Итак, она звалась Татьяной...
Кто о чем, а мы о выборах. Кампания, пусть и не объявленная официально, набирает обороты. Сенсационным известием последних дней стало назначение начальником областного штаба ЕР Татьяны Ерохиной. То есть Татьяна Петровна будет руководить выборами партийного списка. А у каждого одномандатника – свой штаб.
Татьяна Петровна Ерохина попала в Саратовскую областную думу в 2012 году по партийному списку. А до начала блестящей политической карьеры наша героиня скромно руководила собесом. Или, если угодно, была руководителем Центра социального обслуживания населения по Волжскому району. До этого трудилась юрисконсультом в центре соцобслуживания Октябрьского района.
Короче, биография Татьяны Ерохиной не предвещала столь стремительной карьеры. Но, по слухам, госпожа Ерохина давно дружна с Александром Гайдуком. А Александр Александрович у нас в области если не всемогущ, то может очень и очень многое. Потому как уже давно – помощник и вполне себе доверенное лицо всесильного Николая Панкова, который в свою очередь долгие годы близок с самим всемогущим Вячеславом Володиным.
Короче, пришествие Ерохиной в думу объяснить можно. Можно и понять получение ею очень серьезного думского портфеля. Татьяна Петровна возглавляет комитет по социальной политике и, это важно, является заместителем председателя Саратовской областной думы. До недавнего времени сесть в кресло зампреда можно было только при наличии изрядного политического и аппаратного опыта. Впрочем времена меняются.
Надо сказать, что Татьяна Петровна с порученной задачей справляется. Она украшает президиум, оттеняя прелестным личиком благородные седины Владимира Капкаева и Александра Сундеева. Социальный комитет работает не лучше и не хуже отстальных думских подразделений, с ролью председателя Ерохина справляется без труда, благо аппарат комитета вполне себе профессиональный.
Короче, жизнь удалась, но, как говорится в одном известном фильме, ходишь, ходишь в школу, и бац – вторая смена.
Татьяну Ерохину назначили руководить штабом. Понятно, опыта проведения избирательных кампаний у нее нет. Потому как участвовать в кампании в роли ведомого кандидата партийного списка (даже не одномандатника) и руководить кампанией – это, так говорят уже в Одессе, две большие разницы.
Потому мы наберемся смелости и дадим Татьяне Ерохиной несколько советов.
Кролики – это не только ценный мех
Потому что избирательный штаб – это не только место для заседаний и самореализации, но и мозговой центр, организационный комитет, фильтр, разведка, бухгалтерия и так далее и тому подобное.
Но для начала лирическое отступление. Недавно в свет вышла книга Бориса Акунина «Вдовий плат». Там речь идет в том числе и о подготовке к проведению новгородского вече. А это тоже были выборы. Так вот, у каждой из двух противоборствующих сторон были свои кандидаты, в том числе и подставные, а еще нюхачи, шептуны, крикуны. Это прототипы социологов, агитаторов и клакеров. Но в современном штабе есть еще много кого.
Главной фигурой в любом штабе, безусловно, должен быть технолог. Точнее, политтехнолог. Политтехнологи – это такие специально обученные люди, которые знают избирательное законодательство, умеют построить сеть агитаторов, знают, как работать с избиркомами всех уровней, обладают изрядными навыками креатива, владеют методами НЛП (нейролингвистического программирования) и так далее и тому подобное. Как правило, люди эти абсолютно аполитичны, работают не за идею и лозунги и даже не за потенциальный мандат, а за деньги. Причем деньги большие.
Как считает профессиональное сообщество политтехнологов, специалист в кампании – это плюс пятнадцать процентов к ожидаемому результату и, соответственно, минус 15 процентов у соперника.
В силу нынешнего тотального безденежья, непрофессионализма (типа «мы сами с усами») и вполне предсказуемого избирательного процесса, никак не связанного с волеизъявлением граждан, у партии власти технологи, да еще в роли начальников штабов, не востребованы. Судя по всему, не предвидится таковых (такого) и в штабе у Ерохиной.
Да, собственно, и не надо, потому как – зачем?
У нас своих великих умов – выше крыши. И ерунда, что нормальный план избирательной кампании – без разбивки по проектам – это 50–70 страниц убористого текста.
Давайте оговоримся сразу, что про юристов и экономистов (бухгалтеров) кампании говорить не будем. Потому как юристы, как правило, народ тихий и незаметный. Берут их из числа профессионалов, они на публике не светятся.
Что касается бухгалтера, то тут тоже проблем нет: что ему начальник сказал, то он и делает, туда (тому) и платит. А вот где берет деньги начальник, это уже огромный и совеем другой вопрос.
Сама, сама, всё сама
По подсчетам специалистов, избирательная кампания по одномандатному округу стоит, согласно разным оценкам, от 30 до 100 млн рублей. О стоимости кампании партсписка не говорится, но примитивно умножим 50 млн рублей на четыре (у нас в области четыре одномандатных круга), получим 200 миллионов. В местных кулуарах вроде как говорится о 300 миллионов рублей, которые придется потратить на кампанию. Но для начала эту сумму надо найти. Нет, есть официальный избирательный фонд – 35 миллионов, и его тоже придется заполнить, но кто в выборы говорит о «белых» деньгах?
И это уже дело не бухгалтеров, а начальника штаба, который отвечает за всё, в том числе и за финансирование кампании. В былые времена большую часть избирательных денег давали бизнесмены, которые собирались идти в Думу. Сейчас таковых не осталось – или бизнесмены не хотят идти в Госдуму, или у них нет денег. Короче, это очень серьезная проблема, которую придется решать Татьяне Ерохиной. Нет, возможно, ей помогут аксакалы саратовской политики и кинут клич по всем своим родственникам и знакомым. Но где гарантия, что родственники и знакомые: а) найдут такие деньги; б) захотят с ними расстаться, ничего не получив взамен.
Короче, один из самых основных блоков кампании – финансы – это единоличная и очень серьезная проблема Ерохиной.
Социологи (нюхачи)
В «Единой России» уверенно считают, что наша страна благодаря действиям партии и правительства опять уверено встает с колен и движется в светлое будущее. Даже несмотря на происки врагов и прочие санкции.
Но это официальная позиция. А в ходе выборов надо знать реальную картину. Для начала. И потом надо знать ситуацию в середине кампании, а потом в ее финале – чтобы сделать решающий рывок. Это как минимум.
Кто в штабе Ерохиной может заняться социологическими опросами? Александр Ландо!
Он руководит общественниками всех рангов, уровней и мастей. Пользуется безусловным авторитетом на всех уровнях власти. Его знают даже простые торговцы на городских рынках. И если Александр Соломонович даст правильное распоряжение вниз по вертикали и вручит всем своим общественниками правильный опросник (гид), то есть шанс получить достоверную информацию по ситуации в регионе. Впрочем, можно и промахнуться, потому социологические опросы – дело тонкое: нужно знать выборку, правильно составлять гид и правильно задавать вопросы. Зная напор и хватку Ландо, можно получить желаемый, а не реальный срез жизни общества. Даже гражданского.
Но без денег, без технолога... Так что Александр Ландо Ерохиной в помощь.
Агитация и пропаганда
Зная, что люди думают об имеющейся ситуации и то, о чем они мечтают (Ландо в помощь!), можно приступать к созданию агитационно-пропагандистских материалов (АПМ) – листовок, баннеров, флаеров и прочих газет. Ну и запускать ролики на радио, телевидении и размещать новости в Сети. Впрочем, местные СМИ в госдумской кампании большой роли не играют. Зато очень пригодится телевизор, где на федеральных каналах уже вовсю идет агитация за нынешнюю власть.
Но вот так называемую разноску придется творить. И главными помощниками Ерохиной в этом непростом деле могут стать Александр Гайдук и Роман Грибов.
Александр Александрович бесспорный специалист в массмедиа. Он руководит круглосуточным телеканалом, в его ведении несколько радиостанций. Короче, профессионал. Другое дело, что он – «чисто-конкретно» администратор и его ресурсы не сильно популярные, но это ерунда. Главное, что Ерохина по старой дружбе прислушивается. И даже слушается.
Роман Викторович еще более опытный медийщик. И в его ведении сайт, несколько федеральных тиражных изданий и весь идеологический блок партии... Короче, тут тоже всё в шоколаде.
И даже тот факт, что два этих специалиста, мягко говоря, конкурируют между собой, сработает на пользу делу. Потому как в споре рождается истина.
Вопрос, конечно, кто будет писать и макетировать все АПМ. Но есть Влад Степанов, который руководит бывшей областной газетой. Наверняка и у него, и у Грибова есть журналисты, дизайнеры, верстальщики и прочий технический персонал. А уж с точки НЛП наши медиаруководители всё отследят.
Другое дело, что при создании любого АПМ с точки зрения политических технологий надо проводить локальные фокус-группы, а это задача социологов, что существует еще масса тонкостей и нюансов. Впрочем, будем уверены, что Гайдук и Грибов Ерохину не подведут.
Сетка (крикуны)
Понятное дело, что создание АПМ – это половина дела. Потому как всю эту пламенную макулатуру надо донести до избирателя. Причем не до любого, а до своего. Потому грамотные политтехнологи создают сеть агитаторов, которых учат и наставляют на путь истинного любителя партии «Единая Россия». То есть будущим агитаторам объясняют, что в почтовые ящики листовки бросать нельзя, что прежде чем нести АПМ в массы, следует выяснить предпочтения этих самых масс и уже газету с календариком трепетно передавать лично в руки страждущему сильной руки правильной власти под руководством «Единой России». А всяким коммунистам и прочим левым уклонистам, во избежание недоразумений, в дверь стучаться не надо. Что надо вести дневники агитаторов, и на каждый десяток крикунов нужен бригадир... И так далее.
Короче, постановка сети агитаторов – это сложный, кропотливый и небыстрый процесс. Особенно в сельской местности, где избиратели не скучкованы, а разбросаны по всей нашей необъятной области.
Но и в городе тоже всё непросто – тут и протестные настроения, и гражданские активисты. Потому на село следует бросить Сергей Нестерова – у него огромный опыт, в том числе и муниципальной службы. На помощь Сергею Анатольевичу следует откомандировать молодого Евгения Лузановского. Пусть закаляется в боях с несистемной оппозицией. Как уж они выстроят свою структуру по вертикали – это их проблемы.
Впрочем, можно не загоняться, а тупо нагрузить почтальонов. Благо региональное отделение «Почты России» возглавляет видный единоросс Анатолий Серебряков. Который наверняка тоже будет баллотироваться. Но уже в Саратовскую городскую думу.
Спецпроекты (шептуны)
По большому счету, спецпроекты – это всё остальное, кроме АПМ и сети.
Это работа с ветеранами и общественными организациями, это деятельность сторонников партии (помнится, на прошлых выборах в ГД была такая категория беспартийных, но сервильных граждан).
Работа с избирательными комиссиями – чтобы считали как надо – совершено незаконный, но очень действенный спецпроект.
Еще это работа с оппонентами, управляющими кампаниями, органами власти. Еще – награждение потенциальных лидеров общественного мнения подарками, продуктовые наборы ветеранам, организация митингов и концертов, не связанных с выборами, но несущих явную или скрытую агитационную составляющую. Еще – джинса в местной прессе, связывающая открытие моста, ремонт дороги или расселение рухнувшего дома с партией власти вообще или конкретным кандидатом в отдельности. Праймериз, дебаты – это тоже спецпроекты.
Кстати, дебаты можно поручить Сергею Наумову, а вот праймериз – это организационные дела с деликатным подтекстом в виде необходимых результатов, и это узкий круг доверенных людей.
Короче, спецпроекты – это всё. По логике спецпроектами можно охватить всех видных политических деятелей ЕР. Например, Владимиру Капкаеву проучить агитацию среди депутатов всех уровней – дело абсолютно бесполезное, но Капкаев при деле, а Ерохина у него начальник.
Леонида Писного можно привлечь для работы в своем облдумском округе: он там и в округе Курихина, где депутатствовал раньше, в авторитете.
Есть еще контрпропаганда. Это тоже очень деликатное направление, туда нужно ставить проверенных товарищей. А подобрать таковых в этом кругу надежных единомышленников Татьяны Ерохиной мы не беремся.