Последний оплот европейской духовности

Оценить
Межконфессиональное согласие – дело, требующее немало времени и терпения

Есть у нас при губернаторе Совет по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями. Несколько раз в год люди в разных головных уборах, а также видные саратовские патриоты и прочие поборники традиционных ценностей во главе с губернатором собираются за круглым столом и говорят, говорят, говорят... Соответственно, дружба народов крепнет, сектанты каются, ИГИЛ (запрещенная в России организация) вообще боится подступиться. Очередное заседание Совета прошло 24 марта в Поволжском институте управления имени П. А. Столыпина.

Для широкого кругозора

Стоит обратить внимание на формат такого мероприятия – это что-то вроде научной конференции, где несколько человек читают долгие доклады, остальные делают вид, что слушают. Честно говоря, у некоторых с ораторским мастерством дело обстоит не очень. Вкупе со странным набором выступающих это создает несколько противоречивое впечатление. Но, видимо, подробный доклад о религиозном климате в Республике Татарстан из уст заместителя директора «Ресурсного центра по развитию исламского образования» Казанского федерального университета Рената Сафина был для чего-то нужен. И некоторые примечательные моменты биографии Мартина Лютера, рассказанные настоятелем Мокша-Эрзянского прихода Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии Андреем Владимировым (Мордовия), тоже важны.

Вопросов докладчикам задавали мало. Ситуацию спасал только вездесущий председатель общественной палаты области Александр Ландо, который допытывался до правды и сердился, когда эту правду не получал. Например, он раскритиковал министра-председателя комитета общественных связей и нацполитики области Бориса Шинчука за то, что тот не знает, сколько граждан нашей области привлечены в секты и кто такие 15 саратовцев, ушедшие служить в ИГИЛ. Впрочем, обо всем по порядку.

Враги вяжут бабушкам варежки и носки

Первый выступающий, глава комитета общественных связей и национальной политики области Борис Шинчук, констатировал кризис бездуховности и упадок нравов на Западе:

– Оскорбление мусульман на страницах журнала «Шарли Эбдо» – последствия наступления псевдодемократии, с которой Европа не может справиться. Сами европейцы едут в ИГИЛ, участвуют в терактах. В этом смысле, как ни парадоксально звучит в свете антироссийских санкций, но оплотом европейской духовности оказалась именно Россия, – подчеркнул Борис Шинчук. – Сегодня мы видим, что наступление на европейскую христианскую цивилизацию происходит под барабанный бой якобы сторонников демократии и либеральных ценностей, под громкие крики о защите прав и свобод граждан. При этом под вопрос ставится основное право человека – право открыто верить в бога и строить свою жизнь на основе религиозного миросознания.

Святая Русь, березки, храмы... Последний оплот европейской духовности тысячелетия развивался при поддержке православных и других традиционных религиозных конфессий. Да что там, «вся российская история, по сути, является отражением тесного сотрудничества, укреплением духовно-нравственных устоев нашего народа». Государи российские, начиная от Владимира Красное Солнышко, в трудных ситуациях искали поддержки в религии. Министр-председатель комитета общественных связей и национальной политики также добавил, что к концу 18 века в Саратовской губернии насчитывалось порядка тысячи храмов, несколько мечетей и синагог, и эти храмы были полны молящихся.

Но десятилетия советской бездуховности, а затем разгульные 90-е сыграли плохую службу. Традиционность, соборность, духовность были поколеблены, и «образ человека начал темнеть».

– В неразберихе 90-х годов в России были допущены организации, которых раньше у нас никогда не было, которые имеют проповеднические центры за рубежом. Например, Центр святых последних дней (мормоны) – Солт-Лейк-Сити, США. Свидетели Иеговы – Нью-Йорк, США. Сайентология – Лос-Анджелес, США. Муниты – Сеул, Корея, центральный офис – Вашингтон, США. Кришнаиты – фактически тоже США, Калифорния. «Слово жизни» – Швейцария. «Карма Кагью» – основатель Оле Нидал из Копенгагена, Дания. «Аум Сенрике» – Токио, Япония, – многозначительно сказал докладчик Борис Шинчук и добавил еще более глубокомысленно: – Как известно, особый интерес у деструктивных сект вызывают регионы, где градообразующими являются промышленные центры, крупнейшие предприятия военно-промышленного сектора, войсковые части. Поэтому неудивительно, что основной объект внимания у мормонов – это Энгельс, где расположена авиабаза дальней авиации.

Вот так, по словам министра-председателя Бориса Шинчука, «в нашу жизнь тихо-тихо входят чужие стандарты и стереотипы, вопреки нашим национальным и духовным ценностям. По сути, человек, ставший сектантом, уже не является российским гражданином», – указал чиновник.

Попасть в секту легко, выйти трудно. Борис Леонидович сообщил, что всего один человек из тысячи освобождается от оккультной зависимости. Люди продают квартиры, уходят жить в лес и ищут в том спасение. В России порядка трех десятков таких экопоселений, и право проживания в них стоит, мол, порядка 30 тысяч долларов.

И, конечно, вверенная чиновнику губерния тоже поддается натиску сектантов:

– В Балашовском районе несколько учителей всё продали и подались в секту Виссариона. Рядом активничают Свидетели Иеговы и сайентологи. В Петровске в состав общественного совета ввели пастора свидетелей Иеговы. На мою невольную реакцию «А эти что здесь делают?» мне сказали: «Они у нас добрые, варежки бабушкам вяжут и носки». Ну, без комментариев.

Борис Шинчук привел примеры воистину ответственной гражданской позиции в борьбе с оккультизмом:

– Представители местного казачества пришли на демонстрацию, которую устроили сайентологи. В красивой казачьей форме, с лампасами, усами – так они любят покрасоваться, – обняли их реально по-доброму, предложили им пироги, а те почему-то взяли и разбежались. Или вот, например, студент Максим Артамонов встал с плакатом «Не губите наших детей!» у «Зала царствия свидетелей Иеговы».

Также министр-председатель комитета общественных связей и национальной политики посетовал, что в современном российском законодательстве до сих пор не определены понятия «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ», не прояснена ответственность за такие деяния. Но подвижки в эту сторону уже принимаются, и вот в Госдуме уже рассматривается подобный законопроект. Нам же нужно быть активнее и брать пример с Архангельской области, где давно принят закон, регулирующий деятельность религиозных сект. А патриарху Лонгину Борис Шинчук предложил вместе провести съезд православной молодежи, «как мы это делали в 2003 году, когда мы нанесли удар по сектантам», сказал чиновник.

Проверка дружбы на прочность

На этом же заседании митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и губернатор Валерий Радаев подписали соглашение о сотрудничестве с саратовской митрополией. Свои подписи также поставили епископ Покровский и Николаевский Владыка Пахомий и епископ Балашовский и Ратищевский Владыка Тарасий.

Митрополит Лонгин рассказал, что до революции 1917 года в некоторых районах Заволжья в одном селе могло существовать по 2–5 согласий – религиозных подгрупп старообрядцев, и отношения между этими сообществами складывались не лучшим образом. «Они даже стакан воды друг другу не подадут! Вы представляете, как живет такое село?!» Соответственно, сила наша – в единстве или как минимум в отсутствии религиозного многообразия, подвел к выводу докладчик.

Выступавший следом муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, помимо традиционных слов о вреде экстремизма, обратил внимание губернатора на техническое состояние медресе:

– Нам необходимо отдельное здание! Я уже не говорю о том, чтобы содержать преподавателей... Хотя мы, несомненно, должны решить эту большую проблему. Остра также проблема отсутствия жилья для имамов в районах области.

Он рассказал также о планах духовного управления мусульман Саратовской области провести очередную конференцию на семейную тематику:

– Надеемся, что власть окажет содействие в предоставлении помещения для проведения конференции. Напомню, что в прошлый раз нам так и не выделили соответствующую площадку! – повысил голос муфтий. – Конференция состоялась в национальном подворье, которое при всех своих эстетических достоинствах не отвечает необходимым требованиям.

– Сделаем-сделаем, – ничего не оставалось сказать губернатору.

Почему-то такое мероприятие считают нужным проводить не короче чем два с половиной часа. Наверное, совместно проведенные часы сплачивают присутствующих. Это своеобразный экзамен на усидчивость. Люди зевают, ерзают на стульчиках, самые продвинутые юзают свои гаджеты или делают селфи. Ближе к концу по круглому столу украдкой гуляет листик с нарисованными рожицами. Но никто не уходит, ведь дружба проверяется временем. За исключением евреев: представители данной общины в этот раз покинули заседание за полчаса до долгожданного конца, сославшись на празднование национального праздника Пурим.