Распутица и сопутствующие факторы
Жители города попадают в ямы и посвящают им свои фотоколлажи. Партия власти запускает горячую линию для приема дорожных жалоб. Чиновники в недоумении, где достать обещанный миллиард рублей на ремонт саратовских дорог. А эксперты объясняют, почему с дорогами нам так не везет.
«Лучше бы дороги сделали!»
Удручающее состояние дорог по весне заметили все, а многим пришлось его на себе почувствовать. Автобусы и маршрутки регулярно попадают в ямы колесами, а автомобили (как, например, Hyundai Sonata на Большой Затонской) влетают в провалы на проезжей части наполовину. Одинаково любимые дорожные ямы и чиновники стали предметом народного творчества, изображенные на многочисленных фотоколлажах в социальных сетях. Фраза «лучше бы дороги сделали» будто бы по инерции сопровождает все сводки с дорожного фронта. И даже те записи, где сообщается о проведении ямочного ремонта.
Конечно, не заметить работу областных и городских властей жители Саратова не могли. В социальных сетях и на сайтах информагентств регулярно публикуются свидетельства очевидцев, как на том или ином дорожном участке дорожники заливают асфальтобетон прямо на лужи и снег, «реставрируют» ямы кирпичом, засыпают их грунтом, помечают мусором.
Апогеем народного возмущения стало известие о планах покупки вертолета с гардеробом и биотуалетом для нужд губернатора на сумму три миллиона рублей. Негодование народа вылилось в поддержку петиции с требованием отставки саратовского правительства, виновного в «сплошной разрухе» «дорог, больниц, домов, канализаций». На данный момент ее подписали почти 9 тысяч человек.
Уставшие спотыкаться
Любой социальный конфликт может быть взять на вооружение теми или иными политическими силами, для того чтобы привлечь на свою сторону электорат и заработать политические очки. Интересно, что демонстрируют солидарность с народным возмущением состоянием дорог в нашей области именно те политические структуры, которые имеют к дорогам и власти не самое последнее отношение.
Например, разгорячилось региональное отделение партии «Единая Россия» – в смысле открыло горячую линию по вопросам состояния и качества ремонта дорог. Конечно же, люди в главной партии страны осознают, что «плохие дороги – одна из основных причин ДТП», а виноваты в этом... Дорожники, и только они! «Недобросовестная работа дорожников, к сожалению, нередкое явление. Важно помнить, что грамотно отремонтированный участок прослужит долго и поможет не только сохранить автомобили граждан в надлежащем состоянии, но и предотвратить многочисленные аварийные ситуации», – уверен координатор партийного проекта «Безопасные дороги» Олег Черняев.
В «Общероссийском народном фронте», можно сказать, собрались какие-то пессимисты – их проект называется «Убитые дороги».
Совсем беспокойно ведет себя в первые дни весны местный штаб «Молодой гвардии ЕР». 9 марта они прокатились на телеге по улице Огородной. На запряженную лошадь был прикреплен плакат с надписью: «Устала спотыкаться, хочу хорошие дороги!» На кого катят телегу молодогвардейцы, они сами так и не поняли, но это и не важно, главное – обратить внимание общества на столь незаметную для общества проблему. Но пусть молодогвардейцы и не задаются вопросом, кто виноват, зато они знают, что делать: привлекать студентов к ремонту дорог во время их практики. Такое предложение высказал во время акции координатор «МГЕР» в ПФО Иван Дзюбан, а представитель областного минтранса Геннадий Булгаков обещал над этим подумать.
А популярное информагентство «Взгляд-инфо» открыло новый интерактивный проект «Большая яма». Акцию поддержал глава администрации Саратова Валерий Сараев, член областной общественной палаты Евгений Лузановский уже назвал ее совместным с ОП проектом, и вообще не нашлось властной головы, которая бы не поддержала столь праведное дело. «На сайте Сарвзгляда правильно написано, что проект «Большая яма» проходит при поддержке партии «Единая Россия». Сразу ясно, кого за ямы благодарить. И за большие, и за малые», – заметил один комментатор форума.
«Но все-таки власти не бездействуют!»
«Но все-таки власти Саратова не бездействуют, и в ночное время ведется работа на дрогах» – в этом месте нужно процитировать молодого общественника Евгения Лузановского. В первой части своей записи на сайте «Взгляд-инфо» он перечисляет заторы, мелкие и крупные ДТП, сходящие «вместе со снегом с наших улиц дороги». А потом делает замысловатый кульбит и рассказывает о слаженной работе областных и городских властей, общественной палаты и всего гражданского общества.
На ремонт дорог Саратова запланировано потратить 1 миллиард рублей, которые нужно для начала найти. Со стороны области на эти цели поступило лишь 100 миллионов, то есть в десять раз меньше необходимой суммы. Губернатор Валерий Радаев на встрече с президентом 4 февраля этого года пообещал уделить должное внимание дорогам. Однако больше половины саратовцев уверены, что он обманул президента, еще 31 процент думают, что Радаев сам не знает, что будет с саратовскими дорогами. В этом признались читатели ИА «Свободные новости», поучаствовавшие в опросе.
Тем временем глава городской администрации Валерий Сараев обещает до 10 апреля залатать основные ямы на городских магистралях и обеспечить безаварийный проезд. Он рассказал, что на данный момент дороги ремонтируются литым асфальтом, а с наступлением тепла перейдут на технологию горячей мелкозернистой асфальтовой смеси.
Приоритет, по словам сити-менеджера, отдаётся центральным магистралям и въездам в город. Целые проспекты и небольшие улицы в центре города стараются не выделять и одаривать одинаковым вниманием. «В минувшую ночь 2 ремонтные бригады были заняты на ул. Соколовогорской, еще 2 – на ул. Соколовая на отрезке от Мурманского пр. до ул. Университетской. По одной бригаде работало на проспекте им. 50 лет Октября, а также на ул. им. Григорьева от ул. им. Некрасова до ул. Соборной», – сообщает пресс-служба городской администрации 11 марта.
Причин много, следствие одно
Как говорят эксперты, какого-то одного ответа, кто виноват в тяжелой ситуации с саратовскими дорогами, нет. Причин множество, они взаимосвязаны между собой, и возглавляет их список тотальное недофинансирование.
«Проблеме не один год, а столько, сколько лет мы укладываем дороги асфальтом. Если сейчас по области за год не строят ни одного километра дорог, то это нормально. А в советское время мы ежегодно строили 400 километров дорог и 1200 километров ремонтировали», – вспоминает Олег Распоров, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, который в 80–90-е годы занимал должность заместителя председателя дорожного комитета области.
В этом году ситуация усугубилась ранней весной и частыми переходами температуры через ноль. «Когда при плюсовой температуре в трещины на дорожной одежде попадает влага и при нуле она замерзает, вы знаете, что бывает. Лёд рвет всё. Поэтому именно по весне у нас такие катаклизмы», – объясняет Олег Распоров.
Эксперт указывает также, что несоблюдение нормативных сроков проведения дорожного ремонта чревато тяжелыми последствиями: «Есть стандарты, установленные Министерством транспорта, согласно которым срок службы дорожного покрытия 4–5 лет, после чего нужно делать планово-предупредительный ремонт в целях предотвращения появления ям. Верхний слой дорожного покрытия (слой износа) снимают и кладут другой. И каждые 12 лет нужно производить капитальный ремонт».
То, что периодичность выполнения ремонтных работ не соблюдаются, подтвердил на прошлой неделе глава города Олег Грищенко: «Вот уже третий год Саратов не может себе позволить выделять значительные средства на дорожный ремонт. Получается, время идет, дороги изнашиваются, а межремонтные сроки не соблюдаются. А это, как я не раз информировал областную власть, может привести к накоплению так называемого «недоремонта» и крайнему ухудшению состояния дорожного полотна, угрожающему безопасности дорожного движения. К сожалению, в итоге это и произошло, о чем свидетельствуют сегодня многочисленные жалобы саратовцев».
Доктор технических наук, профессор, главный эксперт ФАУ «РОСДОРНИИ», председатель Поволжского отделения Российской академии транспорта Андрей Кочетков отмечает в числе прочих проблему забюрократизированности конкурсных процедур на выполнение ремонтных работ: «Особенно в прошлом году было замечено, что дорожники просто упускают время на ремонт, из-за чего объем работ возрастает многократно. Мне кажется, вопрос именно в законодательстве, в системе проведения торгов, и он вполне решаем. Быть может, те работы, которые закладываются в планово-предупредительный ремонт, должны проходить в рамках затрат на содержание улиц? Это бы значительно ускорило дорожные работы».
Что касается самой технологии ямочного ремонта, которая применяется на дорогах Саратова, эксперты в целом одобряют ее. «Литой асфальтобетон укладывается при собственной температуре 200 градусов, и его теплофизические способности достаточны, чтобы вытеснить остаток воды. Но, конечно, дорожникам нужно пытаться хотя бы минимально очистить яму от влаги. Есть подозрение, что рабочие бесконтрольно кидают литой асфальт буквально в снег, считая, что его не надо счищать. Но сама технология в целом совершенно удовлетворительная и соответствует нормативным требованиям», – высказался Андрей Кочетков.
Еще одна из причин неудовлетворительного качества ремонта дорог, на которую указали специалисты в сфере дорожного строительства, – это недостаточный контроль проведенных исполнителем ремонтных работ. Ученые выражают сожаление, что к ним не поступают от заказчиков заявки на экспертизу качества дорожных работ.
[кстати сказать] Олег Распоров, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта: ЛИТОЙ АСФАЛЬТ ОБЛАДАЕТ МАССОЙ ПРЕИМУЩЕСТВ Как быть и что делать? Мы ломали над этим голову еще в советские времена. Соблюсти технологию в этот весенний период практически невозможно: куда вы воду денете, когда тает снег? Если за городом система водоотвода построена так, что вся вода уходит с дороги, то в городе – на дорогу, а на дорогах должны быть ливневые канализации. Поэтому утром СМИ нам показывают, как много ям, что туда попала машина, и у нее отвалились колеса, а вечером нам показывают, как дорожники нарушают технологии – в эту яму кладут асфальт. И единственным выходом из этой ситуации стал литой асфальт, который способен вымещать влагу. Вообще действует правило – ремонтировать дорожное покрытие тем же материалом, который уложен. Как говорится, в крепдешиновое платье заплатку из хлопка не вставишь. Исключение – этот самый литой асфальтобетон, который совместим с любыми материалами. Он не требователен к погодным условиям, долговечен, единственное ограничение при проведении работ – это температура ниже минус 10 градусов и осадки. Литой асфальтобен удобен также потому, что при укладке используются специальные термос-бункеры – «кохеры»: на месте готовят материал и там же его используют. Другими словами, это асфальтобетонный завод на колесах. В целом литой асфальт обладает массой преимуществ. Наилучшим является литой полимерасфальтобетон с битумом, модифицированными добавками полимеров, но он очень дорог. На мосту Пристанном мы впервые применили этот дорожно-строительный материал. Асфальт делали финны на своем оборудовании, а потом они объяснили нам, где закупить технику, обучили людей, передали технологию. Как результат – на пристанском мосту полимерасфальтобетон служит вот уже 16 лет, хотя при такой интенсивности движения верхний слой дорожного покрытия должен был стоять около 5 лет. Хотелось бы отметить, что литой асфальт с модифицируемым битумом ввиду его дороговизны не следует применять при ямочном ремонте на тех участках дорог, где в текущем году планируется замена асфальтового покрытия. В таких случаях уместнее использовать щебень с пропиткой битумом или минеральный бетон. Эти материалы гораздо дешевле и позволяют выполнить работы по ямочному ремонту значительно быстрее, что очень важно. |