Новое парковое чудо

Оценить
Ульяновское правительство поделилось достижениями в «Заволжье»

Пока саратовские чиновники во главе с губернатором Валерием Радаевым пытаются понять, что они делают не так и почему, например, бывшему заводу «Рефлектор» никак не удаётся преобразоваться в индустриальный парк, ульяновские чиновники проводят экскурсионные туры для иногородних журналистов по своему «Заволжью».

Индустриальный парк «Заволжье» – это нынешняя гордость ульяновского правительства. Слава о нём гремит на всю Россию. Его ставят в пример другим регионам – вот, мол, смотрите и учитесь. И правительство Ульяновской области поддакивает: да, мол, смотрите – приезжайте, смотрите и другим расскажите. Мы поехали и посмотрели. И вот рассказываем.

Лучше, когда с нуля

Индустриальный парк «Заволжье» – это огромная территория в чистом поле недалеко от города. Вернее, чистым это поле было в 2008 году, когда парк только начали формировать на площади свыше 700 гектаров. Сейчас в индустриальном парке уже 24 резидента, то есть 24 предприятия в разной степени готовности с общим объёмом инвестиций в 46 миллиардов рублей. Все вместе они должны дать Ульяновской области порядка шести тысяч рабочих мест. Сейчас на уже действующих в «Заволжье» предприятиях работают около трех тысяч жителей региона.

Несмотря на довольно большое количество резидентов, 24 компании, индустриальный парк не заполнен и наполовину. Свободная территория для размещения новых резидентов составляет в «Заволжье» свыше 330 га, и при необходимости его есть куда расширить.

Так как индустриальный парк «Заволжье» строится по концепции «гринфилд», в нем новёхонькая инфраструктура. То есть дороги, трубы, провода – всё это строилось и прокладывалось специально для этого парка. И это одно из тех преимуществ, которые привлекают инвесторов.

Денег в инфраструктуру было вложено много. Строительство индустриального парка «Заволжье» реализуется при государственной поддержке за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. По официальным данным, инвестиции в инфраструктуру промышленной зоны со стороны бюджета составили 735 млн рублей. Из них около 300 млн рублей в строительство автомобильных дорог и инженерных сетей было вложено как раз Инвестиционным фондом РФ. Как утверждают ульяновские власти, затраты себя уже окупили. Так, мол, в период с 2009-го по 2015 год резидентами парка в бюджет области было бы перечислено 10,4 миллиарда рублей, что многократно превысило средства, вложенные в инфраструктуру ИП «Заволжье». Поправка на «было бы» сделана потому, что сумма посчитана без учёта налоговых льгот, предоставляемых инвесторам в Ульяновской области.

Нужны специально обученные люди

Девелопером индустриального парка, кстати, выступает АО «Корпорация развития Ульяновской области». Эта структура полностью принадлежит региональному правительству и была создана, как нам пояснили, специально для привлечения инвестиций в Ульяновскую область и работы с инвесторами. То есть если в Саратовской области за инвестиционные потоки отвечает министерство экономического развития и инвестиционной политики, то в соседнем регионе для этого создано специальное агентство.

Как рассказала менеджер по внешним коммуникациям «Корпорации развития» Татьяна Фадеева, решение о создании отдельной структуры, которая вне рамок правительства занималась бы привлечением инвестиций и развитием промышленных зон, было принято региональным правительством в 2008 году. Пришло, мол, понимание, что чиновники с этой ролью не справляются. Поэтому был изучен зарубежный опыт и опыт немногочисленных российских регионов, где подобные структуры уже работают (Калужской области, например).

Собственно, в «Корпорацию развития Ульяновской области» после её учреждения перекочевала часть сотрудников областного правительства (в частности, заместитель председателя Дмитрий Рябов, ныне председатель совета директоров корпорации) и министерства территориального развития и инвестиций (в том числе нынешний руководитель корпорации Сергей Васин). Но, помимо этого, в корпорацию набрали новую команду специально обученных людей.

«Дмитрий Рябов создал команду профессионалов, которая прекрасно понимает процесс привлечения и сопровождения инвесторов. Благодаря этому остальные сотрудники корпорации стали экспертами в области инвестиционной деятельности, – рассказала Фадеева. – Сегодня нас регулярно приглашают на разного рода деловые мероприятия инвестиционной тематики. Успех и профессионализм корпорации признан и правительством региона – нас всегда приглашают к участию в выработке стратегических решений по вопросам экономического развития Ульяновской области – и Агентство стратегических инициатив, и Ассоциация индустриальных парков».

От корма для кошек до станкостроения

Что касается индустриального парка «Заволжье», идею которого, по словам заместителя гендиректора «Корпорации развития» Игоря Рябикова (открывавшего экскурсию для журналистов), ульяновцы тоже подсмотрели в Калужской области, то уникален он тем, что в нём довольно много иностранных компаний. Собственно, как признаются представители ульяновского правительства, с целью привлечения именно иностранных инвестиций, основываясь на положительном опыте коллег из других регионов, и было затеяно строительство «Заволжья».

Первыми якорными резидентами этого индустриального парка стали компании SABMiller (сейчас – EFES) и MARS. К настоящему времени введены в эксплуатацию и работают предприятия таких компаний, как EFES (пивоваренный завод), TAKATA (автомобильные системы безопасности), три производства MARS (завод по производству кормов для домашних животных, кондитерская фабрика, производство упаковки), Schaeffler (автокомпоненты), Legrand (электротехническое оборудование), Hempel (лакокрасочное производство), DMG-MORI (станкостроительный завод), Nemak (Мексика, автомобильные компоненты), Jokey Plastik (пластмассовая упаковка), FM Logistic (логистический комплекс), Нанотехнологический центр, «Океан дверей» (производство дверей).

В стадии реализации – проекты российских и зарубежных компаний Bridgestone (японский завод по производству автомобильных шин), Hermle (станкостроительное производство), «ПМ Пакаджинг» (Россия, производство гофроупаковки), CCA Engineering (Германия, учебный центр по управлению инвестиционными и строительными проектами), «Молвест» (Россия, производство молочной продукции), ООО «Тореадор Актив» (производство стальных дверей), ЗАО «Холдинговая компания «Капитал» (промышленный комплекс).

В 2015 году с потенциальными резидентами индустриального парка «Заволжье» подписаны восемь соглашений на общую сумму почти 4,3 миллиарда рублей и на создание порядка 600 новых рабочих мест. Часть договоренностей предполагает строительство предприятий станкостроительного профиля компаниями «Тримилл», «Хермле», «Мэйфран» и «Гондранд».

Все эти компании пришли в Ульяновскую область ещё до того, как Россия перессорилась с остальным миром. Однако, по словам Игоря Рябикова, заместителя генерального директора «Корпорации развития» региона, ни одна из компаний до сих пор не заявляла о планах по прекращению реализации своих проектов. Все предприятия как работали, так и работают, в том числе завод турецкой компании EFES. Правда, вопрос реализации новых проектов и договорённостей с иностранными компаниями стал решаться сложнее.

Парк в парке

В рамках пресс-тура журналистам показали, как устроен и работает наноцентр, мексиканский Nemak, родной ульяновский домостроительный комбинат «Эталон». А также сводили на стройплощадку японского завода шин Bridgestone и познакомили с инвестором.

Ульяновский центр трансфера технологий Ulnanotech (Наноцентр) – это, конечно, тоже достояние региона. Потому что таких наноцентров на всю Россию всего 12 (в 9 регионах), и один из них в Ульяновске. И потому что Ulnanotech вошёл в тройку самых эффективных технопарков России в рейтинге, составленном Ассоциацией кластеров и технопарков при экспертной поддержке корпорации Intel.

Право на создание этого технопарка область выиграла в 2010 году в рамках программы ОАО «Роснано», и уже в 2013 году центр общей площадью 6 тысяч кв. м (офисы, лаборатории и производственные корпуса) был сдан в эксплуатацию. Совокупный объём инвестиций в строительство технопарка составил 2,1 миллиарда рублей, где 1,1 миллиарда были потрачены на оборудование.

По сути, Ulnanotech – это суперсовременный навороченный бизнес-инкубатор для инновационных компаний и венчурный фонд в одном лице. Его задачи – отбор перспективных инновационно-технологических стартапов и их финансирование в обмен на долю в бизнесе (как правило, 49 процентов). Наноцентр оказывает своим резидентам помощь в организации инновационного бизнеса, коммерциализации опытно-конструкторских разработок, «упаковке» проектов – от лицензирования до продажи технологий.

На данный момент советом директоровн утверждено десять технологических компаний и более 100 стартапов. То есть им в наноцентре предоставлена площадь в аренду и оказывается материальная и консультационная помощь.

Некоторые разработки, осуществляемые в стенах ульяновского наноцентра, уже известны на рынке. Вот, например, компания «ТестГен», которая занимается разработкой и производством тест-систем для молекулярно-генетических исследований, свои реагенты для неинвазивного определения пола плода по крови беременной с десятой недели беременности и своевременного выявления и профилактики резус-конфликта поставляет в более чем 40 лабораторий России, в Белоруссию, Казахстан, Киргизию. При финансовой поддержке наноцентра ООО «ТестГен» создало диагностический набор для определения рака простаты. Сейчас компания проходит необходимые процедуры согласования ещё нескольких совместных проектов и ведёт разработку тест-систем для идентификации личности.

В одном из двух производственных корпусов наноцентра расположилась дочерняя компания Ulnanotech – ООО «НПП «Металл-Композит» по производству изделий из композиционных материалов и алюминиевых сплавов методом литья под давлением.

В числе разработок этой компании – подложки для СВЧ и полупроводниковой техники, элементы контейнеров для транспортировки и хранения ядерных материалов и отходов, материалы бронезащиты и др.

Трогать нельзя, только смотреть и слушать

Компании Nemak (Мексика) и «Эталон» (Россия) – это уже действующие производства, расположенные в том же индустриальном парке «Заволжье».

На заводе по производству автокомпонентов Nemak нам показывали цеха и производственный процесс изготовления головок цилиндров и блоков двигателей компонентов из алюминиевого литья. Фотографировать на иностранном заводе российским журналистам не разрешили. Да и рассказывать многого не пожелали. Всё-таки зарубежные инвесторы довольно закрыты в общении, как оказалось. На простой вопрос о количестве занятых в производстве людей ответили только с четвёртого раза (оказалось, что там 200 сотрудников), а на вопрос про среднюю зарплату на предприятии вместо ответа посоветовали «погуглить». Информация об этом, мол, находится в открытом доступе.

Но удалось узнать, что завод Nemak (Немак) в Ульяновске, в строительство которого было вложено 4,4 млрд рублей, свою продукцию (600 тысяч деталей в год) будет поставлять на завод Volkswagen в Калуге. И только на него. По крайней мере в ближайшей перспективе. А вообще у компании Nemak производственные мощности разбросаны по миру – 35 заводов и 18 тысяч сотрудников в 15 странах.

Домостроительный комбинат «Эталон» – это ульяновское предприятие. Раньше был небольшим заводом, который потом расширился до комбината и освоился на площадях нового индустриального парка «Заволжье». Здесь выпускают готовые железобетонные изделия для строительства зданий жилищного, гражданского и промышленного назначения: готовые наружные и внутренние стеновые панели, плиты перекрытия, лестничные марши и т. д. Говорят, мощности завода позволяют производить до 200 тысяч квадратных метров жилья в год. А на производно всех необходимых деталей для возведения 4-подъёздного 9-этажного дома комбинату, мол, нужно всего две недели.

Представители строящегося завода Bridgestone (Бриджстоун) по производству автомобильных шин (Япония) на территорию стройки нас не пустили. Здесь нам прочитали лекцию о том, как делаются шины, и для наглядности показали об этом «кино».

А на словах рассказали, что компания владеет 155 заводами и 4 техническими центрами в 27 странах мира. Что ульяновский завод обойдётся компании в 12,5 миллиардов рублей, занято на нём будет 800 человек. В сентябре текущего года этот завод уже начнёт работу – таков план. Выпускать будет радиальные шины для пассажирских автомобилей – около 12 тысяч шин в год.


[кстати сказать]

В чём секрет?

Чем привлекать иностранные инвестиции

Пока нас, журналистов, водили по индустриальному парку «Заволжье», мы всё время пытались понять, в чем истинный секрет Ульяновского региона по привлечению инвестиций. Особенно иностранных. Мы беседовали с инвесторами и представителями власти – в лице генерального директора «Корпорации развития» Сергея Васина и его заместителя Игоря Рябикова. Прямо никто секретов, конечно, раскрывать не спешил. Но из разговоров картина сложилась довольно ясная.

В чём секрет?Так вот. Одно из преимуществ Ульяновской области в глазах иностранных инвесторов – это, конечно, индустриальный парк концепции greenfield. Такие иностранным инвесторам нравятся больше, потому что при грамотном подходе управляющей компании к организации работы парка и размещения инвесторов, при удачном географическом расположении и наличии необходимой инфраструктуры в «гринфилдах» легче запустить инвестиционный проект любого масштаба. Это с точки зрения стороннего наблюдателя.

Вторым важным преимуществом Ульяновской области являются преференции, которые своим инвесторам оказывает региональное правительство. Как оказалось, в Ульяновской области инвесторам дают серьёзные налоговые каникулы. По словам заместителя гендиректора «Корпорации развития» региона Игоря Рябикова, благодаря налоговым послаблениям инвесторы могут экономить до 30 процентов своих затрат на реализацию проекта.

Так, налог на прибыль организаций с инвесторов взимается по пониженной ставке: 15,5% (вместо 20%) в течение 15 лет. На 10 лет инвесторов освобождают от уплаты налога на имущество организаций, а с 11-го по 15-й год ставка по этому налогу составит 1,1%.

На 10 лет инвесторов освобождают и от транспортного налога и на 8 лет – от земельного.

Третий фактор, делающий Ульяновскую область привлекательной для инвесторов, – это наличие такой структуры, как АО «Корпорация развития». Да, она правительственная, но люди, в ней работающие, всё-таки не чиновники. Это специалисты другого профиля, хорошо представляющие, как взаимодействовать с инвесторами, и говорящие с ними на одном языке. Понимания в переговорах им удаётся достигать быстрее и лучше.

Со стороны инвесторов всё выглядит ещё проще. Вот, например, генеральный директор «Бриджстоун Тайер Мэнуфекчуринг СНГ» Хироми Танигава (на фото) рассказал, что для выбора площадки на территории России для размещения шинного завода (компанию очень привлекает российский рынок сбыта, потому что «здесь эксплуатируется огромное количество машин») компания Bridgestone наняла внешнего консультанта. Он проанализировал все существующие в России предложения и подобрал варианты в соответствии с требованиями компании.

И их было три – Калуга, Тверь и Ульяновск. На вопрос, почему всё-таки Ульяновск, Хироми Танигава ответил, что этот регион единственный, кто смог предоставить под строительство нужный по размеру участок земли – 80,5 гектаров. А ещё удобная транспортная логистика. И производственные площади находятся вблизи от жилого массива – это тоже удобно с точки зрения доставки рабочих.

«Ну и конечно, потому что я очень люблю Ульяновск», – добавил генеральный директор «Бриджстоун Тайер Мэнуфекчуринг СНГ» Хироми Танигава. И почему-то весело расхохотался.