Апрельские чтения
Апрель в нашей области выдается очень богатым на поэтические события. В середине месяца по традиции прошел фестиваль «Центр весны», на который съезжаются сильные и интересные, пускай и малоизвестные поэты со всей России, а после них началась условная неделя сетевой поэзии.
Х
Десятый фестиваль «Центр весны» прошел, на первый взгляд, как обычно: в три дня и в довольно неофициальной обстановке, включающей как собственно атмосферу самого фестиваля, так и достаточно слабый интерес к нему со стороны сильных мира сего и прессы. Впрочем, на сайте правительства области минкульт разместил новость о фестивале.
Фестиваль, однако, продолжает вполне успешно жить на своей волне, особо не меняясь. Разве что нынешний – то ли в честь юбилея, то либо по воле случая – разросся до восьми мероприятий, чего с ним никогда не случалось.
Днем проходили презентации книг и журналов, а также творческие встречи, вечером – чтения. В традиционный вечерний формат в этом году были внесены правки: вторая встреча почти целиком была отдана под слэм – поэтический турнир на выбывание. Координатор фестиваля Михаил Богатов подчеркнул, что саратовский слэм имеет свои правила, отличные от правил любого: в первом и втором турах автор читает не свои стихи, а стихи кого-то из соперников. И лишь в финале, до которого доберутся только трое, можно будет читать свои произведения. Дабы обезопасить конкурс от намеренных «потоплений» оппонентов плохой читкой, оценка за стихи идет автору, а вот за исполнение – самому чтецу. Жюри выбирается из обычных зрителей и меняется после каждого раунда. Обошлось без конфликтов, поскольку все участники были известны заранее. В ходе первого отборочного тура, прошедшего за три месяца чтений, одного из заявившихся участников пришлось в буквальном смысле выводить из зала: он пришел навеселе, с правилами знаком не был и вообще собирался читать публике Шекспира.
На чтения в этом году приехало около двух десятков авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Вологды, Уфы, Пензы и других городов. Из Донецка, как в 2015-м, никто не пожаловал, так что неофициальный статус международного фестиваля «Центр весны» потерял. Среди главных гостей оказался Юрий Крылов – пензенский музыкант, известный по группе «Кенгуру». Собственно, его концертом чтения и окончились.
Из дневных мероприятий стоит выделить презентацию учебника «Поэзия» и творческий вечер основателя Уральской поэтической школы Виталия Кальпиди. В тот же день, когда выступал Виталий Олегович, тольяттинец Сергей Сумин презентовал новый номер альманаха «Графит», свою новую книгу и «Антологию независимой литературы Тольятти». Последняя объединила весь тольяттинский андеграунд последних двадцати лет. В Саратове, увы, аналогичная работа отсутствует.
Впрочем, главная презентация состоялась на базе Института филологии и журналистики СГУ – это презентация учебника «Поэзия». Как часто водится, книжная продукция из столиц до провинции не доходит, а в интернет-магазинах уже закончилась, поэтому возможность приобрести ее «от авторов» по издательской цене пришлась как нельзя кстати. Один из основных авторов Наталья Азарова, говорила о миссии издания: «Наше послание заключается в том, что мы собираемся не учить писать стихи, а учить читать их. Этот учебник не предназначен для поэтов, хотя они могут им воспользоваться, мы видим интерес многих зрелых и начинающих авторов к нему. Учебник предназначен в основном для обучения, и его целевой аудиторией являются студенты, преподаватели и даже школьники», притом не только филологи и вообще гуманитарии, но в идеале даже математики и другие представители технических специальностей. Поначалу появление этого учебника в школе казалось его создателям утопической идеей, однако его все-таки взяли на вооружение, пускай и в качестве эксперимента, две школы – в Москве и Новосибирске. За созданием объемной книги стоят именитые филологи – сама Азарова, поэт и редактор журнала «Воздух» Дмитрий Кузьмин, лингвист Владимир Плунгян и многие другие. Ответственным редактором стал поэт Максим Амелин.
На следующий день в областной научной библиотеке прошло выступление живого классика, челябинского поэта Виталия Кальпиди с авторской медиапрограммой «Смерть, с которой я дружил». После показа образцов видеопоэзии и чтения стихов Виталий Олегович отвечал на вопросы. Он подтвердил, что к критике относится скептически. К комплиментарной, впрочем, положительно. Если же ему попадается негативная оценка, то он начинает искать изъяны у автора. Ирония иронией, но, уверен Кальпиди, сейчас критиков достойного уровня нет. Критик должен создавать такой текст, чтобы читатель после его прочтения не мог истолковать текст по своему разумению. Если поэт сам не до конца понимает собственный текст, то как его поймет читатель? Соответственно, критик должен всё разложить по полкам.
Что было после
В понедельник, 18 апреля, в рок-клубе «Honky Tonk» состоялась презентация нового сборника стихотворений Александра Зрячкина «Расширяя горизонты», в пятницу в кофейне «Coffee 3» Юлия Колязина представила книгу с названием «Граблелюбительность». Впрочем, больший ажиотаж случился вокруг приезда трех именитых сетевых поэтесс – Камиллы Лысенко, Ах Астаховой и Веры Полозковой (ее, впрочем, уже давно стоит с натяжкой позиционировать именно как сетевую поэтессу).
Камилла Лысенко, выступавшая в клубе «On Air», представила «Interbrain» – «медиаспектакль, где поэзия и проза обретают новое измерение с помощью современных технологий, видео и авторской музыки, созданной специально под каждое слово. Это полное погружение в безумие, запертое в рамках сценического пространства так же, как неподвижный человек заперт в коробке собственного мозга». Иными словами, это моноспектакль, в котором важную роль играл грамотно сделанный видеоряд. Главный герой успевает пережить аварию, пересказать историю отношений с любимой, попасть на тот свет, пройтись по важным вехам жизни, чтобы потом вернуться и сказать, то, что должен сказать. Спектакль, пожалуй, не так сложен, каким хочет казаться, однако поставленную задачу выполняет хорошо – возможно, кто-то из тех условных «зомби», как называет их сама Камилла, отвлечется от соцсетей и узнает себя в ком-то из героев.
На следующий день, в пятницу, в баре «I Amsterdam» Михаил Книгин – как и Камилла Лысенко, наш бывший земляк – читал стихи на своем творческом вечере. По иронии судьбы это первое его выступление в Саратове: стихи он начал писать уже после переезда в Санкт-Петербург. Молодой поэт немного нервничал. Может быть, он действительно несколько поторопился с творческим вечером – яркая поэтическая индивидуальность в его поэзии пока не проявилась.
В субботу в консерватории выступала, пожалуй, наиболее популярная в соцсетях после Полозковой поэтесса – Ах Астахова, она же Ирина Астахова. Поэтесса читала как хорошо известные стихи, так и совсем новые, нигде прежде не звучавшие.
Безусловно, литературно подкованному слушателю ее поэзия вряд ли что-то откроет, однако для аудитории, не погруженной с головой в изучение русской словесности, она может стать проводником.