«О проблемах системы здравоохранения в Саратовской области»
19 октября 2015 года было принято постановление правительства Саратовской области № 526-П «О проведении эксперимента по введению новой системы оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Саратовской области». Срок проведения эксперимента: 01.01.2016–31.03.2016 г.
Ознакомившись с утверждённым этим постановлением «Временным положением об оплате труда работников областных бюджетных учреждений здравоохранения Саратовской области», мы с удовлетворением обнаружили в нём (приложение № 1) решение существенно увеличить должностные оклады врачей, например, врач-специалист хирургического профиля, оперирующий в стационарах лечебно-профилактических учреждений, с 7876 руб. до 15752 руб.
Однако врачи даже самой высшей квалификации не смогут оказать необходимую помощь больным без участия медицинских сестёр. Но...
Согласно постановлению оклад медицинской сестры (операционной и старшей операционной) только высшей категории (8600 руб. и 9064 руб.) равен или превышает прожиточный минимум по Саратовской области (8567 руб. – за 4-й квартал 2015 года). А для палатной (постовой) медицинской сестры даже высшей категории оклад (8511 руб.) менее прожиточного минимума. Считаем такое положение недопустимым, а предусматриваемое увеличение окладов медсестёр – 32% – недостаточным и необходимым повышение не менее 50%. Одновременно необходимо такое же повышение оплаты и иных категорий среднего и младшего медицинского персонала.
Весьма оригинальны предложения правительства Саратовской области по оплате труда работников медицинских учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными для здоровья условиями труда.
В настоящее время за вредные и (или) опасные условия труда медикам начисляется повышение оплаты труда 15–30% оклада. Это действительно дифференцирует оплату работников с нормальными условиями труда и вредными и (или) опасными.
Но теперь реально предлагается (за исключением отдельных видов работ) – повышение «не менее 4%» оклада. Фактически это устраняет всяческую дифференциацию в оплате работников с нормальными условиями труда и вредными и (или) опасными. Считаем это не способствующим действительной компенсации оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В недалёкой перспективе это приведёт к существенному дефициту таких работников и снижению качества медицинской помощи на важнейших направлениях.
Фактически это даже при повышении окладов в 2 раза приведёт к сокращению реально начисляемых сумм оплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в 2–3,5 раза.
Например, хирург высшей категории при окладе 7876 руб. получает ныне компенсацию – 15% оклада – 1181 руб., или 30% оклада – 2362 руб. При окладе 15752 руб. тот же хирург высшей категории будет получать «компенсацию» – 4% оклада – 630 руб. (!?)
Неужели «не менее 4%» достаточно для действительной дифференциации оплаты труда медицинских работников с нормальными условиями труда и вредными и (или) опасными? Или это очередные попытки экономии или, как ныне модно говорить, «оптимизации» расходов в здравоохранении?
Считаем такое нормотворчество относительно компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями НЕДОПУСТИМЫМ и не способствующим развитию системы здравоохранения в Саратовской области.
30 декабря 2015 года было принято постановление Правительства Саратовской области № 672-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 19 октября 2015 г. № 526-П», ухудшившее условия оплаты медицинских работников.
Совершенно непонятно:
почему существенно ограничена (сокращена) доплата за работу в ночное время, в том числе и работникам скорой (в том числе специализированной), экстренной и неотложной медицинской помощи;
почему при исчислении этой доплаты предлагается не учитывать повышение окладов за работу во вредных и (или) опасных для здоровья условиях труда;
откуда такое барское и презрительное отношение к работникам здравоохранения со стороны власти, проявляющееся в убеждённости, что они всё равно будут работать и никуда не денутся, как бы ни относиться к ним и к справедливости оплаты их труда?
В течение многих лет в области сложилась практика стимулирования работников медицинских учреждений к их постоянной работе в одном и том же учреждении, т.е. сохранении непрерывного стажа работы. Например, за первые три года непрерывной работы – надбавки к окладу от 10% до 30%, а за последующие 2 (и более) года – от 20% до 50% оклада. Это вызвано тем, что при большем непрерывном стаже действительно складывается команда специалистов, с полуслова понимающих друг друга при оказании помощи больным, что способствует повышению качества оказываемых медицинских услуг. И вдруг... Из перечня стимулирующих выплат исключается выплата за стаж непрерывной работы. Получается, что правительство области стимулирует не непрерывность стажа работы медиков, а текучку медицинских кадров?
В рассмотренных постановлениях правительства постоянно говорится: «в пределах фонда оплаты труда, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий год». Однако нет ни слова о том, что необходимо менять сложившуюся порочную практику ежегодного уменьшения стоимости страхового случая, ежегодного сокращения плана оказания медицинской помощи.
А ведь на самом деле уже не один год складывается положение, что с октября-ноября месяца в стационарах не остаётся средств на лечение больных, из-за чего парализуется их деятельность. Широко известно это стало в конце 2015 года на примере Аткарской районной больницы. Но она не одна. Это система. Как система и недостаток средств (снижение закладываемых на год сумм расходов) на материальные запасы и медикаменты. Причём снижение весьма существенное.
О каком успешном лечении В НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЁМАХ больных Саратовской области можно говорить при таком финансировании? О какой доступности успешного лечения заболеваний для значительной части населения нашей области можно говорить, учитывая реально высокую стоимость действительно необходимых лекарственных средств и действительное материальное положение основной массы жителей области?
При разборе скандальных случаев проверяющие структуры публично стараются всё свести к недостаткам в работе внутри лечебных учреждений. Однако неоказание необходимой медицинской помощи происходит, как правило, не из-за некачественной работы администрации и медиков лечебного учреждения, а из-за недопустимого отношения к его финансированию как со стороны бюджета, так и со стороны ФОМС. Как медикам объяснить это больным, тем более больным с тяжёлыми формами болезней, требующими постоянного ухода и применения дорогих лекарственных препаратов? Да и разве может любое объяснение заменить необходимое больным лечение?
Не дожидаясь окончания эксперимента и подведения его итогов, во многих медицинских учреждениях области явно не по своей воле стараются через механизм изменения коллективных договоров внести в действующую систему оплаты труда медицинских работников те предложения, которые заложены в постановлении Правительства области.
Считаем это недопустимым. Необходимо открытое и действительно публичное обсуждение (круглые столы, слушания) предлагаемых изменений системы оплаты труда, результатов проведённого эксперимента, а также и реального положения в государственных учреждениях здравоохранения Саратовской области в части выделения необходимого финансирования их деятельности. Причём обсуждение с широким участием не только медиков различного уровня, но и потребителей медицинских услуг.
Председатель Саратовского регионального отделения РОДП «Яблоко» Д. В. Коннычев