, где тоже городской водоканал сдают в концессию. Причём в скандале замешаны не столько инвесторы, сколько местные рязанские власти. Если посмотреть, как ситуация развивалась там, и сравнить её с тем, что происходит сейчас в Саратове, можно заметить некоторую странную схожесть. И если в Саратове вопрос по концессии водоканала будет решаться так же, как там, а решится в итоге как в Тюмени, например, где Росводоканал успел изрядно наследить, то все нынешние, пока безобидные интриги могут закончиться у нас скандалами и расследованиями.

Рязанский интерес

Вопрос о концессии рязанского водоканала начал активно прорабатываться с конца 2014 года. И там тоже у этой формы государственно-частного партнёрства на предмет городского водного хозяйства есть свои сторонники и противники. Судя по тому, что пишет местная пресса, решение о передаче водоканала Рязани в руки частного инвестора активно продавливают региональные власти, и в частности губернатор Олег Ковалёв. Причём не просто в частные руки, а во вполне конкретные руки Росводоканала. И говорят, что причины такой активности вполне материальные.

По закону все полномочия по принятию решений о концессии городского водоканала принадлежат органам местного самоуправления, то есть администрации города и городской думе. А все соображения правительства области на этот счёт могут иметь только рекомендательный характер.

Так вот, в январе прошлого года на заседание комитетов Рязанской гордумы было вынесено предложение правительства области о концессии местного водоканала. Основным доводом в пользу оной была названа убыточность предприятия. Однако ряд городских депутатов не согласились ни с самим предложением, ни с приведёнными доводами. Многих (и в частности представителей промышленного сектора) не устраивало обязательное повышение тарифов на воду (на 30 процентов!) после сдачи предприятия в концессию. Заявление об убыточности противники концессии и вовсе назвали надуманным и искусственным: убыточным водоканал, мол, делают намеренно, как раз с целью передать его конкретному «заказчику». Итогом того обсуждения вопроса о концессии стало решение депутатов вынести его на общественные слушания. Как пишут рязанские газеты, такой поворот событий не устроил региональное правительство. Свой проект концессии правительство из городской думы отозвало и начало «прорабатывать несговорчивых депутатов».

Концессию продавили

Спустя какое-то время, как пишут рязанские издания, сити-менеджер Рязани Олег Булеков выступает с заявлением, что без вливания дополнительных средств, без эффективного собственника Водоканал дальше существовать не может и необходимо передать предприятие и всё его хозяйство в управление частного бизнеса через механизм концессионного соглашения. Однако финансовый отчёт рязанского Водоканала, который в то же время публикует городская администрация, довод об убыточности предприятия не подтверждает. Наоборот, как пишут аналитики, у него 173 миллиона рублей чистой прибыли по итогам 2014 года. Булеков это несоответствие объяснил просто: «По основному виду деятельности это был чистый убыток, по дополнительным видам деятельности, которые проводил водоканал, это был плюс. Совокупный результат по 14-му году, да, был положительный. По 15-му году этот результат будет отрицательный. По 15-му году убыток Водоканала составит 10 миллионов рублей».

Надо отметить, что предсказание сити-менеджера оправдалось с лихвой. Убытки рязанского водоканала по итогам 2015 года составили 25 миллионов. С этого момента события, склоняющие всех в сторону концессии, стали развиваться стремительно.

В поддержку передачи водоканала инвесторам в Рязани прошло всероссийское совещание по развитию концессий в сфере ЖКХ во главе с вице-премьером российского правительства Дмитрием Козаком. И на том совещании был замечен Герман Хан – один из совладельцев «Альфа-Групп», в которую входит группа компаний «Росводоканал». Именно ей, как убеждены в Рязани многие, местное правительство намерено «подарить» городской водоканал на 25 лет (дочернее предприятие Росводоканала в Рязани – ООО «РВК-Рязань» – было зарегистрировано ещё в 2011 году и с того времени терпеливо ждёт своего часа).

«Такой серьезный «десант» прибыл в область, видимо, для того чтобы показать – тему с концессией рязанского водоканала лоббируют серьезные покровители, и лезть в это дело городским депутатам не стоит», – пишут рязанские журналисты.

Осенью 2015 года региональное правительство во главе с Куликовым снова инициирует проект концессии и выходит с ним в городскую думу. Причём в этот раз продавливание вопроса начали с партийного решения – сначала концессию одобрил президиум региональной «Единой России». И в этот раз городские депутаты согласились принять проект концессии на рассмотрение. Правда, в обмен на одну маленькую поправку: администрация города, которой по закону придётся организовать и контролировать весь процесс, должна согласовывать все свои действия, в том числе и по техническим решениям, с городскими депутатами.

По сведениям, опубликованным в рязанской прессе, результатом этого манёвра городских депутатов стала «добровольная» отставка главы города, председателя гордумы Андрея Кашаева. Говорят, мол, это было наказание за неспособность контролировать депутатский корпус для продавливания губернаторских инициатив. А только ради этого чиновника горадминистрации два года назад сделали председателем гордумы, пишут журналисты.

Тюмень. Печальный опыт

Так за что же бьются друг с другом рязанские политики регионального и муниципального уровней? Как поясняют нам аналитики (на условиях полной анонимности), дело в больших деньгах. Причём заработают от передачи городского хозяйства Рязани Росводоканалу, по их словам, одни, а расхлёбывать последствия придётся совсем другим. Горожанам в том числе.

Принцип работы Росводоканала, по словам наших экспертов, прост и понятен. Компания уже успела наследить в других регионах своего присутствия.

Так, например, в Тюмени в отношении менеджмента ООО «Тюмень Водоканал» (дочка ООО «РВК-Инвест», которое стоит и за ООО «РВК-Рязань») возбуждено уголовное дело по пункту «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения, совершённое в особо крупном размере»). По данным тюменских силовиков, в 2012 году ООО «Тюмень Водоканал» перечислило более 16 миллионов рублей на расчетный счёт контрагента по договорам беспроцентного займа, которые в дальнейшем перетекли в офшор.

В концессию РВК тюменский водоканал был передан ещё в 2006 году. Однако заметных улучшений в качестве работы городского водного хозяйства замечено не было. Наоборот, Тюмень столкнулась с бесконечными отключениями водоснабжения и авариями на сетях. По данным правоохранительных органов, от жителей Тюмени постоянно поступает масса нареканий – несмотря на внедрение новых технологий в городе практически ничего не было сделано для улучшения канализации и водопроводной системы. Тем не менее, за последние 9 лет тарифы на услуги ООО «Тюмень Водоканал» выросли в три раза, и в них регулярно закладывается инвестиционная составляющая, результатов применения которой тюменцы ждут до сих пор.

Аналитики обращают внимание, что в 2013 году в едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Тюмень Водоканал» была сделана запись о наличии обременения в виде договора залога доли участия, заключенного в пользу Европейского банка реконструкции и развития. Договор заключался в обеспечении исполнения обязательств заемщиков по кредитному договору от 28.04.2008 г. Срок погашения кредита Европейскому банку реконструкции и развития был назначен не позднее 12.04.2021 г.

«Другими словами, концессионер, принимая в управление концессионное имущество (в частности, имущество водоканала), повышает его залоговую стоимость – проводит переаудит, внедряет какие-то технологии и т. д., затем набирает под это имущество кредиты и начинает усиленно осваивать заёмные деньги. Причём к непосредственной работе вверенного ему предприятия это освоение финансовых средств не имеет никакого отношения, – поясняют эксперты. – Залоговое имущество при этом продолжает оставаться собственностью муниципалитета. Это предусматривает концессионное соглашение. То есть и нагрузка по обеспечению кредитов в случае чего перейдёт на плечи муниципалитета. Выгода для инвестора очевидна».

В Волгограде отбились

Кстати, РВК, или Росводоканал, замахивался и на водное хозяйство Волгограда. Но там, напомним, победителем из конкурса концессионеров вышло ООО «Концессия водоснабжения», аффилированное к управляющей компании «Лидер», известной саратовцам по проекту мусоросортировочного завода.

В Волгограде интересы Росводоканала представляло ООО «Краснодар Водоканал». И, как пишут местные журналисты, этот участник конкурсного отбора неоднократно пытался повлиять на его ход. А перед самым объявлением итогов добивался признания конкурса недействительным.

Судя по публикациям волгоградской прессы, ООО «Краснодар Водоканал» выдвинуло мэрии Волгограда претензии в связи с якобы нарушением предоставления равной информации, касающейся условий конкурса. Соответствующую жалобу компания направила и в УФАС.

Члены конкурсной комиссии в свою очередь говорили, что все жалобы компании считают необоснованными, а заместитель главы администрации Волгограда Сергей Сивоконь действия ООО «Краснодар Водоканал» назвал неудачной попыткой «затянуть процесс» подведения итогов конкурса.

Тем не менее, конкурсные процедуры были-таки приостановлены до вынесения решения Федеральной антимонопольной службой, которая, кстати, никаких нарушений прав недовольной компании так и не нашла.

Близкие к РВК структуры интересуются нашим водоканалом

Вы спросите, при чём здесь Саратов? Пока ни при чём. Но в нашем городе вокруг концессии водоканала тоже началась какая-то подозрительная суета. И у нас, как и в Рязани, разные уровни власти находятся в открытом противостоянии. С одной стороны – муниципалитет во главе с Валерием Сараевым, с другой – городская дума во главе с Олегом Грищенко. Причём взаимная нелюбовь этих двух глав уже успела стать притчей во языцех.

А на войне, как известно, все средства хороши. И мы опасаемся, как бы результатом этого противостояния не стала передача саратовского водного хозяйства сомнительному концессионеру. Ведь структуры, близкие к РВК, и у нас в Саратове называют одними из вероятных претендентов на управление саратовским водоканалом. Говорят даже, что полномочные гонцы из этих структур регулярно заходят в здание мэрии Саратова. Но не ясно, к кому.

Валерий Сараев, как известно, пришёл на должность сити-менеджера с заявлением, что доведёт вопрос передачи Саратовводоканала частному инвестору до конца. И действительно, взялся активно выполнять обещание. Его команда разработала проект концессионного соглашения и представила его общественности. А уже в апреле администрация города объявила о начале приёма заявок от потенциальных концессионеров.

Вроде бы всё идёт по плану, но нынешняя ситуация вдруг стала чем-то не устраивать городских депутатов. Они начали параллельную работу по вопросу концессии, хотя ещё в 2008 году все полномочия по этому вопросу передали муниципалитету соответствующим решением. Тогда, мол, как говорит, например, депутат Андрей Иванов, это решение было оправдано, потому что муниципалитет и гордума были одной командой. Отношения, мол, были конструктивными, и не было никаких недомолвок.

Сейчас недомолвки имеются, и депутаты, традиционно позиционирующие себя как команда главы Саратова, жалуются прессе, что оказались отстранены от контроля за подготовкой конкурсной документации и прочими процедурными вопросами. А заседания депутатской рабочей группы представители администрации тихо саботируют – или вовсе на них не являются, или предоставляют не всю запрашиваемую информацию.

Внезапный и коллективный интерес депутатов городской думы к процедурным вопросам проведения концессионного конкурса не случаен. Они настаивают, чтобы заседания конкурсной комиссии проводились только очно, чтобы участники конкурса имели право присутствовать на всех заседаниях конкурсной комиссии, о дате и времени проведения которых они извещались бы заранее. Ещё депутаты предлагают, чтобы при вскрытии конвертов с заявками и конкурсными предложениями их содержание оглашалось бы, документы пролистывались и т. п., при этом велась бы аудио– и видеозапись. Вскрытие конвертов с заявками, по мнению депутатов, должно вестись в один день, а не быть растянутым на несколько дней. Кроме того, депутаты хотят быть включенными в состав конкурсной комиссии наряду с представителями общественности (ОНФ, советов потребителей).

Кто и на чьей стороне здесь играет, пока непонятно. Но тесной дружбой с местными депутатами и представителями общественности накануне концессионного конкурса обычно становятся известны специально обученные топ-менеджеры Росводоканала. А чиновники Сараева, которые почему-то сорвали последнее заседание совместной с депутатами рабочей группы, процедурными нормами отодвинули крайний срок подписания протоколов о результатах судьбоносного конкурса на 19 сентября. На тот день, когда многие сегодняшние депутаты городской думы перестанут ими быть.