И ограда, сделанная Гагариным

Оценить
Культурная неделя Саратова была полна событий

Когда в течение недели отмечают Международный женский день и Масленицу, культурные события, не при­уроченные к праздникам, как-то теряются из виду. Но никуда на самом деле не исчезают.

Котики и колхозники

В Доме-музее Павла Кузнецова 9 марта прошел финисаж (торжественное закрытие выставки) «Сны русских котов, или Главная тайна русского леса» Александра Гнутова-Баюна. Интервью с этим импозантным художником, чьи картины умело мимикрируют под лубок, выходило в нашей газете пару лет назад. Тогда он постоянно рассуждал о непродуктивности агрессии и о восприятии своего творчества не совсем как живописи. Отчасти это он продолжил делать и на финисаже. С присущей ему иронией.

Например, на одной из картин изображена белка, «король зверьков пушистых, отвергнутый от мира, он осознал безнадежность этого мира, и вот смотрит в бесконечные глубины вселенной, изредка взбадривая себя грибами, так сказать, для четкости видения. Балуется шампиньонами. Такой зверек, который любит грибной суп». Забавные формулировки, не правда ли? По соседству с этой картиной изображение Уробороса (свернувшийся в кольцо мифический змей, кусающий себя за хвост), которое Гнутов рисовал, представляя кабинет директора колхоза, над головой которого висел тот же самый портрет Уробороса. А стоявшие рядом комбайнеры посматривали на него и докладывали об успехах.

Не менее иронично Гнутов (Баюн – это псевдоним) поведал и о своих взглядах. Мол, коренной перелом сознания произошел после того, как он услышал «Гражданскую оборону», хоть об этом и стыдно признаваться в XXI веке. В тот момент он понял, что мир состоит из множества параллельных реальностей – как бытовых профанических, так и волшебных альтернативных. И надо было из первых как-то перебраться во вторые, а для того чтобы этот переход состоялся, надо разрушить старую реальность, чтобы от нее не осталось камня на камне, «мир заводов, тринадцатых зарплат должен быть уничтожен, как КПСС». Во всяком случае такой радикальный подход был во времена молодости. А потом уже выяснилось, что здоровье не то и что агрессия и разрушение вообще непродуктивны, так что надо сражаться за красоту.

Поскольку в названии выставки фигурировали коты и лес, то Александр часто рассказывал о символическом значении животных на его картинах: львы, например, выражают духовный поиск, волки, которых он не любит, но часто тем не менее рисует, – это коллективное сознание, с них русские воины и брали пример работы в команде. Куда ближе Гнутову медведь – зверь-одиночка, иррациональное, в общем-то, существо, как и Кот-Баюн. Нередко эти животные высовывают языки – таким образом подчеркивается кураж. «Смысл архаического искусства в том, что он моментально транслирует состояние изображаемого объекта. В искусстве современном этого нет – это очень холодные сдержанные образы».

Всё-таки 80

Когда мероприятие позиционируется как круглый стол, то на самом деле может быть что угодно. Например, в Институте развития образования 11 марта под круглым столом «Саратовский край: от истоков к современности» подразумевалась скорее научная конференция с восемью докладами. Несложно догадаться, что мероприятие было приурочено к юбилею области. Однако, к счастью, конференция оказалась довольно интересной и обошлась без неприятного флера ура-патриотизма.

Первый доклад читал Михаил Булычев, доцент кафедры отечественной истории и историографии Института истории и международных отношений СГУ. Его «По страницам истории земли Саратовской...» стал кратким экскурсом истории края – от замысла до ранних советских лет. По пути Михаил Владимирович немного «прошелся» по празднованию в 1997 году 200-летия Саратовской губернии: «Возможно, кто-то математику знает не очень точно, но если 1781 год брать за дату, когда была образована губерния, то при прибавлении 200 сколько получится? 1981 год. Но это была цифра советского времени, и она пролетала. А Дмитрий Федорович Аяцков решил отметить юбилей. Повсюду висели баннеры, выпускались конверты, висели карты, но абсолютно другие карты. И это было, конечно, не 200-летие Саратовской губернии, а 200 лет восстановления Саратовской губернии – не такой уж большой праздник». Логично, что раз Булычев сам завел речь об использовании дат, то ему задали вопрос о том, стоит ли говорить о 80-летии Саратовской области, учитывая, что она не соответствовала нынешним границам, да и вообще потеряла ряд территорий, в частности вышла Республика Немцев Поволжья? Булычев считает, что да. Несмотря на то что территория менялась, это всё равно была история области.

Большое обсуждение вызвал доклад доцента кафедры гуманитарного и эстетического образования Института развития образования Владимира Петровича «История Саратовского Поволжья: от замысла – к воплощению». Доклад его, однако, был посвящен не непосредственно Саратовскому Поволжью, а учебнику по его истории. Он стал одним из авторов этого издания. Сам учебник пока еще только готовится к появлению в школах: как водится, в порядках эксперимента он сначала был опробован в нескольких заведениях Саратова и области, а его дальнейшая судьба решится уже в этом году. Пробный тираж – тысяча экземпляров.

Может возникнуть вопрос: а почему учебник по региональной истории позиционируется как учебник Саратовского Поволжья, а не области, губернии или края? Ответ лежит в самом вопросе: в силу того что границы неоднократно менялись, и приходится брать некую обобщенную Саратовскую землю. Как сказал Владимир Глебович, у саратовского учебника будет и своя специфика в силу особенностей исторического развития области. Например, тема «Республика Немцев Поволжья как исторический феномен на территории Саратовского Поволжья». Большое внимание уделено не только политике, но также религии и культуре нашего края, можно встретить не только рассказы о крупных процессах, но даже истории отдельных личностей с любопытной судьбой. Значительная часть источников, к слову, впервые введена в исторический оборот.

Не менее интересным был доклад старшего научного сотрудника кафедры гуманитарного и эстетического образования Института развития образования Татьяны Колгановой «Ю. А. Гагарин: дорога в космос» – довольно подробная биография первого космонавта. Вопросов доклад прогнозируемо не вызвал (а о чем можно спрашивать?), только Булычев заметил, что ограда театра драмы была изготовлена как раз той группой, в которой учился Юрий Алексеевич, так что и его труд там присутствует.

In Memoriam

В 2009 году ушла из жизни Наталья Александровна Колосова – филолог, историк культуры, доцент СГУ. Она публиковала свои работы в жанре документальной прозы в саратовской периодике и в литературных журналах. Сейчас ее сочинения впервые собраны под одной обложкой – книги «Провинция без моря: Мифы и судьбы города С.». Книга издана родственниками Колосовой – филологической династией Музалевских, которые и провели презентацию 11 марта в областной научной библиотеке. Впрочем, как подчеркнул главный составитель Евгений Михайлович Музалевский, супруг Колосовой, книга состоялась во многом благодаря победе в конкурсе правительства области на издание социально значимой литературы.

Осознание того, что все эти материалы могут когда-то быть изданы под одной обложкой, пришло самой Колосовой только в конце жизни. Тогда и началась работа над книгой. Само издание вышло ограниченным тиражом, сейчас идет работа над допечаткой – интерес у публики есть.

В книгу вышли самые разнообразные материалы: документальные повести о знакомых и незнакомых автору людях, о человеческих судьбах и взаимоотношениях, интервью и записи воспоминаний саратовской интеллигенции, эссе о культурной и символической географии Саратова. Когда Евгения Музалевского спросили, зачем в названии Саратов скрыт под буквой «С.», если это очевидно, Евгений Михайлович ответил что книга не только про Саратов, и он вызывал интерес у Колосовой как точка на карте большего масштаба, чем региональная. Его сын, Максим Музалевский, заметил, что благодаря этому названию создается интересная двойственность: «С.» отсылает к «городу N.», т. е. к типичному русскому городу, но при этом и указывает, что это все-таки не какой угодно город, а Саратов.

Надо заметить, что изначально книга планировалась в несколько ином виде, но участие в конкурсе внесло свои коррективы и заставило сосредоточить внимание на краеведческих моментах. Та часть, которая осталась неопубликованной, ждет своего часа.