Мал комбинат, да дорог

Оценить
Скромное мясоперерабатывающее предприятие не любит говорить о себе, но радует успехами губернатора

Саратовская область успешно справляется с задачей по продовольственной безопасности. Если верить региональным чиновникам, продуктов питания у нас производится вдоволь, свои потребности в еде мы, мол, закрываем полностью. Зерна, мяса, молока, яиц, овощей и прочего съестного у нас выращивается более чем достаточно. Есть некоторые проблемы с переработкой сельхозпродукции, но и они худо-бедно решаются. Ряд перерабатывающих предприятий пищепрома Саратовской области, по мнению многих специалистов, достойно конкурируют с крупными производителями продуктов. К ним, например, относятся базарно-карабулакские производители колбас и сосисок. Производителей там два. У одного из них, Базарно-Карабулакского мясокомбината (БКМ), в Саратове заметно разрастается собственная сеть розничных магазинов.

Эти магазины, вернее их количество, нас, честно говоря, смутили, и мы даже подумали, что что-то тут нечисто. Помнится, у совхоза «Весна» (тепличное хозяйство) была такая история, когда всякий огурец и томат, оказавшийся на саратовском прилавке, выдавался за «веснянский» продукт. А потом оказалось, что смекалистые продавцы просто любят пользоваться знакомым и уважаемым саратовцами брендом, чтобы продать свой товар, не имеющий к «Весне» никакого отношения. Для совхоза «Весна», по словам руководства хозяйства, это было проблемой. Да и сейчас остаётся, потому что бороться с этим явлением они не могут.

Вот и про магазины БКМ мы подумали так же. Слишком уж их много, как нам показалось, открывается. Не всякий крупный производитель может позволить себе такую развёрнутую сеть собственных магазинов в областном центре.

Просто так выгодней всем

Заместитель директора по производству ООО «Базарно-Карабулакский мясокомбинат» Булат Турмуратов заверил, что все магазины с буквами «БКМ» на синем фоне вывески имеют отношение к предприятию. О том, что кто-то самовольно использует название мясокомбината на БКМ, не слышали, но уверены, что такого нет.

«У нас по Саратову в общей сложности 15–17 магазинов. (В 2014 году у БКМ было 9 фирменных магазинов в Саратове. – Прим. ред.) Есть ещё ряд предпринимателей, которые берут у нас продукцию на реализацию в своих торговых точках. Недавно сеть продуктовых супермаркетов «Семейный» пригласила нас к сотрудничеству, и через их розничные магазины мы реализуем шесть наименований наших полуфабрикатов. В ближайшем будущем, возможно, в магазинах этой сети появятся наши колбасы и деликатесные изделия, – пояснил Турмуратов. – Большое количество магазинов – это спорный вопрос. Кому-то оно может показаться большим, кому-то, наоборот, не очень. Но мы заинтересованы в открытии собственных мясных лавок, потому что хотим сделать нашу продукцию максимально доступной для потребителей – без лишней торговой наценки. В этом всё дело».

То, что с сетями сотрудничать непросто, – факт известный. Об этом давно говорят очень многие местные производители. Во-первых, необходимо соблюсти множество различных условий, чтобы войти в сеть. Во-вторых, в сетях часто образуются возвратные партии, которые несут убытки предприятиям-поставщикам (тогда как не распродаётся товар до истечения срока годности далеко не всегда по вине производителя, а зачастую из-за несоблюдения сотрудниками магазинов ротации товара). В-третьих, торговая наценка сетей (в среднем это 20–30 процентов к закупочной стоимости) делает продукт местного производителя менее привлекательным в глазах потребителя.

Как поясняет наш собеседник Булат Турмуратов, на сегодняшний день даже при значительных тратах на содержание магазинов (аренда залов, холодильное оборудование, зарплата продавцов, коммунальные услуги) предприятию выгоднее реализовывать свою продукцию через собственную торговую сеть.

«Такой подход имеет неоспоримое преимущество в связи с тем, что даёт возможность обратной связи с покупателями. Мы слышим их отзывы и можем корректировать свою работу, ориентируясь на своего потребителя, – говорит Турмуратов. – Но это не значит, что мы не хотим работать с торговыми сетями. Наоборот, это приветствуется. Просто мы не навязываемся. Если нас приглашают, как в случае с сетью «Семейный», и всех устраивают условия работы, то мы охотно соглашаемся. И в магазинах индивидуальных предпринимателей наша продукция тоже продаётся по-прежнему».

Людям нравится

На наш вопрос «Где вы берёте мясо и в каких объёмах?» Булат Турмуратов отвечать не хотел. Сказал, что это «вообще-то производственная тайна», приоткрыть которую согласился только после нашего восклицания: «Но мы же в интересах ваших же потребителей спрашиваем!»

Турмуратов признался, что говядину БКМ закупает у населения и фермерских хозяйств – в частности, давно сотрудничает с СХПК «Штурм». Свинину – у действующих в регионе свинокомплексов. Одним из поставщиков комбината является свинокомплекс «Хвалынский». Сказал, что работает мясокомбинат только с проверенными поставщиками, но всё равно, мол, всё сырьё проходит ветконтроль. За качеством здесь следят на всех стадиях производства. Начиная от того, что на мясокомбинат говядина и свинина попадает в виде коров и свиней. И уже здесь в собственном забойном цеху животных готовят к дальнейшей переработке. А больше ни в чём Турмуратов нам не признался.

«Никаких цифр я вам всё равно не назову. Ну не нужно этого. У нас небольшое предприятие, а завистников и недоброжелателей много, поэтому цифрами делиться не буду, – категорично заявил наш собеседник. – Могу только сказать, что нам хватает того объёма говядины и свинины, который мы приобретаем внутри региона, для нашего производства. Мясо птицы в нашу колбасную продукцию мы не добавляем. В приготовлении полуфабрикатов – пельменей, котлет, чебуреков, хинкали – используются только натуральные продукты: если яйцо, то настоящее (с Лысогорской птицефабрики), а не порошок, если лук, то тоже настоящий, а не сушёный (от энгельсских производителей)».

Не верить Турмуратову у нас оснований не было.

Кризис, куда ж без него?!

Но оказалось, что не всё так радужно у Базарно-Карабулакского мясокомбината. Булат Турмуратов жаловаться не хотел, да и не жаловался, но признался, что кризис, тот самый экономический, на БКМ уже сказался тоже.

«Я опять же не назову никаких цифр, но объёмы производства нам пришлось сократить. Коллектив не сокращаем, потому что людьми своими дорожим. Но рабочее время укоротили – неполные рабочие дни и недели у нас теперь. Тем не менее мы не поднимаем цены на свою продукцию. Такова политика предприятия, – убеждает Турмуратов. – Себестоимость нашей продукции посчитана давно, и что-либо там менять мы не намерены. Да, экономическая ситуация усложняется, всё становится дороже, вот и поставщики сырья периодически предпринимают попытки поднять свою цену для нас. Где-то удаётся договориться о старой цене, где-то вынуждены работать по нулям. Но каждый жаден по-своему. Кто-то закладывает высокую маржу, а у нас она очень скромная (без цифр опять же осталось это утверждение). Капает какая-то копеечка – и слава богу, мы и этому рады».

Что касается планов на развитие, то сейчас о большем не мечтается. Конечно, руководству БКМ хотелось бы выйти и на другие рынки – в другие регионы как минимум, но сейчас с этим «всё очень плохо»: дорого арендовать магазины, дорого возить товар, дорого содержать людей.


[кстати сказать]

История давняя и новейшая

Как нам пояснили в региональном минсельхозе, ООО «Базарно-Карабулакский мясокомбинат» отнюдь не такое уж маленькое предприятие. На самом деле оно на хорошем счету в региональном правительстве и губернатором отмечается как ведущее. Глава региона Валерий Радаев часто ставит его в пример как образец для подражания – за успехи, за современный забойный цех, за полный цикл переработки отечественного сырья (от убоя до реализации готовой продукции).

Объёмы производства БКМ чиновники, правда, тоже не назвали. Говорят, что не имеют права разглашать эту информацию без согласия предприятия.

Всё, что удалось выяснить из других источников, так это то, что БКМ был основан ещё в 1955 году и что с 2006 года началась его «новейшая история» – тогда БКМ был преобразован в ООО. Основным направлением деятельности тогда была реализация охлажденного мяса. На комбинате уже тогда были собственные забойный и разделочный цеха, склады, оснащенные холодильным и морозильным оборудованием, и парк собственного специализированного автотранспорта для осуществления прямой доставки в торговые точки.

В 2009 году начинает работать цех по производству замороженных полуфабрикатов, где делают пельмени, манты, хинкали, чебуреки, котлеты, тефтели. Тогда же заработал фасовочный цех, что позволило расширить ассортимент и упаковывать продукцию в фирменную упаковку.

В 2014 году был запущен колбасный цех, начинается реализация вареных и полукопченых колбас, мясных деликатесов. В том же 2014 году предприятие посещал нынешний зампред областного правительства Александр Соловьёв, и визит этот описывали областные информ­агентства. Говорилось, что в результате модернизации и реконструкции предприятия мощность БКМ по первичной переработке мяса увеличилась в 2,5 раза – до 10 тонн в смену. Мощность нового колбасного цеха на тот момент составляла 2,5 тонны в сутки.