Была такая партия
Недавно Вячеслав Володин, человек ответственный за нашу внутреннюю политику вообще и выборы в частности, сказал, что в осенних выборах могут принять участие 77 (!) партий. «Вот здорово, – подумал я. – Это же какое торжество демократии! В США, по сути, две партии, в Великобритании, по большому счету, тоже две. Значит, у нас демократии в 38,5 раз больше, чем в этих странах. А они еще кичатся». Справедливости ради скажу, что такой метод подсчета придумал один из героев многочисленных романов Юлиана Семенова о разведчике Исаеве-Штирлице. В каком романе – не помню, таким методом доказывалось, что, хотя в СССР всего одна партия, но демократии очень много.
Понятно, что арифметика в этом деле абсолютно ничего не доказывает, но дает повод присмотреться к одной из семидесяти семи партий. Партия эта совсем недавно была на слуху, с ней связывали определенные надежды наши умеренные демократы. Речь идет о «Гражданской платформе», основанной Михаилом Прохоровым. Не будем скрывать, что отношение к этой партии у автора колонки пристрастное. Достаточно долгое время я был руководителем региональной организации. Думаю, что у нас была неплохая эффективная организация. Но после ухода Михаила Прохорова с поста лидера партии 13 марта прошлого года мы недолго продержались. Новый лидер Ренат Шайхутдинов вывел своих сторонников на Антимайдан – сборище самых реакционных политических сил страны. Партия Великое Отечество Николая Старикова, НОД Евгения Федорова, байкеры Залдостанова – в такой странной компании оказалась партия, совсем недавно считавшаяся демократической и оппозиционной. Объяснение своему поступку новый лидер давал странное – мол, члены партии выступают против обнищания страны. Бороться с обнищанием страны на антиукраинской акции – это как минимум нелогично. Впрочем, с уходом Михаила Прохорова, с уходом из гражданского комитета таких известных людей, как Ирина Прохорова, Людмила Улицкая. Андрей Макаревич, стало понятно, под какие ветры подставляет партийные паруса новый лидер «Гражданской платформы».
История нашего пребывания в этой партии была недолгой. Сначала некий партийный чиновник Юрий Юрченко потребовал в ультимативной форме исключения из партии одного из членов региональной организации за участие в оппозиционном митинге. Указания давались в самом лучшем советско-бюрократическом стиле. Например, поступил приказ провести служебное расследование и независимо от его результатов исключить «провинившегося» из партии. Ладно с бюрократами в партийном аппарате еще можно было бы бороться, но разделять курс Шайхутдинова мы посчитали для себя невозможным. Саратовское отделение в полном составе вышло из партии. И не мы одни. Вот что сказал руководитель калининградского регионального отделения партии Соломон Гинзбург: «Я вступал в совершенно другую партию, которая находится в оппозиции и предлагает иной сценарий развития России, чем думские фракции».
Действительно, сейчас это совсем другая партия. На прошлой неделе прошел съезд «Платформы» по подготовке к выборам в Госдуму. Для начала – скромно так – решили на базе партии объединить представителей малого и среднего бизнеса. Пункт второй – создать свою фракцию в ГД. И третий, надо полагать, завершающий этап – вывести Россию в «мировые центры силы». Но перед этим надо победить «ельцинистов», а президенту Путину рекомендовано отмежеваться от этих самых «ельцинистов». Вот Путин, если ему доложат, удивится. У него и так забот хватает – нацгвардию организовать, с офшорным скандалом что-то делать, в Сирии порядок навести. И тут на тебе – поручение от Шайхутдинова. Впрочем, не совсем понятно, почему именно президент должен «размежеваться». Ведь, по мнению Шайхутдинова «ельцинисты» представляют крупный капитал и государственную бюрократию, но сосредоточились они – вы только не удивляйтесь – в партии ПАРНАС. Короче, ПАРНАСу союз с «Гражданской платформой» не светит, а они небось рассчитывали. Хотели бы платформисты взаимодействовать с «Яблоком», «но от них предложения не поступало». Вообще предложений по сотрудничеству от «Яблока» в нашей политике может ждать только очень наивный человек. Впрочем, и парламентским партиям от смелых «революционеров-антиельцинистов» тоже досталось: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – по сути, одна партия бюрократов и олигархии», – смело записали они в своей новой программе. Чувствуется здесь некая близость к безумным речам депутата Евгения Федорова.
Тут надо сделать одно небольшое замечание: вы заметили, как у нас любят бороться с прошлым? Шайхутдинов собирается выкорчевывать «наследие Ельцина», хотя это с успехом уже сделали старшие товарищи. Госдеп Николай Панков винит в развале аграрного сектора либералов девяностых годов. Прямо большевики, которые любили при каждом удобном случае говорить о «проклятом наследии царского режима». Мы к этой теме еще вернемся.
Что же мы имеем по существу? Еще одну партию-спойлер, стремящуюся за счет громкой риторики собрать немножко голосов. И из 77 партий, о которых говорил Вячеслав Володин, таких половина, а то и больше, и все они – изделия кремлевских политтехнологов. У них одна задача – задурить головы избирателей. И реальных перспектив – никаких. В нашем конкретном случае тоже. Разве что Ренат Шайхутдинов получит место по одномандатному округу – как награду за развал настоящей «Гражданской платформы». Но уверен: если он пройдет в Думу, то скоро окажется в рядах «Единой России».