Мистические будни пропаганды

Оценить
«Как надо», так и рассказывают нам о важнейших событиях, происходящих в России и за ее пределами

Мы продолжаем свои скромные исследования принципов и повседневности российской пропаганды. О том, как продукция российских телеканалов – прежде всего – соответствует основным законам пропаганды, сформулированным американцем Клайдом Миллером, мы писали в номерах 2 и 3 нашей газеты. Теперь посмотрим, что же нового случилось на пропагандистском фронте за последнее время. При этом необходимо сделать одно уточнение: нас больше интересует не дата события, но некие закономерности воздействия на массовое сознание, связанные с этим событием.

Что у трезвого на уме

Продолжение этой поговорки вы знаете, конечно. В нашей политической жизни своеобразным «пьяным» выступает либерально-демократическая партия. Нет, ни в коем случае речь не идет о том, чтобы обвинить соколов Жириновского в увлечении горячительными напитками. Смысл сравнения в том, что самые затаенные мысли, самые неожиданные идеи администрации президента, которые остальные политики стесняются обнародовать, доверяют довести до народных масс именно либерал-демократам.

И вот уже ТАСС сообщает: «Либерально-демократическая партия России выступает за создание министерства пропаганды, которое будет контролировать вещание федеральных телеканалов.

Об этом во время пресс-конференции заявил член ЛДПР, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин. «Самая главная задача от ЛДПР – это создание министерства пропаганды. Мы считаем, что это очень важно», – отметил Деньгин.

Депутат считает, что созданное ведомство должно контролировать сетку вещания телеканалов.

«Владимир Вольфович не раз говорил, что невозможно смотреть новости: убийства, падения самолетов, – добавил Деньгин, – ежедневно наши граждане получают негативную информацию, портится настроение, и мы в этом негативе постоянно живем».

Налицо твердое убеждение, что если о каком-либо трагическом событии не сообщить по телевидению, то его – события – как бы и нет. Еще налицо столь же наивное убеждение, что интернета как информационного канала в нашей стране не существует вовсе. Или депутат Деньгин что-то такое знает о будущем Рунета?

Кроме того, надо обязательно добавить, что авторы идеи и высказавший ее Деньгин как минимум не читали Оруэлла и ничего не знают о Министерстве правды. Или, может, и читали «1984», но никакие аналогии нас теперь не смущают. Наверное, не смутит и то, что в недавней истории уже было министерство пропаганды, точнее рейхминистерство. И возглавлял его небезызвестный Йозеф Геббельс. Впрочем, президент Владимир Путин имеет свое представление о докторе Геббельсе. На встрече с представителями еврейский общин (самое время и место!) он сказал: «Как говорил Йозеф Геббельс, который был талантливым человеком и всегда добивался своего, «чем чудовищнее ложь, тем скорее люди в нее поверят». Думаю, евреи были впечатлены.

Над всей Латтакией безоблачное небо

На самом деле никакой надобности создавать министерство пропаганды нет, тем более для руководства ведущими телеканалами. Нет этой надобности по одной простой причине: оно уже создано и функционирует, просто не афиширует свою деятельность. Но внимательный зритель увидит, что все делается по неслышному нам приказу.

Вот заключено сирийское перемирие. И тут же экраны заполонили благостные картинки из жизни мирной Сирии. Мэр туркоманского города приносит свои извинения за расстрелянного, судя по всему, его соплеменниками российского летчика. Позвольте, какие туркоманы? Откуда они взялись? Ведь недавно на самом высоком уровне (главы государства) было высказано сомнение в их существовании («О туркоманах я раньше слыхом не слыхивал. Нам никто ничего не говорил», – Владимир Путин на пресс-конференции 17.12. 2015).

Тут же РЕН ТВ показывает репортаж о том, как сирийские дети благодарят российского спецназовца за мирное небо надо головой. Появляется вопрос: откуда в Сирии наши спецназовцы, если в операции участвуют только авиационные силы? Но суть не в этом. Пусть мир в многострадальной Сирии продлится как можно дольше. Дело в том, что тональность наших телерепортажей один в один напоминает рассказы о мирной жизни в Афганистане после того, как туда был введен ограниченный контингент. Кто-то верно заметил, что меняются лишь «национальные» слова – в Сирии туркоманы, в Афганистане просто дехкане. Та «мирная история» завершилась гибелью пятнадцати тысяч советских солдат и офицеров.

Активное обсуждение сирийской ситуации на наших телеканалах приводит порой к странным казусам. Так, государственный депутат Михаил Старшинов одновременно оказался в двух прямых эфирах. Г-н Старшинов – на нашем ТВ эксперт по Сирии, ведь он окончил Уральскую государственную академию физической культуры и университет МВД и потому столь востребован. Как пишут информационные ленты, ток-шоу с участием Старшинова вышли в эфир почти одновременно на Первом канале и на НТВ. Сам депутат объяснил ситуацию разницей часовых поясов, но это, однако, ясности не добавило. Может, мы имеем дело с паранормальным явлением или раздвоением личности? Кто знает, но о союзе пропаганды с иррациональным мы поговорим чуть позже. Сейчас же процитируем Козьму Пруткова, приспособив его слова к современным реалиям: «Если на российском телеканале видишь титр «Прямой эфир» – не верь глазам своим».

Козел как символ времени

Информационная лента по определению должна быть пестрой, разномастной. Но посмотрим на наши информационные сайты, из тех, которые считаются близкими к властям. Кто главный герой новостной ленты последних нескольких месяцев (официальные лица из этого списка нами исключены). Если вы думаете, что это будут арестованные оппозиционные политики, избитые журналисты, украинская летчица Надежда Савченко, то вы ошибаетесь. Главный герой наших новостей – козел Тимур, дружелюбный такой козел, испытывающий симпатии к тигру. Сейчас вот вроде бы пришла весна, козлом должно овладеть стремление к продолжению рода, а он отвергает всех претенденток и стремится попасть в вольер к своему полосатому приятелю. Такая, блин, идиллия, некогда подумать, что же творится вокруг. Но если вы всё же задумаетесь над происходящим и загрустите, то у наших средств массовой (не уверен, что стоит писать «информации») всегда есть и другие способы вас порадовать.

Например: «Астролог Безродный – рубль укрепится на фоне солнечного затмения». И прав оказался знаток звезд и планет – доллар снижается по отношению к нашей валюте. Но если вы не верите астрологам, а считаете, что укрепление рубля следствие соглашения о сокращении добычи нефти, то может, вы еще интересуетесь и международным положением. Может, вы гадаете о том, что станется, например, с Турцией, страной, ставшей нашим врагом? У нас, сообщают российские СМИ, например канал РЕН ТВ, есть для вас оптимистический прогноз. А именно – пророчество старца Паисия Святогорца. Сам старец преставился в 1994 году, но видел далеко, на много лет вперед: «Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию».

Сотрудники телеканала, ответственные за этот вид духовной пропаганды, сочли возможным не продолжать пророчество. Наверное, напрасно. Ибо его продолжение дает нам представление о странном, скажем так, видении мира греческим старцем:

«Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. (...)

В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан. Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и проявят себя с бесстыдством и гордостью и постараются управлять Европой». («Избранный сосуд (Старец Паисий 1924–1994)» книга вторая, издание второе (Санкт-Петербург, 2000 г.)

Есть и свой специалист по Украине – это старец Иона Одесский, скончавшийся в 2012 году. Однако он успел предвидеть Майдан и дальнейший конфликт. По поводу войны на Украине Иона Одесский говорил, что эта война духовная, и что бы ни говорили, её самая главная цель – отделение Украины от Святой Руси и уничтожение на ней православия. Были у старца Ионы и свои экономические воззрения, которые совпадают с точкой зрения советника президента Сергея Глазьева. Оба предсказывают, что дни доллара сочтены. «Зеленые бумажки скоро обесценятся, и сила американской валюты, – говорил Иона, – явление временное».

Возможно, наше сомнение в провидческих способностях святых старцев может оскорбить чьи-то религиозные чувства. Но есть уверенность, что в геополитических и экономических прогнозах лучше бы пользоваться более проверенными источниками.

Пропаганда как валовой продукт

ВВП Российской Федерации. Не будем вдаваться в экономические нюансы, просто по личным ощущениям значительную часть нашего валового продукта составляет пропагандистский продукт. И для внутреннего потребления, и для внешнего. Для пропаганды в других странах создана целая корпорация Russia Today под руководством Маргариты Симоньян. О себе RT рассказывает исключительно в победных тонах, сообщая о том, какую долю медийного рынка она занимает. Но недавно реально популярный сайт The Daily Beast обнаружил, что все данные о высоких рейтингах RT исходят только от самого RT. Независимых данных нет. Отчёт, на который ссылается RT, нигде не опубликован. Другой источник информации о популярности Russia Today – интервью самой Маргариты Симоньян. Для сведения: государственные вложения в эту компанию составили более двух миллиардов долларов.

Но мы, собственно, мы не об этом, а о том, что пропагандой – как внутренней, так и внешней – занимаются не только правительственные средства массовой информации. Возьмем для примера российскую социологию, о «достижениях» которой мы также писали. Вот очередной опрос о сверхпопулярности в народе Владимира Путина. Такие опросы, как правило, проводит ВЦИОМ. Вот февральский. Большинство россиян (74 процента) на ближайших выборах президента готовы отдать свой голос за кандидатуру Владимира Путина.

Как отмечают социологи, этот показатель является максимальным за последние четыре года.

Отказались поддерживать Путина на грядущих выборах 15% респондентов, еще 11% затруднились ответить на вопрос. Тут же приводится ссылка на то, что по итогам октябрьского опроса деятельность Владимира Путина одобряли 89,9%. Понятно, можно рассуждать о падении рейтингов на фоне кризиса. Но хочется пару слов сказать о другом. Примерно в эти же дни появился еще один вопрос, согласно которому треть россиян хотят видеть на посту президента страны женщину. Треть – это 33%. Как всё это совместить? Или дело в умении правильно задавать нужный вопрос?

Но есть и еще один свежий опрос от того же Всероссийского центра изучения общественного мнения. Почти половина россиян считает, что в случае увольнения достаточно легко сможет найти себе место не хуже. «Каждый второй (49%) уверен, что в случае увольнения достаточно легко или, приложив небольшие усилия, сможет найти себе место не хуже», – говорится в релизе ВЦИОМ. Интересный случай. Сам по себе результат опроса являет собой образчик пропаганды, направленный на то, чтобы вселить в россиян уверенность, что нынешний кризис – пустяки, что на рынке труда ничего страшного не происходит, хотя министерство труда сообщает о росте безработицы и неполной трудовой занятости. С другой стороны, можно предположить, что опрос отражает реальные мнения россиян. Тогда получается, что пропаганда достигла своей цели, и народ в массе своей пребывает в неведении. То есть в одном опросе мы можем видеть и способ пропаганды, и результат ее воздействия. Такой заколдованный круг.

В самом начале этих заметок мы говорили о том, что не так важно, когда произошло событие, важно, как его использовали в пропагандистских целях. 27 февраля в годовщину убийства Бориса Немцова в Москве состоялся марш его памяти. Московское ГУВД поспешило распространить релиз, а госСМИ его растиражировать, что в марше приняло участие семь тысяч человек. Хотя по рассказам участников людей было более тридцати тысяч, а по данным организации MobCounter, считавшей людей у пропускных рамок, 25 тысяч. Что же такое тот релиз в официальных СМИ как не пропаганда, стремящаяся доказать, что протестующих было совсем мало? И так происходит не только в Москве. Помню, когда в Саратове у консерватории состоялся митинг-концерт, на него пришло около двух тысяч человек: методика подсчета по площади – человек на квадратный метр. Митинг еще продолжался, когда ГУВД области распространило релиз о том, что перед консерваторией собралось пятьсот человек. Тогдашний начальник пресс-службы ведомства на площади по долгу службы на митинге был, и я спросил его:

– Как же вы считали, видно же, что наврали?

– Как надо, так и считали, – ответил мне подполковник.

Как надо, так и считают. Неважно, что – людей на площади или проценты в соц­опросе. Как надо, так и показывают, рассказывают и пишут.

Кому «так надо» – понятно. Ясно, что не вам с нами.