Хельсинки-на-Волге
«Когда я был маленьким, я всё время думал, что власть плохо работает: дороги плохие, в квартирах то жарко, то холодно, то воды нет, парки не устроены. Да много всего. Одни проблемы. Когда я пришел работать в город и сам лично столкнулся с этими проблемами, я понял, что не так всё легко и просто, как думают обычные горожане, которые никогда не сталкивались с теми проблемами, с которыми сталкивается власть и получает одни упреки», – с таких слов начал свою речь глава Саратова Олег Грищенко на расширенном заседании коллегии в минувшую пятницу, где подводили итоги деятельности городских властей за 2015 год и ставили задачи на 2016 год. Результаты, как стоило ожидать, скромные, а планы – грандиозные.
Несмазанные достижения
Прошлый год был непростым, признаёт глава администрации Саратова Валерий Сараев, который монотонно изложил в своем долгом докладе основные показатели социально-экономического развития регионального центра. Но власти работают на благо народа. Народ это ценит, а точнее оценивает, и направил в прошлом году 24 тысячи обращений в городские органы власти, что на четверть больше, чем в прошлом году. Тематика жалоб традиционна: ЖКХ – более 45%, благоустройство – более 26%, вопросы землепользования – более 13%. Городские власти вроде бы рады такой обратной связи, но тем не менее понимают, «что обращения идут не от хорошей жизни».
Доля аварийного жилья сегодня стала высокой в Приволжском федеральном округе. В 2016 году для покупки 1500 квартир необходимо 1,752 млрд рублей. Эти деньги, по словам главы администрации, можно получить только за счет бюджетного кредита и его последующего списания в 2017 году.
В сентябре прошлого года администрация города получила право сносить самовольные постройки в зонах особого пользования, полосе отвода инженерных сетей и намерена этим правом активно пользоваться. К таким полномочиям администрация стремилась давно. «Это Москва, наверно, взяла с нас пример», – оторвавшись от чтения доклада, добавил от себя Валерий Сараев.
«Состояние уличной дорожной сети справедливо вызывает возмущение горожан, гостей города», – отметил также Валерий Сараев. Как известно, две трети городских дорог не соответствуют нормативному состоянию (67%). Губернатор назвал дороги проблемой «с большой бородой». «Денег как не хватало, так и не хватает. Возможности еще больше уменьшились. Чтобы не раскатывать асфальт по всей области тонким слоем, решили сконцентрироваться на дорогах Саратова и Энгельса», – сообщил Валерий Радаев.
Городской общественный транспорт переживает сейчас не лучшие времена, и поддержание его жизнеспособного состояния – «ежедневная цель». Выходом стала оптимизация штатной численности работников предприятия «Саратовгорэлектротранс» (а попросту увольнение), благодаря чему удалось уменьшить убытки на 20%.
Кстати, средняя зарплата по городу сложилась на уровне 27,6 рубля с ростом на 2,8%, с достоинством заявил Валерий Сараев. И это притом что официально установленный уровень инфляции в прошлом году составил 12,9%.
Особенное внимание депутата гордумы Александра Ванцова было обращено на зарплату учителей города, которая идет с разбросом от 14 до 24 тысяч рублей. «Но с учетом того, что покупательская способность уменьшилась, эта заработная плата, я считаю, недостойна наших учителей. Тем более что Владимир Владимирович Путин об этом вопрос задавал Валерию Васильевичу на последней встрече. Что мы с вами можем сделать?» – адресовал он вопрос заместителю главы администрации по социальной сфере Наталье Обреже. Замглавы ответила, все нормативы по зарплате выполняются, она стабильная, достойная, выплачивается своевременно. А губернатор Валерий Радаев велел вспомнить 2007 год, когда зарплата учителей была 7 тысяч рублей. «А сейчас она выросла в три раза!» – радуется губернатор такому росту за 9 лет. Как будто инфляция всё это время стояла на месте и с ужасом наблюдала за растущей учительской зарплатой.
Но самые главные цифры, объясняющие всё, касаются налогов: в прошлом году их было собрано 86 млрд рублей, из них в местный бюджет поступило 5 млрд (около 6%). Объем муниципального долга – 5,5 млрд рублей.
«Местная власть зависит от приоритетов, которые считает нужными руководство страны. Основная часть уходит в федеральный центр, небольшая часть – в региональный бюджет (давайте не будем забывать, что город является донором многих муниципальных образований, у которых сегодня тоже есть проблемы). Наша задача – объяснять людям, в каких условиях приходится работать. Тепло, светло, транспорт ходит, работа есть – город живет, работает и развивается», – подчеркнул глава города Олег Грищенко.
Самым оптимистично настроенным среди присутствующих казался губернатор. «Нельзя свои достижения смазывать, – считает Валерий Васильевич. – Хотя бы по тем позициям, по которым у Саратова всегда были сильные стороны. Достижения надо свои выставлять, показывать. Это то будущее, которое сегодня формируется». Он привел несколько примеров для саратовской гордости: 20-е место по России в одном из рейтингов туристической привлекательности, 20-е место по игровым видам спорта, победы саратовских спортсменов, проведенный в Укеке фестиваль и т. д. Список недлинный. Но главное – себя поощрять и растить в себе маленького чемпиона.
А планов – громадьё
Несмотря ни на что городские власти ставят перед собой амбициозные планы на пути к процветанию родного города.
В общественном транспорте города планируется ввести единый электронный билет. «Мы знаем желания горожан увидеть новый подвижной состав, мы этим занимаемся», – добавил сити-менеджер, но не уточнял, когда эти желания воплотятся в жизнь. Он также сообщил: «Сейчас рассматривается вопрос создания третьего бюджетного учреждения в сфере благоустройства. Два не справляются, чтобы содержать город в нормативном состоянии».
Директор саратовского филиала ПАО «Т Плюс» Юрий Березин рассказал о планах по замене магистрального трубопровода на проспекте 50 лет Октября. При этом топ-менеджер успокоил присутствующих, что работы будут вестись в зеленой зоне, без перекрытия трасс. Всего на восстановление тепловой изоляции, строительство насосной станции на ТЭЦ-1 и переключение нагрузки от саратовской ГРЭС на ТЭЦ-5 уйдет 1 млрд рублей привлеченных инвестиций. До 2018 года компания собирается закрыть саратовскую ГРЭС как источник загрязнения, находящийся в центре города.
«Миллиард – это копейки с учетом ремонта теплотрасс и станций, – вмешался городской депутат Юрий Ерофеев. – ТЭЦ-5 не может всё принять по своей мощности. Вы всё на нее повесите? ТЭЦ-2 у нас старая станция, которая строилась под «Оргсинтез» и частично под жилые дома Заводского района». Юрий Березин ответил, что на ТЭЦ-5 работало два блока из четырех, и перевести нагрузку с Саратовской ГРЭС без создания дополнительных мощностей не составит труда.
Губернатор попросил рассказать подробно о проекте «Большой Саратов». «Саратов – это Хельсинки», – настоял Валерий Васильевич. «Да, в итоге это Хельсинки, – согласился Юрий Березин. – У нас тепловые потери доходят до 36%. Наша цель – сделать 4%. То, что есть в Хельсинки». Председатель общественной палаты области Александр Ландо заметил, что Хельсинки не имеют таких долгов перед поставщиками энергоресурсов. Юрий Березин выразил сожаление по поводу того, что потребители тепла в прошлом году нарастили задолженность на 500 миллионов рублей, в результате чего она превысила по Саратову 4 миллиарда рублей. Губернатор похвалил начинание (речь идет о Хельсинки, не о долгах) и напутствовал: «Они ставят для себя амбициозную задачу – создать модель теплоснабжения Российской Федерации. Модель! Но для этого нужно, чтобы у каждого гражданина появилось понимание, что у нас делается. Если человек почувствует улучшение в следующем году, все будут платить».
Особенно приятны на слух были слова заместителя главы администрации по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина. Он рассказал про разработку нового Генерального плана города и об «инвестиционно привлекательных территориях» и объектах, которые можно было бы на них возвести. Сформированы участки под многоуровневую парковку на Театральной площади, спортивно-развлекательный комплекс со строительством горнолыжных трасс на Соколовой горе, физкультурный комплекс с ледовым покрытием, автодорогу от поселка Жасминный до поселка Поливановка, детскую железную дорогу на территории парка Победы, новый городской парк на территории бывшего НИИ Юго-Востока и различные спортивные объекты. Всё это, по убеждению Андрея Гнусина, превратит город в «ядро агломерации». Осталось дело за малым – найти инвесторов, которые помогут воплотить мечты в реальность. Конкретно в 2016 году запланированы такие мероприятия, как «работа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата».
«Мы много говорим о развитии соцсферы, зарплатах, прожектах, которые ждут впереди, но забываем о деньгах. А я считаю, что нужно говорить о развитии фабрик, заводов на территории города, которые дадут большой толчок всему, что есть. Помните, как раньше? Сначала создавалось предприятие, которое строило вокруг себя всю необходимую инфраструктуру для своих работников», – заметил глава города Олег Грищенко.
Вот только как его, этого инвестора, заманить?