Григорий Соломин: Неконтролируемая точечная застройка – «городской паразит»

Оценить
Как должен развиваться современный город? Как создать комфортную городскую среду, привлекательную для жителей, бизнеса и производства?

Как должен развиваться современный город? Как создать комфортную городскую среду, привлекательную для жителей, бизнеса и производства? Об этом наш разговор с саратовцем, выпускником Саратовского технического университета, специалистом в сфере управления проектами городского развития и планирования территорий Григорием Соломиным. Григорий является управляющим партнёром консалтинговой компании «Новая Земля», работающей в сфере урбанистики, городского развития и территориального планирования.

– Григорий, на сайте компании «Новая земля» ваша команда охарактеризована как «междисциплинарная». Что это значит?

– Любую территорию, которая стремится эффективно развиваться, быть привлекательной для горожан, аккумулировать бизнес и производство, необходимо рассматривать с различных сторон жизнедеятельности. Это социология, транспорт, экономика, архитектура и градостроительство, экология и многое другое. Наша команда формируется по такому же принципу – как правило, специалисты нашей компании имеют образование сразу в нескольких областях. Наша главная задача – использовать все необходимые компетенции для формирования комплексных решений, анализируя проект с различных сторон. Именно за счет такого подхода возможно осуществлять долгосрочное стратегическое планирование, обеспечивающее устойчивое развитие городов с учётом всех особенностей контекста.

В международной практике документы комплексного развития называются мастер-планами. В российском законодательстве схожие функции выполняют стратегия социально экономического развития и документы территориального планирования. Эти документы являются своего рода инструкцией по эксплуатации территории, ориентированной на достижение социальных и экономических эффектов, обеспечение сбалансированного пространственного развития. Качество городской среды, безусловно, также является важным фактором. Причем масштаб проекта неважен: это может быть парк, жилой микрорайон, город или городская агломерация – должен быть разработан чёткий сценарий развития.

Нашей задачей еще на предпроектной стадии является определение потенциала территории, моделирование максимально эффективного сценария развития с социальной и экономической точки зрения.

– Звучит как музыка. Вы давно были в Саратове? В центре сложно найти качественные пространства, объекты, зато есть точечная застройка, участки под строительство не находятся разве что на Театральной площади...

– Бесконтрольная точечная застройка – явление общероссийское и характерно не только для Саратова. Проблемы у городов схожие. На это влияет эффективность исполнения ограничений и качество документов территориального планирования. Такие документы необходимо не только качественно подготовить на много лет вперед, но и в дальнейшем контролировать их соблюдение. Тогда в историческом квартале города не вырастет небоскреб, дающий чрезмерную нагрузку на социальную инфраструктуру и транспорт, а значит, и на городской бюджет. Подобная застройка однозначно негативно влияет на качество среды, однако уплотнение города зачастую становится необходимым. Тут возникает вопрос, как это грамотно сделать.

Если плотность застройки в центральной части города низкая – выгодно уплотняться, однако этот процесс должен жестко регулироваться правилами и заданной стратегией развития. Нужно создавать качественную среду с плотными разнообразными городскими функциями – торговлей, развлечением, образованием, – иначе можно наблюдать такой эффект, когда люди предпочитают гулять в торговых комплексах, где искусственно воссоздана городская среда.

Качественно уплотнять город можно и в России. В качестве примера можно привести реконструкцию столичного района Остоженка. Здесь достаточно хорошо сохранены памятники архитектуры, и в то же время деликатно, без нарушения характерной для исторического центра этажности увеличивается плотность застройки (при этом она не уступает по экономической эффективности высотной точечной застройке). Мы работаем в различных регионах России и убеждены, что везде экономическую эффективность проекта можно обеспечить, не теряя качества городской среды.

– Исторический центр нашего города во многом сохранился от первого генерального плана застройки 1812 года. Как вы считаете, когда у Саратова был пик развития и будет ли ещё?

– Исторически у Саратова были мощные драйверы развития. Екатерина II своими указами 1762-го и 1763 годов о переселении немцев дала мощный импульс социальному развитию. Пройдите по историческому центру города – увидите множество европейских черт. Визитной карточкой города является консерватория, реконструированная в начале ХХ века по проекту архитектора Каллистратова, где отчетливо прослеживается влияние европейской культуры. Важным географическим фактором, способствующим активному развитию, было расположение Саратова на берегу Волги. Город был большим портом на Волжском торговом пути, развивалась лёгкая промышленность, возникали известные династии мукомолов с немецкими фамилиями. Город капитализировал свои преимущества.

В советские времена Саратов стал крупным центром тяжелой промышленности за счёт переноса производств из северных регионов страны в 1940–1945 годах (электронные, станкостроительные и другие заводы).

Сейчас о Саратове сложно говорить как об успешном городе, он часто попадает в различные негативные рейтинги. Одной из нечасто обсуждаемых, но очень важных проблем является отток человеческого капитала.

– Губернатор Валерий Радаев назвал это явление донорством. Непочетным. Вы, будучи студентом, связывали свое будущее с Саратовом?

– Свое будущее я связывал с профессией и понимал, что в современном мире архитектор космополитичен. Успешный специалист работает и реализует свои проекты на разных концах мира единовременно. К слову, архитектурное бюро «SNOU project», которое мы создали с Сергеем Сердюковым и Николаем Новичковым, успешно работает как в Москве, так и в Саратове, а наши проекты реализуются и в Испании.

– Вероятно, руководители столичных муниципалитетов на деле, а не на словах любят свои города, раз находят средства на качественные городские проекты? У нас же пока «валентинки» появились...

– Нужно создавать такие условия, при которых все участники рынка будут заинтересованы в качественных проектах. Важно, чтобы муниципалитеты работали не в интересах застройщиков, а строго в интересах города. Иначе город перестает быть эффективным и в итоге становится неинтересен и застройщику.

– Как такое возможно?

– Очень просто. Слабо контролируемая или неправильно оцененная высотная застройка в центре приводит к излишней нагрузке на социальную инфраструктуру. И новоселы, и существующие жители сталкиваются с рядом проблем. К примеру, невозможно устроить ребенка в детский сад, переполнены школы и поликлиники. Образование, здоровье теряет необходимое качество. Не предусмотрены в достаточных количествах места для стоянки машин, затруднено движение транспорта. Загазованность воздуха. Проблемы, созданные точечной застройкой, приходится решать муниципалитету. Бюджетная нагрузка на такую среду возрастает, территория не способна развиваться по рыночным условиям, нужны дотации. Получается, что объект точечной застройки на территориях, не рассчитанных на высокую плотность населения, просто питается за счёт города. Мы называем такое явление urban parasite – городской паразит. Это приводит к созданию среды, не способной выполнять необходимую городскую функцию. В конечном итоге люди ищут более качественное место для жизни. Кто-то из них принимает решение перебраться в другой, более качественный город, и даже эмигрировать из России. В результате городские процессы могут влиять на проблемы масштаба страны.

– Но ведь застройщик, он же девелопер, преследует коммерческие интересы. Иначе быть не может.

– Да. Но время требует качественных, комплексных проектов застройки. Например, в одном проекте уделено внимание социальной инфраструктуре и строится школа, а в другом только выделяется участок под её возможное строительство. Сознательный покупатель обязательно учтёт этот фактор при своём выборе.

Именно поэтому к развитию городов нужен современный подход. Растут запросы общества на качественную городскую среду – её, например, невозможно достичь без наличия качественных общественных пространств. В Москве здорово задали тренд, сейчас парк Горького и ВДНХ уже не узнать. Казань подхватила этот тренд, более мелкие города тоже. В Саратове, насколько я слышал, институт «Стрелка» разработал концепцию общественных пространств. До реализации, конечно, я думаю, ещё далеко, но тот факт, что об этом активно говорят, уже радует.

Удержать ценный человеческий капитал сложно, его переманивают другие, более благоприятные для жизни и работы регионы и города. По результатам наших исследований на практике не только большие агломерации, но и города с численностью населения до четырехсот тысяч жителей могут успешно удерживать и привлекать человеческий капитал. Это становится возможным за счёт повышения качества городской среды и создания социально-экономических условий для развития городского сообщества – высокого уровня образовательных учреждений, эффективного городского управления, надёжной системы здравоохранения. Примером такого города можно с уверенностью назвать Белгород.

– С вузами в Саратове всё в порядке. И с культурой тоже: театры, музеи, консерватория, филармония... А вот с дружелюбным городским пространством не очень. Из Заводского и Ленинского районов можно ехать до центра больше полутора часов. Машин всё больше, заторы всё длиннее...

– Город к решению транспортных проблем должен подходить комплексно. Развивать качественный общественный транспорт, регулировать транспортные потоки, контролировать сложные участки города, а центральную часть отдавать преимущественно пешеходам. Москва активно использует эту практику – всё больше общественных пространств рассматриваются с точки зрения горожан-пешеходов. Тем не менее необходимо учитывать потребности людей, проживающих и работающих в местах, где ограничивается парковка.

Думаю, что в скором времени и Саратов подключится к процессу комплексного и стратегического территориального планирования.

– Осталось только дождаться, когда у нас появится проект развития агломерации под названием Саратов.

– Да. Кстати, это обязательно должен быть публичный документ, администрация и с журналистами должны рассказывать о нём, давать пояснения. Горожане должны быть активно вовлечены в процесс городского развития. Тогда городу будет проще развиваться и противостоять вызовам нашего времени.