Наградил толпу «приятным взглядом»

Оценить
Посещение Саратова наследником цесаревичем Александром Николаевичем

Для саратовцев в первой половине XIX в. визит царственной особы представлялся редкостным событием. В 1837 г., путешествуя по стране, Саратов посетил цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Он отправился в путешествие согласно распоряжению Николая I для обозрения территории государства от Урала и Сибири на востоке, до Смоленска на западе и до Елисаветграда на юге. В инструкции, которую император составил собственноручно, было указано: «Путешествие имеет двоякую цель: узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным». Посещение Саратова входило в программу путешествия.

Сопровождали наследника престола в поездке его воспитатели Василий Андреевич Жуковский и Семен Алексеевич Юрьевич. Имя Жуковского, крупнейшего русского поэта первой половины XIX века, не нуждается в комментариях. Юрьевич в 1837 г. был назначен флигель-адъютантом к императору и оставлен при особе наследника вести его переписку.

В соответствии с инструкцией, которая предписывала демонстрировать приверженность православной вере, цесаревич везде «первоначально посещал храмы божии». В инструкции же было указано, где следует побывать (а где – нет), что и как смотреть, когда ложиться спать и когда вставать, когда и с кем обедать и ужинать, какие балы и приемы посещать, с кем из дам танцевать и что именно танцевать. (С «некоторыми из «почетных дам» – польский, «с молодыми же знакомыми и лучше воспитанными – французские кадрили».)

В первый день своего пребывания в городе высокий гость побывал на богослужении в саратовском Александро-Невском соборе. При выходе из собора цесаревича ожидала большая толпа дам. (Подобное повторилось и в Пензе.) Обычно сопровождавшие наследника престола лица «терпели давку от мужчин», а в Саратове и в Пензе отличились представительницы слабого пола.

В этот же день цесаревич принимал саратовского епископа Иакова, на следующий день посетил саратовские монастыри, вначале женский Крестовоздвиженский, а позднее – мужской Спасо-Преображенский. В соборах обоих монастырей он выслушал многолетие и принял подарки: икону Преображения от мужского монастыря, икону Смоленской Богоматери и расшитый золотом портфель малинового бархата с вензелем наследника от женского монастыря.

Александр Николаевич посещал по пути своего следования «заведения общественные, учебные, гражданские, военные». Во всех губернских городах цесаревич обязательно осматривал «богоугодные и училищные заведения». В Саратове он 27 июня посетил губернскую гимназию, Александровскую больницу и богадельню.

Находясь в пути, цесаревич мог останавливаться для осмотра «любопытных предметов». 28 июня наследник побывал на выставке изделий художеств и промышленности губернии. Каждый губернский город по пути следования цесаревича показывал ему и его свите «выставку местных произведений». «Местные произведения», демонстрировавшиеся на саратовской выставке, представляли собой продукты земледелия, животноводства, промыслов и продукцию, которая была результатом их переработки, «изделия» колонистов, в том числе табак, сарпинка и шали. Значительное место на выставке занимали изделия местных ремесленников, в том числе ювелиров и мебельщиков. Среди саратовцев были и мастера по изготовлению музыкальных инструментов, иконописцы. Сохранилось упоминание о том, что на выставке наследник престола купил шаль фабрики Колокольцева и два ковра фабрики Сивериной.

К числу объектов, которые входили в обязательную программу посещения наследником, относились «военные заведения». В Саратове цесаревич обозревал 9 батарей конно-артиллерийского резерва, побывал и в лазарете этого воинского формирования. 28 июня у великого князя состоялся «обед с артиллеристами». В тот же день Александр Николаевич посетил тюремный замок.

На балу в губернском собрании саратовские дворяне могли вблизи увидеть наследника престола, а некоторые дамы удостоились чести потанцевать с ним. Простые обыватели могли увидеть цесаревича во время церковной службы в соборе. При выходе из Крестовоздвиженского монастыря Александр Николаевич увидел, что вокруг собрался народ, и наградил толпу «приятным взглядом».