Обещательный процесс
Все выборы без исключения сопровождаются огромным потоком обещаний, который щедро проливается на головы электората. К сожалению, процент исполнения всех обещаний, данных в ходе избирательной кампании, ничтожно мал. Более того, часть даваемых в ходе предвыборной агитации обещаний неисполняемы по определению.
Увеличить пенсии всем и вся, привести в порядок все без исключения дороги, отремонтировать абсолютно все дворы, установить повсеместно детские площадки, поднять до небывалых высот зарплаты учителям и врачам, помочь российскому товаропроизводителю, не допустить перекупщиков в села и деревни и так далее. Почти все помнят, что всё это уже обещалось неоднократно. Были и еще более экзотичные обещания типа обеспечения каждой семьи отдельной квартирой и построения коммунизма в отдельно взятой стране в 1980 году. Что тоже, понятно, чистой воды фантазии. Или, чего греха таить, предвыборный блеф. Вообще выборы, по большому счету, чистой воды обещательный процесс.
Но этот самый обещательный процесс хорош, когда он случается не очень часто. Чтобы обманутый очередной раз электорат мог стряхнуть с ушей лапшу и подзабыть о данных ему обещаниях.
А если выборы случаются ежегодно?
Тогда начинаются проблемы. И в первую очередь у обещающих.
Посчитаем
Итак, 18 сентября года нынешнего у нас состоятся выборы в Госдуму седьмого созыва. Это раз. Два: выборы в Саратовскую городскую думу пятого созыва. Три: в представительные собрания трех ЗАТО, восьми муниципальных районов и 146 муниципальных образований области. Получается 159 выборов.
В 2017 году по плану выборы в Саратовскую областную думу шестого созыва и выборы губернатора Саратовской области. Наверняка есть еще выборы в представительные собрания муниципальных районов и муниципальных образований, которым несть числа.
Ну а в 2018 году весь российский народ в едином порыве выберет президента страны.
Понятно, что всем многочисленным депутатам надо что-то говорить своим избирателям. Сегодня мы не будем говорить о выборах в представительные собрания муниципальных образований – там своя специфика. А подумаем, как должны будут выкручиваться кандидаты в «большие» думы.
Начало положено
Как правило, все без исключения кандидаты в депутаты критикуют нерадивую исполнительную власть. Это такая традиция: пчелы выступают против меда, чтобы потом беспрепятственно им наслаждаться. А еще все без исключения кандидаты обещают улучшить, усовершенствовать, разобраться, облагородить.
Отдельной строкой в этих обещаниях стоит социальная составляющая – кандидаты обещают отремонтировать клуб. Тут возможны варианты: купить костюмы, музыкальные установки, баян, видеомагнитофон, наконец, или кинопроектор (да здравствует Александр Соломонович Ландо!). Короче, все силы кинуть на помощь главного досугового центра села.
Следующий и тоже весьма значимый пункт – здравоохранение: надо открыть (оснастить) фельдшерско-акушерские пункты, привлечь квалифицированные кадры в центральные районные больницы или, на самый крайний случай, организовать регулярные медосмотры населения и завоз лекарств первой необходимости в отдаленные населенные пункты.
Еще одна важная для обещательного цикла позиция – спорт. В каждый двор – футбольное поле, в каждое село – физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК с бассейном), у каждого подъезда – турник.
Дальше идут детские площадки, забойные цеха, дороги, орошение, водоснабжение, рынки, цены, ярмарки так далее и тому подобное. А еще дороги, дороги и еще раз дороги, которые отремонтируют, починят, проложат и так далее.
Не секрет, что все эти райские кущи избирателю гарантируют в случае избрания кандидата имярек в представительное собрание того или иного уровня.
Но, и это тоже не секрет, избиратель у нас пошел ушлый, и на голое слово его не возьмешь. Нужно материальное подтверждение обещаний. Желательно накануне дня голосования: память на добрые дела у народа короткая.
То есть нужно ремонтировать, строить, планировать, пускать в строй или на худой конец перерезать ленточки у закладного камня. И обещать, что вот тут в ближайшие три года непременно будет город. Или сад. (Город-сад разом – это будет чересчур, не поверят.)
Понятное дело, что сдерживать обещания – это в планы кандидатов не входит. Главное – положить начало и изобразить старт новой жизни при самом замечательном кандидате всех времен и народов.
И это понимают все. В первую очередь те, кто избирается в нынешнем сентябре. Во вторую те, кто будет избираться на следующий год.
И даже избиратель начинает понимать это. Но дозреет он чуть позже, примерно через полгода. И аккурат накануне следующей избирательно-обещательной кампании.
Когнитивный диссонанс
Теперь на примере предвыборной программы ЕР в Госдуму-2011 посмотрим, насколько был близким к реальности обещательный процесс пять лет назад.
Курсивом выделены выдержки из программы партии ЕР в 2011 году.
«Мы будем создавать условия для того, чтобы в школу пришла работать молодёжь». Средний возраст педагогов в регионе – 45 лет. Это из доклада министра образования области Марины Епифановой.
«За 5 лет мы должны построить в России не менее 1 тысячи новых школ, и за эти же 5 лет у нас не должно остаться ни одной школы в аварийном состоянии». 2 марта 2016 года, http://stroysar.ru/. В Саратове из-за «аварийного состояния» может закрыться школа-интернат для глухих.
«Детские сады – без очередей. В ближайшие несколько лет надо снять проблему нехватки мест в детских садах». 19.08.2015 года, http://sarinform.com/. В Саратовской области на очереди в детские сады стоят 785 детей. Об этом на встрече с журналистами сообщила министр образования региона Марина Епифанова. Идет речь об актуальной очереди детей в возрасте от трех до семи лет. В возрасте от нуля до трех лет очередь составляет около двух тысяч человек.
«Качественное здравоохранение. Реальные изменения в отечественном здравоохранении – должны чувствовать сами граждане России. Особую поддержку – сельской медицине». Про оптимизацию медицинских учреждений области, очереди в поликлиниках, «типа» бесплатное здравоохранение и так далее, думается, рассказывать не надо. Все мы, к сожалению, болеем. Болеют наши старики и дети. О не самом радужном состоянии регионального здравоохранения и о его еще менее благостных перспективах мы писали неоднократно. А практически каждый житель регион сталкивался самостоятельно с «прелестями» медицинского обслуживания.
«Доступное жильё – для каждой российской семьи. К 2016 году предстоит практически удвоить объём жилищного строительства. Уже в ближайшее время вслед за снижением инфляции, намерены обеспечить дальнейшее снижение годовых ставок по ипотечным кредитам. Мы предусмотрим специальную ипотеку для молодых учителей – с пониженной ставкой и минимальным первоначальным взносом. Проблемы с проектом «Учительский дом» в Саратовской области впервые были озвучены в мае 2013 года, когда депутаты областной думы признали, что партийный проект полностью провален. Было официально заявлено, что в списках желающих участвовать в проекте значилось примерно 240 человек, но фактически вступили в уже созданный ЖСК, который так и назвали – «Учительский дом», только 45 граждан. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2782286.
«Как и было запланировано, мы обеспечим жильем всех участников Великой Отечественной войны». Замминистра строительства и ЖКХ сообщила, что в области еще 63 ветерана состоят на учете. «На следующий год поступит финансирование – будем обеспечивать», – отметила она. 16.11.2015 года, http://nversia.ru.
Там, в программе есть еще про достойные зарплаты, индексацию пенсий, сдерживание инфляции, поддержку предпринимательства, расцвет сельского хозяйства. Короче все, чего на самом деле нет.
Программа депутатов ЕР в областную думу была калькой федерального документа, слегка адаптированной к местным реалиям. Но об исполнении обеих программ говорить сложно.
Впрочем, чего греха таить, документы составлены грамотно, и если не вчитываться в каждую строчку, то можно и поверить, что партия не только обещает, но и что-то делает.
Потому что аварийные школы ликвидированы как класс – где-то приведены в божеский вид, где-то закрыты как малокомплектные, зарплаты работникам бюджетной сферы повышены (да здравствуют майские указы 2012 года президента Путина и пресловутая дорожная карта). Но какой ценой всё это произошло? В этом случае количество никак не заменяет качество.
Это же можно сказать о срочно и повсеместно возведенных ФОКах и установленных ФАПах.
И в отчетах всё смотрится красиво. Но поговорим о будущем.
Чтоб не пропасть поодиночке
Как уже говорилось выше, мы в преддверии большой выборной волны. Каждый год электорату придется определяться. В этом году с депутатами Госдумы, в следующем – с губернатором и областными депутатами, в 2018-м – будем голосовать за президента.
Нет, мнение избирателей уже давно никого не интересует, но лицо перед электоратом тем не менее держать надо. А еще дикий запад, перед которым тоже вроде как надо соблюдать приличия и видимость демократических выборов. Потому предположим, что выборы у нас почти что настоящие. И кандидатам в депутаты надо что-то делать, чтобы получить голоса избирателей.
Итак, предположим, что за депутата в Госдуму N кинулся агитировать депутат облдумы К. И вдруг выясняется, что депутата К избиратели уже три года не видели, а тех, кто решил прорваться на прием, погнали оттуда поганой метлой. Будет ли польза кандидату в Госдуму? Безусловно, нет.
Другой вариант. За кандидата N агитирует областной депутат К, которого избиратели любят как родного. Господина N избирают в Госдуму, но он весело и задорно плюет на свои обещания, а на избирателей и подавно. Что должен говорить своим избирателям господин К, которому через год идти в облдуму? Что он своих доверчивых избирателей обманул? Тогда какая ему вера? Опять беда.
А уж если в этой пищевой цепочке задействовать депутатов более низкого административного уровня, то может случиться полная неразбериха.
Само собой, напрашивается вывод: депутаты всех уровней должны действовать в унисон. Например, пообещал кандидат N в этом году водокачку, депутат облдумы К за него поручился. Значит, за год работы N как минимум обязан еще пару раз вспомнить об этой водокачке, а К должен регулярно упоминать, что у N водокачка на контроле аж в самой Госдуме...
И к этому трепетному дуэту следует присоединиться кандидату в губернаторы – вспоминать добрым словом госдепа N, хвалить команду, куда входит кандидат в облдуму К, с придыханием вспоминать президента, который – наше всё, и рассказывать про водокачку. Ну и так далее.
По логике вещей так должны делать все кандидаты и депутаты ЕР всех уровней представительной власти. То есть должна быть составлена большая сквозная трехлетняя выборная программа партии власти.
Но этого, понятное дело, нет.
Каждый сам за себя
Что мы имеем на сегодняшний день? Кандидаты в депутаты Госдумы более или менее старательно окучивают свои округа. Но кто из внимательных наблюдателей слышал, чтобы о Николае Васильевиче или Василии Юрьевиче в паблике говорили добрые слова депутаты областной думы?
Ладно, если сложно выступать в СМИ, то, может быть, имеет смысл встречаться с общими избирателями? Тоже ничего подобного. Потому как облдепы опасаются, что нынешние кандидаты раздадут все обещания, откроют все объекты и перережут все ленточки, а на их долю ничего не останется. Более того, не останется и денег, чтобы установить детские площадки или на худой конец футбольные ворота, не говоря уже о более масштабных и социально значимых объектах.
А еще есть подозрение, что будущие кандидаты всерьез опасаются, что не сдержанные будущими госдепами обещания (а кто вспоминает о предвыборных программах в межвыборный сезон?) усложнят процесс общения с избирателями. Потому как он, этот процесс, пока еще неизбежен.
Так оно и получается, что каждый сам по себе, каждый сам за себя. А остальное – далеко на втором плане...