Четыре миллиона тонн сейчас, восемь – скоро
Саратовская область потеряла около 20 процентов озимых посевов. Это не катастрофа и не плохая новость, это норма для наших климатических условий. Площадь под погибшими посевами пересеют заново другими культурами, и проблема решится. Не первый раз так происходит. Подготовку к весенне-полевым работам обсуждали в минувший четверг на заседании областного правительства. Как всегда, строили планы на богатый урожай, которого хватит не только на собственные нужды, но и на экспорт в другие регионы и страны. Губернатор дал напутствие сельхозтоваропроизводителям – «сработать профессионально и, как никогда, ответственно». Год хлебороба как никак в Саратовской области.
Если нет разницы, зачем платить больше
К весеннему севу районы области готовятся в штатном режиме и делают это успешно – закупают семена, удобрения, топливо, ремонтируют технику. Как рассказала министр сельского хозяйства региона Татьяна Кравцева, посевы яровых культур (с учётом пересева озимых) составят 2,6 млн гектаров. Сохранившиеся озимые занимают площадь в 706 тысяч га. Площадь пересева, кстати, может быть пересмотрена в меньшую сторону, после дополнительного анализа всходов.
В весеннюю посевную кампанию сеять будут просо, нут, кукурузу (на зерно), сорго, подсолнечник, сахарную свеклу, сою и сафлор.
Запас влаги в почве сейчас хороший, поэтому прогнозы на урожай благоприятные.
Зерна рассчитывают собрать 4 млн тонн, подсолнечника – 1,1 млн тонн, сахарной свеклы – 281 тыс. тонн. План по заготовке сена определён в объёме 255 тыс. тонн, сенажа – 57 тыс. тонн, соломы – 273 тыс. тонн, зернофуража – 232 тыс. тонн.
Полученного в соответствии с планами зерна, как заверила министр Кравцева, Саратовской области хватит не только на собственные нужды, но и на нужды других регионов. Ведь даже в прошлый засушливый год больше миллиона тонн урожая саратовские сельхозтоваропроизводители вывезли за пределы области. А 300 с лишним тысяч тонн – вообще в другие страны.
«Нашу продукцию поставляли в Ленинградскую, Московскую, Владимирскую, Калининградскую области и в Удмуртию. На экспорт мы отправляли в Азербайджан, Казахстан и Ирак», – сообщила Кравцева. Вообще-то вопрос экспорта зерна не входил в число первоочередных для министерства. Но вот так Татьяна Кравцева развернуто отвечала на вопрос из зала о семенах, которых якобы у нас не хватает. Всего у нас, по словам министра, хватает. Татьяна Кравцева заверила, что семенным материалом регион способен себя обеспечить сам. К новой посевной хозяйства запаслись семенами на 97 процентов от потребности. На складах сельхозтоваропроизводителей есть 162 тысячи тонн семян, в том числе свыше четырех тысяч тонн – семена элитные. И если, мол, какие-то регионы у нас зерно ещё не покупают, то пожалуйста – пусть покупают.
Хотя всё-таки министру пришлось признать, что несмотря на все способности Саратовской области к самообеспечению многие хозяйства продолжают покупать семена за рубежом. На это же странное явление обратил внимание и губернатор Валерий Радаев. Он отметил, что когда-то все районы области приобретали семена у НИИСХ Юго-Востока. А теперь лучшие из лучших саратовские фермеры везут семена сорго, пшеницы, кукурузы и подсолнечника из-за границы. «Как так?!» – удивлялся глава региона. Но ещё больше удивлялся он тому, что никто из этих фермеров на недавнем совещании в Калининском районе так и не смог ему внятно на этот вопрос ответить. «Ведь в 20–30 раз больше платят, чем за местный семенной материал... Зачем?!» – продолжал выяснять Валерий Радаев и распоряжался ситуацию исправить.
«Необходимо заботиться о внутреннем потреблении – от семян до прилавка, – увещевал подчинённых глава региона. – Тогда деньги будут оставаться в регионе. А то мы столько зерна производим, чтобы себя прокормить, потом везём это зерно неизвестно куда, а наши мукомолы и хлебопеки работают на привозном сырье».
В рабочем порядке
Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур хозяйства Саратовской области планируют, как обычно, пользоваться удобрениями. С подготовкой к вносу минеральных удобрений, по словам Кравцевой, проблем вроде бы нет. На поля планируется внести 38 тысяч тонн минеральных удобрений, в основном азотных – для подкормки озимых. Хозяйства 31 района запаслись уже 27 тысячами тонн удобрений.
С топливом тоже разбираются в рабочем порядке. Министр говорит, что на проведение посевной кампании хозяйствам нужно 80 тысяч тонн дизельного топлива. Сейчас у них есть 30 тысяч тонн. Лучше всего соляркой обеспечены Ершовский, Перелюбский, Духовницкий, Екатериновский и Самойловский районы.
Саратовские сельхозтоваропроизводители, как обычно, закупаются горючим на нефтебазах ОАО «Саратовнефтепродукт». На территории региона работает семь таких нефтебаз. Планируется, что за время кампании КФХ приобретут на них около 30 тысяч тонн ГСМ.
Саратовские фермеры работают и с другими поставщиками топлива. Вот, например, в Перелюбском районе горючее закупают в Самарской области, потому что в этом году с Пугачёвской нефтебазы возить солярку не удастся из-за разрушенного моста. И из необходимого району объёма ГСМ – 3,5 тысячи тонн – хозяйства уже закупили большую часть – 3 тысячи тонн. Цена на дизтопливо, по словам министра Кравцевой, составляет 30–32 тысячи рублей за тонну, что на пять процентов дешевле, чем было в 2015 году.
Готовность машинно-тракторного парка составляет в среднем по области 93 процента. Тут министр отметила, что в прошлом году и в начале текущего года ряд хозяйств активно пользовались господдержкой при обновлении спецтехники. В общей сложности было приобретено 490 тракторов, 300 зерноуборочных комбайнов и более 1650 прочих машин на сумму 5,4 млрд рублей. Из них по федеральному лизингу в саратовские хозяйства поставлено 180 единиц техники на 533 миллиона рублей.
«Это наивысшие показатели в ПФО», – добавила министр. В 2016 году КФХ Саратовской области собираются купить ещё 500 тракторов, 250 зерноуборочных комбайнов, 300 сеялок, 350 единиц почвообрабатывающей техники и более тысячи различных сельскохозяйственных машин ещё на 5 миллиардов рублей. Господдержкой в форме субсидирования 25 процентов стоимости машин пользоваться, конечно, тоже хотят.
Если говорить о деньгах, то вся посевная компания, по подсчётам областного минсельхоза, обойдётся в 7,6 млрд рублей. Часть денег традиционно берётся сельхозтоваропроизводителями в кредит. 2,3 миллиарда рублей уже в банках взято.
Государство со своей стороны обязалось часть затрат компенсировать. В 2016 году в бюджетах двух уровней (федеральном и областном) на компенсации саратовским сельхозпроизводителей предусмотрено 1,3 млрд рублей.
Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства составят 1,1 млрд рублей. Большая часть этих денег (969,3 млн рублей из федерального бюджета), по словам Кравцевой, уже направлена на счета получателей господдержки. На возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства бюджеты потратят 170 млн рублей, на возмещение части затрат на приобретение элитных семян – 23,7 млн рублей.
Ещё 40 млн рублей в бюджете предусмотрено на поддержку страхования урожая (38 млн рублей – из федерального бюджета и 2 млн рублей – из областного бюджета).
Это не фантазии, это задача такая
В кратком пересказе доклад Татьяны Кравцевой звучит так: «Фермеры в регионе чувствуют себя превосходно. Все счастливы. Пашня пашется, зерно сеется, пшеница обязательно будет колоситься, деньги зарабатываться».
Сами сельхозтоваропроизводители о своих делах рассказывают менее восторженно. Но без прикрас и пафоса вопросы аграрно-промышленного комплекса Саратовской области, в том числе и подготовка к посевной кампании, растениеводам разрешают обсуждать на других совещаниях. Одно из таких за неделю до заседания областного правительства проводилось в Калининском районе. Губернатор на нем был. И фермеров слушал.
На заседании штаба по подготовке к севу в Калининском районе фантазиями о счастье отличился сначала директор НИИСХ Юго-Востока Александр Прянишников. Он сказал в своем докладе, что у нашего региона есть потенциал вырастить и собрать 4,5 миллиона тонн зерна, который просто нужно грамотно реализовать. Но губернатор Валерий Радаев рассудил, что стремиться нужно к большему. В два раза большему.
Оказывается, по словам Радаева, перед Саратовской областью стоит амбициозная задача – собрать 8 миллионов тонн зерна. Когда такое должно с нами случиться, на том судьбоносном штабе полевых работ в Калиниском районе не уточнялось. Но губернатор уверен, что эта задача вполне реальна, потому что сейчас есть современные технологии и инновации, которые при грамотном использовании могут многократно повысить урожайность сельскохозяйственных культур. А фермеров губернатор фактически упрекнул в том, что при их нынешних стратегиях ведения хозяйства регион топчется на своих стандартных трёх миллионах тонн зерна, а в перспективе рискует скатиться до миллиона тонн в год.
Сельхозтоваропроизводители на губернатора не обиделись. Они поняли, о чем он говорит. И развили тему.
Произвести-то произведём, а что дальше?
Юсуп Батраев (ФХ «Деметра», Новобурасский район) отметил, что в его хозяйстве «средненькая урожайность» – 24 ц/га. И стратегии у него вообще никакой нет, признался Батраев. Структура посевов даже до сих пор определена только на 80 процентов. Тем не менее, по словам фермера, если бы вся область работала бы как работает ФХ «Деметра» в прошлом году урожай составил бы 7,5 млн тонн зерновых и 2,5 млн тонн подсолнечника, не беря во внимание животноводческую продукцию.
При этом Батраев уверен, что на самом деле урожайность здесь не главное. Главное – каким будет «выхлоп» со всей площади. Поэтому, мол, государству нужно обращать внимание на этот фактор, когда оно оказывает финансовую поддержку производителям.
«Мне совершенно непонятно, почему при расчёте государственных субсидий на поддержку хозяйств обязательно учитывается урожайность. Так называемый коэффициент интенсивности. Ведь условия у всех разные: один фермер выходит за счёт земли, другой – за счёт трёхполки: пары, озимые, подсолнечник. Вот и получается, что «Деметра» (семь полей) производит 37 процентов районной валовки, имея 20 процентов районной пашни, а субсидий получает меньше, чем сосед. Это неправильный подход, его надо как-то корректировать. Стимулировать производителей надо».
По словам Юсупа Батраева, в разрезе выполнения амбициозной задачи на урожай (восьмимиллионный) неплохо было бы задуматься о рынках сбыта.
«Это очень серьёзный вопрос. То, что сейчас происходит, – это неправильная экономика. У меня на складе лежит более 20 тысяч тонн зерновых и 4,5 тысячи тонн подсолнечника. У многих моих коллег, я знаю, тоже зерно есть на складах. И нет проблемы его продать, но цена – 9 тысяч рублей за тонну. И какая бы «золотая» у нас ни была пшеница, больше нам никто не даёт, – говорит фермер. – Все мы знаем, что покупательский спрос сильно упал, но, значит, нам надо искать внешние рынки. Вместе с правительством искать их, завоёвывать. Мы-то пшеницу произведём, а что дальше?»
Губернатор согласился с тем, что нынешняя цена в девять тысяч рублей за тонну – неудовлетворительная, и никто из фермеров по такой цене отдавать своё зерно не будет. Губернатор согласился даже с тем, что оцениваться такой товар должен иначе. Руководству областного минсельхоза Радаев на том же совещании поручил заняться проработкой вопроса поиска подходящих рынков сбыта.
«Экспортная составляющая должна быть. Обязательно. Но и внутреннее потребление прорабатывайте. Чтобы производители думали не только о том, куда выгодней зерно продать, но и чтобы у себя его мололи и дальше бы отправляли на переработку. А то они вон мельницы свои закрывают, – заявил губернатор. – Раз задача стоит на восемь миллионов тонн зерна выйти, то мы должны понимать, что с ним делать!»