Шендерович в телевизоре. Не нашем

Оценить
Канал «ILand TV» на «Ютубе». «Звезды на «ILand» с Таней Кисилевски»

В последнее время на «Фейсбуке» мне попадаются ссылки на израильское телевидение – кое-кто из свежих израильских репатриантов нашел себя там и периодически выкладывает ссылки на передачи. В минувший четверг у Ольги Бакушинской попалась ссылка на интервью с Виктором Шендеровичем, которого в русский телевизор не пускают очень давно. Как он сам говорит, в России у него осталась только маленькая комната, обитая войлоком, на радио, и аудитория «Фейсбука». Хорошо, что есть израильское телевидение, которое может давать в эфир практически кого угодно.

Таня Кисилевски и Виктор Шендерович давно друзья и коллеги. И начинали вместе еще на том, старом, НТВ, но Кисилевски эмигрировала уже достаточно давно, а Шендерович остался на родине, хотя, как он сам отмечает у себя на «Фейсбуке»: «На родине побывали?» – по приезде из Израиля интересуются у него таможенники.

Часовое интервью в студии, где преобладают светло-серые тона, две большие вазы с белыми цветами, стеклянные столики, вода в винных фужерах. Процитирую здесь фрагмент интервью, который мне запомнился особенно. На вопрос Тани Кисилевски о разгоне старого НТВ «Я сидела здесь и переживала – как же так, зачем они это делают? Неужели они считают народ за быдло?» Шендерович ответил так:

«При слове «народ» я вздрагиваю и начинаю уточнять. Потому что, как сформулировал еще в первом веке до нашей эры греческий философ Эпиктет, худшее всюду – большинство. И то, что мы называем быдлом, есть везде. Содержимое английских фанатов мало чем отличается от болельщиков «Зенита». Вопрос в том, кто определяет правила игры, по которым живет общество, и кто становится элитой. Свобода как самоценность существует для меньшинства. Не каждый первый в Америке – Вуди Аллен, и не каждый первый в Чехии – Вацлав Гавел. Для большинства самоценны плоды, которые приносит свобода. Но между свободой и ее плодами проходит какое-то время. А плоды свободы (демократии) нужны всем. Когда говорят, что российский народ против демократии, я думаю – как? Я никого еще не встречал, кто хотел бы ехать в «жигулях» по битой дороге, а не в «мерседесе» по ровной.

Возвращаясь к вопросу: все хотят плодов демократии. И глобализация в этом смысле сослужила нам дурную услугу. Потому что раньше каждый жил по плодам самоорганизации. Степень самоорганизации соответствует качеству продукта. А тут – бабах! – глобализация. И мы видим дикаря с айпадом, на «мерседесе» и в итальянской обуви, со счетами в Швейцарии, с недвижимостью в Сардинии, но дикаря. У нас, грубо говоря, социальное устройство узбекское, а уровень жизни европейский. И пока было 120 долларов за баррель, не было необходимости развиваться. Когда халява кончается, когда жизнь поворачивается к нам суровым лицом, то нации предлагается: а что вы можете? По вашим трудам будет и жизнь. Элита встречает эти трудности в Лондоне, в Цюрихе – и это черный юмор истории. И это самое пресловутое большинство, которое искренне любит Путина, именно ему и прилетит маятник истории и ударит так, что мало не покажется. А элита, которая это большинство пользовала, скажет: «Упс! Надо же, как получилось!»