Конец прекрасной эпохи

Оценить
Первый канал, «Черная кошка» Станислава Говорухина», вторник, 00:00

Двадцать девятого марта исполнилось 80 лет Станиславу Говорухину – одному из немногих наших киноклассиков, могикан. Можно по-разному относиться к нынешней, часто далекой от кино, деятельности Станислава Сергеевича, смене его политической ориентации и ряду неоднозначных высказываний, однако глупо отрицать, что он – значительный режиссер для нашей страны.

На юбилей, как водится, многие телеканалы откликнулись программами. Почти успел вписаться в лимит Первый канал, ровно в полночь со вторника на среду запустивший «Черную кошку» Станислава Говорухина». Разумеется, речь идет не о знаменитой ленте Станислава Сергеевича, а о документальном фильме, с названием, неминуемо отсылающем зрителя к «Месту встречи...», изменить которое, как известно, нельзя.

Как обычно и бывает в «датском» документальном кино, всё, о чем бы ни шла речь, превращается в панегирик. Даже бескомпромиссность и жесткость Говорухина становятся «твердой рукой», подчеркивается, что «ради правды он идет на всё». Да и вообще, был бы Говорухин другим, «картины не получились бы такими пронзительными и честными».

В фильме «Благословите женщину» впервые снялась Светлана Ходченкова. Оказывается, изначально на ее роль планировалась Мария Миронова, но, когда в последний момент на кастинг пришла юная студентка Ходченкова, Говорухин понял – она. Спустя годы он говорит, что это была большая удача. Но это сейчас, а ведь несколько лет назад они не то что не сотрудничали, но даже и не общались. Вновь у мэтра актриса снялась только в последней ленте – «Конец прекрасной эпохи» – первой, в сущности, экранизации Сергея Довлатова. В основу легла повесть «Компромисс». Первый канал, кстати, показал этот фильм в конце неделе.

Что же касается Ходченковой, то, разумеется, ходили слухи, что покровительство именитого режиссера молодой актрисе – это не просто удачная попытка разглядеть талант, но и нечто большее. Здесь документальный фильм логично переходит к семейной жизни Говорухина, к которой время от времени возвращается. По пути всё разбавляется любопытными фактами, например, о том, как Станислав Сергеевич чуть не разбился на вертолете в горах и до сих пор помнит тот день до минуты, как на съемках «Вертикали» его самого можно разглядеть в кадре – он же геолог по первому образованию и имеет второй разряд по альпинизму, так что снимался в роли дублера. А потом – снова возвращение к теме семьи, сыну Сергею – писателю, сценаристу, документальному режиссеру, ветерану чеченской войны. Сергея Станиславовича не стало в 2011 году. Разумеется, режиссеры фильма о Говорухине-старшем попытались сделать ставку на сентиментальность, благо повод есть, ведь Сергей Станиславович был сыном от первого брака и с отцом виделся редко, во время съемок в Чечне из-за обстрела лишился ноги (примечательно, что он настоял, чтобы камеру не выключали).

Но Говорухин-старший не показывает эмоций в кадре. С присущей ему отстраненностью он говорит, что снимать документальное кино – это не художественное, это тяжелый труд. Всё. И лишь чуть позже, что чувствует вину перед сыном.