Панамские кошельки
Триста восемьдесят журналистов лучших СМИ мира несколько месяцев изучали 1,5 млн файлов из панамской компании, которая занимается регистрацией офшорных фирм. В этих файлах журналисты искали упоминания о чиновниках из своих стран. От России в партнерстве с международным консорциумом журналистов-расследователей и центром по исследованию коррупции и организованной преступности работала «Новая газета». В понедельник, 4 апреля, именно она опубликовала наиболее полный материал по результатам изучения документов. Рассказать об исследовании, в которых фигурируют фамилии министров, госдумских депутатов и губернаторов, решились не все российские СМИ.
Почему промолчали Первый канал, Россия-24, НТВ, «Известия», «Российская газета» и «Комсомольская правда»
С 2013 года госслужащим в России запрещено принимать участие в бизнес-операциях за границей и иметь счета за рубежом. Кроме того, по вступившему в силу в 2015 году закону о деофшоризации российские резиденты и компании обязаны информировать уполномоченные органы о своей доле в офшорах, если она превышает 10% от общего капитала. Депутатам Госдумы запрещается принимать участие в предпринимательской деятельности.
Президент России Владимир Путин заговорил о деофшоризации еще в 2012 году. Выступая с бюджетным посланием к Федеральному собранию, он объявил, что Россия разработает национальный план борьбы с офшорами. «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики», — сказал он. В следующем послании президент заявил, что результаты деофшоризации российской экономики пока мало заметны. По его данным, в 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, т. е. пятая часть всего экспорта России. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. В целях борьбы с офшорным злом Путин предложил лишить господдержки и возможности исполнять госконтракты те компании, которые работают в России, но зарегистрированы в иностранной юрисдикции. Он выступал за то, чтобы компании, зарегистрированные за рубежом, но имеющие активы в России, платили налог на прибыль по российскому законодательству. И вот в 2016 году журналистам удалось обнаружить больше десятка фирм, связанных с российскими госдеятелями, депутатами, сенаторами, силовиками или членами их семей.
Прямые нарушения законодательства нужно, конечно, еще доказать. Но взяться за финансовые расследования власть может только под давлением общества. В России это маловероятно. Хотя бы потому, что Первый канал предпочитал вчера рассказывать своим телезрителям про Нагорный Карабах, про допинг в спорте, про Сирию, про мигрантов в ЕС, про махинации сотрудницы службы опеки в Приморье, про поездку Дмитрия Медведева в Кузбасс, про паводок в Омской области, про учения авиации в Архангельской области и ни словом не обмолвился о неприятных лично для президента Владимира Путина офшорных открытиях. Вскользь о них упомянули лишь на канале РЕН ТВ. Сказали, что расследования касаются многих стран и многих известных фигур, в том числе президента Украины Петра Порошенко.
Про Петра Порошенко с его выведенным в офшор управлением шоколадным концерном уже с утра в понедельник говорила вся украинская пресса. Президента упрекали в обмане избирателей (ведь он обещал продать свой «Рошен»), в нарушении правил заполнения декларации, где никаких офшорных фирм не значится, в желании минимизировать налоговые платежи. Украинские журналисты и эксперты гадали, «чем Пете это отзовется», совершенно не интересуясь тем, что российскому президенту этим же международным расследованием в упрек поставлены аж два миллиарда офшорных долларов.
Глава ВТБ Андрей Костин в интервью Bloomberg TV в понедельник назвал «бредом» сообщения о том, что президент России Владимир Путин якобы связан с сетью офшоров на 2 млрд долларов. Он отметил, что в обнародованных журналистами документах нет информации о том, что имя президента России есть в регистрационных документах офшорных компаний. «Говорят, что какие-то люди, которые знают Путина, имеют какой-то офшорный бизнес. Что в этом плохого?» — сказал он. Но дело в том, что люди на самом деле не совсем какие-то.
Главное место в опубликованных исследованиях, которые Андрей Костин, конечно же, прочитал, занимает Сергей Ролдугин — виолончелист по профессии.
«В отличие от других друзей Владимира Путина, вошедших в список Forbes за время его правления, о богатстве Сергея Ролдугина до сегодняшнего дня не было ничего известно. Хотя виолончелист и не делал секрета из дружбы с президентом, его единственный актив, о котором говорили публично, — это миноритарная доля в АКБ «Россия», известном как «банк друзей президента». «Я не бизнесмен, у меня нет миллионов», — признавался Ролдугин в интервью The New York Times в 2014 году. Однако благодаря утечке из компании-регистратора Mossak Fonseca (MF) нам удалось узнать, что связанные с известным виолончелистом компании оперируют не просто миллионами, а миллиардами долларов: эти офшоры могли получать деньги от структур, близких семье Ротенбергов, Сулейману Керимову, Алексею Мордашову… Они зарабатывали десятки миллионов рублей в день от, как считают эксперты, сомнительных сделок с акциями российских госкомпаний, а затем инвестировали эти средства как в покупку стратегических активов в стране, так и в личные («досуговые») проекты, связанные с родственниками и друзьями президента, — сообщается в «Новой газете». — Например, в 2010 году принадлежащая Ролдугину компания IMO должна была заключить сделку на покупку акций «Роснефти» у другой офшорной структуры. В базе MF есть два договора. Один — на покупку акций, а второй — на прекращение этого соглашения. В чем смысл? Компания Ролдугина за срыв договора тут же получила компенсацию — 750 тысяч долларов. Нам удалось найти много подобных сделок и с другими компаниями, связанными с Сергеем Ролдугиным. Такие операции позволяли зарабатывать миллионы долларов просто из воздуха. (Любопытно, что такой же способ — неисполнение договоров купли-продажи акций — использовали мошенники в «деле Магнитского», чтобы создать фиктивные обязательства и затем похитить из бюджета налог на прибыль.) В некоторых случаях соглашения все-таки исполнялись, но музыканту всё равно раз за разом несказанно везло. Его компании покупали акции российских предприятий, а на следующий день продавали ровно те же пакеты ровно тем, у кого их купили вчера, но со значительной прибылью, что позволяло им зарабатывать по 400–500 тысяч долларов. Контрагенты Ролдугина в этих операциях все время проигрывали. Ими были компании, связанные сначала с инвестиционном фондом «Тройка Диалог», а затем со Сбербанком (после покупки последним «Тройки»)».
Часть средств, которые аккумулировались в офшорах, затем инвестировались в Россию. Эти вложения журналисты условно делят на две группы — «для отдыха» и для покупки стратегических активов, например, доли в КамАЗе, АвтоВАЗе и Видео Интернешнл, которая в значительной степени контролирует российский рекламный рынок.
Схема наполнения кошелька Путина. Что о расследовании предлагает запомнить оппозиционер Алексей Навальный
Размышляя, зачем скромному музыканту загнали минимум 2 000 000 000 $ на офшорные счета, Навальный заключает, что Ролдугин на самом деле — один из настоящих кошельков Путина. «Задумка Путина заключалась в том, чтобы хранить личные украденные деньги в самом неожиданном месте, у самого неожиданного персонажа — известного музыканта-виолончелиста, человека лояльного и честного (по отношению к боссу) и, судя по всему, достаточно скромного даже в быту. Никаких красных феррарей и прочих глупостей, — пишет в своем блоге Алексей Навальный. — Но у этого хитрого плана есть и слабая сторона. У музыканта, даже самого талантливого и самого популярного в мире, просто не может быть столько денег. Государственные банки не выдают виолончелистам кредиты на сотни миллионов долларов. Олигархи не дают (а уже тем более не прощают потом) виолончелистам долги на миллиарды рублей. Управленцы Роснефти и Сбербанка не проворачивают очевидно криминальные сделки, чтобы обогатить офшор музыканта еще на миллион-другой долларов».
Но Ролдугин, в конце концов, еще полбеды. Главным в российской части расследования все-таки остается описание того, как работает главная коррупционная схема страны. Итак, деньги на офшорных счетах появляются в основном путем махинаций с ценными бумагами и займами. Но есть и другие пути. Например, компания Алексея Мордашова (Северсталь) дает компании Ролдугина в долг 6 миллионов долларов. И сразу же прощает долг. Похожие истории повторяются с Керимовым и Ротенбергами. А кипрская дочка ВТБ Russian Commercial Bank просто открывает для панамской компании кредитную линию в 650 миллионов долларов, тем самым обеспечивая практически неограниченный доступ к деньгам.
Навальный называет причастными к схеме наполнения «кошелька Путина» Керимова, Мордашова, Костина и менеджмент ВТБ, Сечина, руководство Роснефти и руководство Сбербанка, утверждая, что все они должны быть привлечены к ответственности.
Варианты ответственности тоже уже прописали
Главный исполнительный директор Diamond Age Capital Advisors Слава Рабинович утверждает, что появившаяся информация не является даже верхушкой айсберга: «Это всё равно, как зайти в кинозал и сначала увидеть рекламу, ещё до появления «Коламбия Пикчерз представляет».
По его словам, далее начнется многоплановое многострановое многостороннее международное расследование по отмыванию денег, полученных преступным путём. Криминалисты-аудиторы будут изучать под микроскопом каждую транзакцию, каждый сопровождающий договор, каждую денежную проводку. Будут допрошены сотни… нет, тысячи свидетелей из числа юристов, банкиров и номинальных директоров.
«При всех подозрительных транзакциях в долларах США, которые, по определению, всегда передвигаются через корреспондентские счета в американских банках, даже если проводки делаются, например, только из Панамы на Кипр, при всех таких подозрительных транзакциях ждите подключения властей США: Минфин, OFAC, ФБР, ЦРУ, Минюст… Международное расследование будет длиться месяцы, если не годы. В тюрьму, в конце процесса, пойдут некоторые юристы, банкиры и номинальные директоры за нарушения KYC и AML. Многие «конечные» бенефициары офшорных компаний будут обвинены в отмывании денег, полученных преступным путём, и во фронтировании политико-зависимых лиц, так называемых ПЕПов (Politically Exposed Person). Многие такие бенефициары будут подлежать экстрадиции, в том числе в США, для встречи с правосудием», — пишет он на своей странице в «Фейсбуке».
И другие ПЕПы
РБК вчера распределила все 12 известных российских семей, попавших в расследование, по категориям. В разделе «чиновники» упоминается про министра экономического развития Алексея Улюкаева, пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, заместителя управляющего делами президента в 2003–2015-м годах Ивана Малюшина. В разделе «губернаторы» фигурируют губернатор Псковской области Андрей Турчак и губернатор Челябинской области Борис Дубровский. В разделе «депутаты и сенаторы» есть депутат Госдумы от «Единой России» Виктор Звагельский, депутат Госдумы от той же партии Михаил Слипенчук, депутат Госдумы от «Единой России» Александр Бабаков, а также сенатор от Чечни Сулейман Геремеев. В разделе «силовики» называется фамилия секретаря Совбеза Николая Патрушева и замминистра внутренних дел Игоря Зубова.
Глава антикоррупционного комитета Госдумы Ирина Яровая назвала «многократной инъекцией яда» доклад международного консорциума журналистов-расследователей об офшорах. Цитируя Яровую, ТАСС сообщает, что, по ее мнению, «беспокойным отцам цветных революций» не дает покоя «политическая стабильность в России и доверие общества президенту». «Цель атак не достигнута — Россия продолжает жить и работать, а мир по-прежнему связывает с нашим президентом и нашей страной надежды на порядок и безопасность», — отметила глава комитета.