Нечего даже украсть!
Cитуация с дорогами в Саратовской области по-прежнему остается печальной. Это признают и дорожные компании, и чиновники. По словам последних, денег в отрасль направляется настолько мало, что даже при желании там было бы нечего украсть. А вот дальше оценки несколько расходятся: дорожники рисуют катастрофические картины, чиновники же считают, что все не так плохо. Эти вопросы обсуждались на минувшей неделе в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Дорожники попросили хотя бы побыстрее оплачивать выполненные работы, в ответ им посоветовали «не сильно плакаться».
Не все уж так и депрессивно
Начиналось все мирно. Чиновники министерства в очередной раз напомнили, что с дорогами в области все плохо (более 90 процентов региональной дорожной сети находится в ненормативном состоянии), но ничего поделать с этим они не могут. Денег хватает в основном только на содержание дорог и на ямочный ремонт. Глава министерства Николай Чуриков пояснил, что ямочный ремонт по идее должен использоваться для устранения дефектов в межремонтные сроки. «А мы его, от нашей безысходности, уже поставили на поток», – без энтузиазма констатировал чиновник.
«В 95-м году мы отремонтировали 1134 километра дорог, – привел данные заместитель министра Сергей Плешаков. – С тех пор на дорожное хозяйство все меньше и меньше выделялось. Были такие года, когда мы вообще ничего не ремонтировали». Недоремонт накапливался и накапливался, и сейчас отремонтировать все сразу просто не представляется возможным.
Тем не менее чиновники постарались донести до собравшихся мысль, что в регионе не все уж так и депрессивно. Чуриков вспомнил недавние времена (7-8 лет назад), «когда мы жженым кирпичом ямы заделывали». «Сейчас мы продвинулись в этом направлении, пользуемся такими технологиями, как литой асфальтобетон. Три-четыре года назад на региональных дорогах это вообще не применяли», – сдержанно порадовался министр. А те, кто заявляют, что в других регионах дороги лучше, просто не обращают внимание, что до других регионов ведут федеральные трассы, которые финансируются из федерального бюджета.
«Что касается региональных дорог, то нужно всего лишь открыть YouTube: «Дороги в Самаре, 2016 год», – посоветовал министр. – Ничем не отличаются от саратовских, если ситуация не хуже». При этом в Самарской области только лишь областной дорожный фонд за минувший год составил 17 млрд рублей. В нашем же регионе и областные, и федеральные средства вместе взятые составили лишь 11 млрд рублей.
Да, кстати, если кто-то думает, что дороги плохие, потому что чиновники воруют, то тоже ошибается. В этом убежден заместитель министра Сергей Плешаков. «Да нечего разворовывать, – признался он. – До того дошли. Украсть-то нечего, такое количество средств выделяется. Как только открою интернет – везде пишут: некачественно сделали, украли... А никто не пишет о том, сколько выделили и сколько надо».
Все начинает падать
Если местные чиновники привыкли рассуждать о дорогах Саратовской области с долей печальной обреченности, то в голосе науки и бизнеса зазвучали уже предупреждения о надвигающейся катастрофе.
«Дорожная сеть Саратовской области – это лошадь, которой раз в неделю дают овса, да еще и погоняют», – сообщил директор ООО «Спецдортехника» Сергей Жилин. Выступающий напомнил, что финансирование отрасли составляет только лишь 10 процентов от потребности. Проблемы длятся уже более двух десятилетий, и дороги становятся все хуже и хуже.
Руководитель дорожного предприятия ООО «Регион» Олег Злобин заметил, что в Калининском районе превышение межремонтных сроков доходит уже до трех подряд. При сложившемся финансировании не получается обеспечивать безопасный проезд на всех дорогах района в зимний период, поэтому приходится ограничиваться лишь опорной сетью. Кроме того, нуждаются в ремонте и искусственные сооружения. «Более половины мостов и труб давно просят ремонта, – пояснил Злобин. – Начинают рушиться, падать. Все об этом знают».
Как снять напряженность
Министру осмелились возражать, доказывая, что региональные дороги плохи не во всех регионах. «Это и Самарская, и Свердловская область, Татария, Чувашия, – перечислил Жилин. – И во многих областях денег в расчете на километр дорог выделяют в 2-3 и даже 5 раз больше, чем в Саратовской области. Откуда они их берут? Не знаю». Жилин предложил дать группе депутатов и чиновников рекомендации съездить в Самарскую область и посмотреть, как с ситуацией справляются там.
Были и другие советы. Злобин подсчитал: для того чтобы в том же Калининском районе привести в нормативное состояние 340 км региональных дорог, требуется около миллиарда рублей. «Я полагаю – и, думаю, все так считают, – это просто недосягаемая цифра», – резюмировал Злобин. Но если мы не можем привести дороги в нормативное состояние, то стоит привести их хотя бы в «проезжаемое» состояние. Злобин поделился еще одними расчетами: если увеличить объем финансирования хотя бы в два раза, то уже через 2-3 года можно снизить ямочность и выполнить почти все судебные решения по дорогам и снять социальную напряженность.
«Практика последних лет показывает, что населению и надзорным органам вполне достаточно, если на дороге просто не будет ям, если она будет проезжаемая», – поделился жизненными наблюдениями Олег Злобин.
«Дорожная сеть Саратовской области – это лошадь, которой раз в неделю дают овса, да еще и погоняют».
Умрут, как лошадь
Конечно, в сложившихся условиях говорить о строительстве новых дорог в регионе даже не приходится. Для примера, еще 30-40 лет назад сеть автодорог увеличивалась в среднем на 500 км в год. «Сейчас мы практически не строим ни одного километра, – сообщил Жилин. – Если у нас ремонт 50 км в год – это уже достижение, при потребном ремонте в 1,5 тысячи километров... Катастрофа». При этом никто не обращает внимание, что количество муниципальных дорог даже уменьшается. «Сеть дорог не прирастает, а, наоборот, убывает, – констатировал Жилин. – Вы представляете, какой парадокс, разве это допустимо? Я понимаю, что в области мало денег, но все равно надо как-то думать, выкраивать, перераспределять средства в сторону дорог, иначе они, как та лошадь, просто умрут».
А ведь дороги для экономики – как кровеносная система для человека. Такое сравнение привел заведующий кафедрой транспортного строительства СГТУ им. Гагарина Виктор Столяров. «В США во времена Великой депрессии строительство дорог сделали национальной идеей», – напомнил Столяров. На Западе дело с дорогами вообще обстоит иначе: например, если в двух городах Канады проживает 50 тысяч человек, то их уже соединяет автомагистраль минимум в четыре полосы. «В Марксе 55 тысяч жителей. Маркс и Энгельс уже должна связывать автомагистраль, – заметил Столяров. – А это ведь оживление экономики, предприимчивость людей, перевозка скоропортящихся грузов и так далее. И это уже приводит к росту экономики городов и области».
Должна быть элементарная финансовая дисциплина
Но недостаточное финансирование – еще не все, что беспокоит дорожные компании. Отдельно их заботит проблема несвоевременности оплаты. «Даже эти скудные средства, которые занижены до предела, оплачиваются с задержкой, которая уже до четырех месяцев доходит, – сообщил руководитель дорожного предприятия «Рокада» Михаил Переудин. – Уже в систему, в хронику входит. Как в такой ситуации выполнять обязательства?» Ведь компаниям нужно не только делать работу, но еще и рассчитываться со своими сотрудниками и субподрядчиками.
Переудин рассказал о недавнем телефонном разговоре с начальником налоговой инспекции: «Говорит, все на вас пальцем показывают, что вы не рассчитываетесь с субподрядчиком». Но как я могу рассчитаться, если со мной бюджет не рассчитывается? Должна быть элементарная финансовая дисциплина для того, чтобы хоть как-то работать».
С ним согласились и другие представители дорожного бизнеса. Вспомнили случай, когда за выполненные работы 2013 года оплату получили только в 2015 году, и то через суд. «Конечно, вести бизнес, платить вовремя налоги и зарплату, мягко говоря, очень тяжело», – заметил Злобин. Раздался призыв подготовить обращение к губернатору Радаеву.
«Он все знает, но, тем не менее, это будет такой сигнал снизу от общественности», – высказался Жилин.
«Я считаю, что этот год определяющий, – пояснил руководитель дорожного предприятия ОАО «ДП-6» Александр Епишин. – Больше терпеть такого нельзя. Мы еле-еле сдерживаем свои коллективы от каких-то жалоб. Объясняем им: “Потерпите сегодня, завтра...” Нефть дорожала, – цены росли. Нефть падает – цены опять растут. Как объяснить простому человеку, что нам не платят за дороги?».
При этом бросать выполнять работы компании не могут. «В контракте написано, что я подписался за безопасное безаварийное круглогодичное движение по дорогам, – объяснил Епишин. – Но это абсурд полный».
Ответ в голос
Все эти нападки явно задели Чурикова за живое. В ответ чиновник вспомнил, что тоже когда-то работал руководителем дорожного предприятия, и многие проблемы ему знакомы: «Я хочу вам напомнить, что никогда у нас не было оплаты вовремя. Ни один год. Всегда оплаты производились с задержкой. Что мы имеем и сегодня. К сожалению».
Продолжая отвечать на претензии дорожников, министр перешел на громовой тон, и в зале даже установилась напряженная тишина. «Я хотел бы опять вам напомнить, что по содержанию за прошлый год мы с дорожниками полностью расплатились. К тому же в январе вам выдан аванс на содержание, – на всякий случай напомнил министр. – На протяжении семи лет, до моей теперешней работы, я анализировал: мы 30-40 процентов дорог охватывали ямочным ремонтом. Сегодня – порядка 70 процентов. Сейчас мы лезем уже в те дороги, которые 10 лет не ремонтировались. Которые приходится не то что ямку заделывать, а экскаватором выгребать глубиной на метр. Потом засыпать туда инертный материал, и только потом ложить латку. И мы идем по этому направлению. В последний год все средства аккумулированы. И сколько сделано, какой рывок сделан... И не думайте, что это так просто – снять (средства) с каких-то других направлений. Все сняли и направили. В этом году тоже все снимаем и аккумулируем».
Также министр напомнил, что в недалеком прошлом все предприятия дорожной отрасли прошли через банкротство. «У нас пока нет ни одного предприятия, чтобы оно входило даже в банкротство. Поэтому здорово-то плакать не надо, ребята», – посоветовал чиновник, пояснив, что понимает состояние предприятий, но сегодня ситуация «такая как есть». Ну и, конечно, чиновник напомнил, что работать теперь приходится в условиях санкций и низких цен на нефть – «и лучше, чем делали пять и даже три года назад».
Капля и круг
Депутат Саратовской областной думы Сергей Нестеров опять напомнил, что «волшебной палочки ни у кого нет». Депутат призвал и дальше совместно «так же конструктивно работать» и искать каждую свободную копейку на дороги.
«Идем по кругу, – сообщил в ответ Жилин. – Если бы от депутата была поставлена задача к 2017 году довести финансирование дорожного хозяйства до 15 процентов по отношению к нормативному, потом – до 20, потом – до 25, до 30... Какая-то тенденция бы была. А сейчас все это на прежнем уровне. А с учетом инфляции вообще денег становится не больше, а меньше».
Текущую работу Жилин назвал «каплей в море», и пояснил, что движения вперед не видно.
«И раньше этой капли не было, – парировал Нестеров. – А мы уже про это каплю начинаем говорить, что все плохо».