Дело месяцев

Оценить
Незадолго до выборов в Саратовской городской думе в дело идут даже башмаки

Валерий Сараев осознал, что его место в городе пока все-таки второе. В минувший четверг состоялось обещанное внеочередное заседание Саратовской городской думы. И на нем стало ясно, что во власти Саратова все немножко устаканилось. Расстановка сил стала соответствовать прописанным в законах правилам. По действующим нормативным документам, депутаты должны контролировать исполнительную власть. По крайней мере, до летних каникул.

Вынудили достать припрятанный козырь

Когда несколько месяцев назад Валерий Сараев пришел на место руководителя администрации Саратова, то сразу продемонстрировал, что всерьез возьмется за городские дела и вообще он на этом месте – надолго. И главный. Скорее всего, основания так думать у Сараева имелись. Аккурат накануне смены исполнительной власти в городе был принят региональный закон, по которому после сентябрьских выборов руководителем в городе становится именно глава администрации, а не председатель городской думы, он же – глава города. Возможно, этот закон продавливался губернатором Валерием Радаевым с дальним прицелом вывести из политической игры нынешнего главу города Грищенко. В идеале – не дожидаясь, когда тот сложит свои полномочия накануне выборов. Возможно даже, что Радаев дал Сараеву «добро» не ждать сентября. Но такой фальстарт не понравился Олегу Грищенко. Он хоть и уходящая натура (по новому региональному закону ему нет места в градоначальниках), но натура. Со своими принципами и установками.

Рванувшего в главные действующие лица Сараева окоротили в тот момент, когда не проголосовали за 18 миллионов рублей, потребные администрации для сноса расселенных аварийных домов. Валерий Николаевич почему-то посчитал, что ему их «выпишут» без формальностей. Но депутаты, подавляющее число которых с симпатией и уважением относятся к Грищенко, резко дали новой администрации города по тормозам. Отказ выдать деньги по первому требованию должен был научить Валерия Сараева уважительному отношению и к депутатам, и к городским бюджетным расходам.

Валерий СараевВалерий Николаевич был зол, но подчинился условностям – рассмотреть обоснованность бюджетной траты в размере 18 миллионов рублей через заседание рабочей группы. Недостатка в вопросах к администрации на этой группе не было хотя бы потому, что депутаты Саратовской городской думы в принципе любят задавать множество нужных и ненужных вопросов. Плохо это или хорошо – другой разговор. Но так уж устроена жизнь саратовского депутатского собрания последних двух созывов. Когда эти правила были соблюдены, собрали (как и было обещано) внеочередное заседание думы, чтобы проголосовать за выделение средств.

На этот раз, кстати, разговоры вокруг и около спорных 18 миллионов позволили выяснить очень важную для города информацию. Оказалось, что с недавних пор существует механизм ускоренной передачи участков земли под строительство жилья по программе переселения из аварийных домов. Губернатор может пустить их под застройку практически росчерком пера, освободив городские власти от сложных, длинных и материально затратных аукционных процедур.

Депутаты об этом не знали. Валерий Сараев знал. Он же пришел в город из-под губернатора. (Валерий Николаевич около года проработал заместителем председателя Саратовского правительства, курируя в том числе вопросы ЖКХ и строительства.) Депутаты поверили, что сразу после расчистки участков, занятых развалинами домов, губернатор отдаст их под новую стройку. А построив без проволочек жилье, город сможет отчитаться об исполнении программы по переселению.

Депутат Денис Шумихин на всякий случай спросил у Валерия Сараева, найдено ли взаимопонимание с областной властью по программе переселения. Валерий Сараев ответил утвердительно. Предупредил, что в бюджете города придется найти 224 млн рублей «на дополнительные метры» в рамках выполнения второго этапа программы. (В Саратове строят жилье, в котором на одного человека всякий раз приходится больше квадратных метров, чем диктует федеральный закон.) Но можно рассчитывать на то, что областная власть спишет городу полученный в прошлом году бюджетный кредит в размере 124 млн рублей. А если его не придется отдавать, то останется найти всего 100 миллионов. И это те деньги, что позволят городу Саратову рассчитывать на то, что включится механизм регионального и федерального финансирования. И тогда город заключит со строителями еще более 600 контрактов на покупку жилья.

Больше вопросов остается по третьему этапу программы переселения, который тоже надо завершить в нынешнем году. На его финансирование от города требуется 1,5 млрд рублей. Этих денег в бюджетной росписи нет. И об этом знают все. Помочь выполнить программу может только бюджетный кредит от вышестоящего уровня власти. Валерий Сараев сказал, что занимается этим. И что процессы надо ускорять. И они будут ускорены. По крайней мере, уже есть понимание, что дома для расселения в рамках третьего этапа программы будут построены в 10-м микрорайоне Саратова. «Застройщик готов построить по той цене, что мы сможем заплатить», – обнадежил Валерий Сараев.

На проверку правдивости его обещаний отпущены не годы, а месяцы. До наступления января вместе с губернатором Радаевым Сараеву придется закрыть программу переселения. Если не справятся – вызовут не только гнев федерального центра, но могут провалить выборы двух уровней. И в городскую думу, и в Государственную.

В разговоре с журналистами после заседания думы глава Саратова Олег Грищенко подтвердил, что у депутатов нет никакого злого умысла и что аварийные дома, вошедшие в представленную администрацией города ведомственную программу, будут снесены в ближайшее время. «Обязательно нужно освободившиеся аварийные дома сносить, чтобы они не угрожали безопасности горожан, на это нами и были выделены сегодня 18 миллионов рублей. А освободившиеся площадки расчистим и используем для строительства новых домов для переселенцев. И абсолютно верным считаю решение прошлого заседания не спешить с выделением средств, а убедиться в эффективности мероприятий», – сказал он.

Олег Грищенко ценит свой опыт

Олег ГрищенкоБюджет города на 2016 год утвержден с доходами в объеме 11 млрд 993 млн рублей и с расходами – 12 млрд 909 млн рублей. И эти цифры наглядно показывают тот ступор, который поджимает все инициативы городской власти. Объем бюджетных средств фактически не меняется с 2012 года. По сути, расходы из года в год становятся только меньше, потому что инфляция и девальвация не щадят и общественные финансы, а не только личные.

Олег Грищенко, занимая пост градоначальника почти десять лет, уже прошел и через надежды, и через бурное отрицание, и через смирение. Сейчас он пытается смотреть на устройство общественно-политической жизни с позиций романтически настроенного прагматика. Если в Госдуму, считает саратовский глава, придут те, кто знает на своей шкуре, как развернуть жизнь больших и малых городов России к светлому будущему, то все изменится. И он намерен использовать шанс попасть в федеральное собрание. И применить там весь тот груз знаний, что накопил за годы, когда был градоначальником.

«Я являюсь действующим главой города, поэтому у меня программа одна: она основана на моей практической работе, – говорил журналистам после заседания Грищенко. – За многие годы накопилось огромное количество наработок, опыта, который можно применить, в том числе, и для законодательной работы: внесения поправок в действующие областные и федеральные законы, создания новых законов для того, чтобы дать возможность развиваться муниципалитету и региону в целом. Есть, считаю, в законодательстве моменты, которые сегодня не решаются».

В пример привел недавнюю спорную позицию госдепов, которые отклонили инициативу региона о перераспределении акцизов от табачной продукции, производимой на территории города, в пользу области. По мнению Грищенко, надо продолжать настаивать на том, чтобы оставлять половину табачных акцизов в регионе. Это большие деньги. За них надо бороться. А если опустить руки, то город, собирая 90 млрд рублей налогами и сборами, так и будет оставаться с шестью миллиардами на год.

«Поэтому нет ни дорог, ни чистоты, ни порядка. И говорить об этом, конечно, надо. Если не получается решить с федеральным центром проблему по нормативам, замене налоговых направлений, изменению федерального бюджета в части выделения денежных средств региону или городу, то нужно подключать депутатский корпус, который сможет работать в комитетах Государственной думы, более активно отстаивая позиции региона», – говорил Олег Васильевич. Он считает, что без изменения федерального законодательства в пользу регионов и городов побед там не получится.

Депутат Карасев зря разбушевался

В разделе «разное», который занял больше времени, чем основная повестка, депутат Андрей Карасев поднял два злободневных «для народа» вопроса. Он всегда ратует за народ, меряя свой вклад в думскую работу именно этим.

Ничего нового, правда, не сказал. Виноватыми за излишние коммунальные поборы с жителей Ленинского района у него были «они». С третьего захода председательствующий Олег Грищенко выяснил, что «они» – это «прежде всего все органы надзора», которые не могут «придавить» ассоциацию ТСЖ Ленинского района. Попутно попало от Андрея Карасева председателю российского правительства Дмитрию Медведеву, который не считает нужным отвечать на письма о беззаконии, которые творит «контора Гордополова», хотя от президента Владимира Путина на такую жалобу через неделю пришел ответ.

Отвечая на вопрос депутата, заместитель городского прокурора Андрей Жаднов посоветовал Карасеву не употреблять термин «придавить» в отношении его ведомства. И рассказал про порядок привлечения нерадивых управляющих компаний к административной и уголовной ответственности, подчеркнув, что прокуратура города действует в правовом поле.

Андрея Карасева прокурорские рассуждения не удовлетворили, хотя он согласился заменить вырвавшееся у него пожелание «придавить» на требование «навести порядок». Олег Грищенко попытался объяснить, что до наведения порядка на самом деле еще очень-очень далеко. Потому что проведенные правоохранительными органами проверки ассоциации ТСЖ Ленинского района показывают, что все она делает «в рамках закона». Даже потраченные мимо капремонта 600 миллионов рублей, выигранные по искам у города, оказались «в рамках закона». «Было бы желание взять в свои руки все и навести порядок во всех направлениях жизни, которая нас окружает, то был бы порядок. А если каждый своими делами хочет заниматься – федеральные структуры своими, исполнительная власть своими – итог будет плачевным. И люди будут страдать», – сказал Грищенко.

После заседания, уже для журналистов, он уточнил, что нужно находить выход, чтобы жители не страдали от непрозрачности, закрытости работы УК. «Но считаю, что это не столько работа исполнительной власти, сколько правоохранительных структур, которые должны давать оценку действиям руководства УК, возбуждать, если нужно, уголовные дела, передавать их в суд. Важно иметь желание навести порядок и работать всем ветвям власти в одном ключе. Тогда все получится», – говорил Олег Грищенко, понимая, что вряд ли это может случиться в ближайшее время.

Но депутат Андрей Карасев верит, что всего хорошего можно добиться прямо в ходе прений. Вспомнив о том, что 70 метров дорожки от улицы Антонова к трамвайной остановке так и не заасфальтировали, Карасев снял с ноги ботинок и начал яростно трясти им над своим столом, вопрошая, сколько будет продолжаться грязь?

Он так кричал, что половину слов нельзя было разобрать. Но если депутат Карасев действительно хочет эту дорожку, то совет, как сделать ее, он получил от коллег. Говорить про дорожку надо, оказывается, не на заседаниях думы, а в кабинете главы районной администрации – «такие вопросы там решаются за несколько часов».