Праймериз и их анамнез

Оценить
Вопросы, возникающие при обдумывании системы предварительного голосования

Вот и началось это действо под названием «выборы в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации». Нет, волеизъявление народонаселения страны случится только в сентябре. А официальная избирательная кампания – агитация, газеты, встречи с избирателями и прочие газеты-листовки – начнется за три месяца до этой знаменательной даты. Если, конечно, срочно не поменяется законодательство и продолжительность кампании не продлят, как уже собираются увеличить избирательный фонд кандидатов. Но само выборное действо уже стартовало. Потому как 15 февраля начался прием заявлений на участие в праймериз – предварительном голосовании.

В его ходе будет произведен отбор настоящих кандидатов в депутаты Госдумы очередного, седьмого созыва. Да, говоря о праймериз, имеется в виду партия «Единая Россия», которая, собственно, и правит бал. Остальных, типа оппозиционеров, пустят в Госдуму строго по списку и с согласия и благословления нашего великого земляка Вячеслава Викторовича Володина.

Так что сегодня мы говорим исключительно о руководящей партии и ее кандидатах в кандидаты и кандидатах в депутаты следующего, седьмого созыва.

Спустя 10 дней с момента приема заявок на участие в праймериз на сайте ЕР Саратовской области значилось три человека, которые объявили о своем желании реализовывать новацию правящей партии. Впрочем, некое подобие праймериз уже случалось и ранее, но тогда был первый блин. Комом.

Итак, на 25 февраля для участия в праймериз по Саратовской области было зарегистрировано три человека: Ольга Баталина и Николай Панков, которых никому представлять не надо, и некая Татьяна Касаева – декан факультета экономической безопасности и таможенного дела местного эконома, 1979 года рождения, образование высшее, кандидат юридических наук. По всей России на 25 февраля было зарегистрировано всего 150 человек, желающих принять участие во внутрипартийном голосовании.

Безотносительные вопросы

В недрах «Единой России» был создан монументальный труд под названием «Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» на 15 листах. В Положении подробно расписано, кто может стать участником праймериз, какие документы необходимо подать, как проводится предварительное голосование и считаются голоса. Короче, всё-всё и очень подробно. Но вопросов остается не меньше.

Итак, вопрос первый. Где будет проходить предварительное голосование, сиречь праймериз? Где будут размещаться все эти счетные комиссии, сформированные региональным оргкомитетом? Куда будут приходить люди, чтобы отдать свой голос за понравившегося кандидата в кандидаты?

Потому как в Положении этот момент отсутствует напрочь. В пункте 2.30 говорится о формировании счетных комиссий, а в пункте 2.31 уже о подсчете голосов.

Нет, есть еще один дивный документ, который называется «Регламент предварительного голосования». И в нем есть раздел про участки. Например: «Счетные участки образуются в границах одномандатных избирательных округов», «...в каждом муниципальном районе и городском округе должно быть образовано не менее 15 процентов и не более 25 процентов счетных участков от общего количества избирательных участков в границах соответствующего муниципального района, городского округа», «Региональный организационный комитет устанавливает единую нумерацию счетных участков в пределах соответствующего одномандатного избирательного округа».

То есть в документах правящей партии написано всё-всё. Подробно учтены все мелочи и нюансы. За исключением одного: где будут размещаться счетные участки для проведения предварительного голосования?

Там, где обычно размещаются избирательные участки во время выборов, скажет неискушенный наблюдатель. А вот и нет. Праймериз – это партийное мероприятие. А втягивать в партийную деятельность школы запрещено законом. Вообще статья 9 федерального закона «О политических партиях» запрещает политическую деятельность в образовательных учреждениях и органах власти.

Короче, нет ответа на этот вопрос.

Личные вопросы

Теперь поговорим о кандидатах-одномандатниках. Не секрет, что у нас уже определены кандидаты от руководящей и направляющей по всем четырем одномандатным округам. Это, как известно, Николай Панков, Василий Максимов, Михаил Исаев и Олег Грищенко. Понятное дело, и они будут участвовать в предварительном голосовании. И, безусловно, победят. Если, конечно, не вмешается какая-нибудь политическая целесообразность или конфликт интересов. Но сегодня эти случаи мы не рассматриваем.

Опять же ни для кого не секрет, что все кандидаты, даже самовыдвиженцы-идеалисты, идут на выборы с сателлитом. Или дублером, это кому как нравится. Делается это для того, чтобы коварные соперники в последний момент не снялись в организованном (злыми силами, понятно) порядке с выборов. В этом случае выборы считаются безальтернативными и признаются несостоявшимися.

Для предотвращения подобных козней и назначается дублер. Который никакой работы не ведет, АПМ (агитационно-пропагандистские материалы) если и выпускает, то в пользу своего старшего товарища и так далее. Это процедура на выборах – как азбука.

Теперь вопрос: как, по какому принципу будет подбираться дублер? Как независимый кандидат? Тогда ему, а точнее основному кандидату, придется озаботиться сбором подписей. Дело хлопотное и затратное и по деньгам, и по трудовым ресурсам. Получается, нужен выдвиженец от парламентской партии. В нашем случае от ЕР. А там в кандидаты пускают после праймериз.

Получается, что дублер должен пройти процедуру предварительного голосования. Участвовать в дебатах и вообще быть подкованным, говорящим и так далее. И по логике мало чем отличаться от главного кандидата. Тогда могут возникнуть проблемы. Вдруг электорат, не разобравшись, проголосует не за того? Вдруг избиратели предпочтут брутальному мужчине, например, симпатичную неглупую даму? Что тогда? Аннулировать результаты праймериз? Подтасовывать результаты выборов? Сниматься дублеру после первого же экзитпола (если такое, конечно, возможно)?

Короче, опять нет ответа.

Персональные вопросы

Ну а теперь пройдемся по персоналиям. Потому что здесь тоже всё не очень ясно.

Есть подозрение, что в партийный список от ЕР войдут человек 12-15 единороссов. Видных и не очень. Пока – не очень. Вспомним Людмилу Бокову, скромную учительницу их районного центра. Кто знал о ней до праймериз на прошлых выборах? Но по разнарядке нужна была учительница, и нашлась Людмила Бокова. А теперь она уже и не депутат даже, а целый сенатор. Потому получается, что учительская вакансия в списке пока пустует.

Говорят, что по списку в Госдуму хочет опять пройти наш чудесный газорезчик Валерий Омельченко, который даже заявил об этом в СМИ. Правда было это осенью прошлого года, да и не особо искушен наш депутат-пролетарий в политических хитросплетениях. Но попытаться войти в список он может, поучаствовать в праймериз и даже дебатах – тоже. Тут, как говорится, съесть-то он съест, только кто ему даст. Впрочем, время покажет.

На сегодняшний день известна только одна кандидатура, которая со стопроцентной вероятностью пройдет в думу следующего созыва. Это Ольга Баталина. Но возглавит ли она наш региональный список, или, как большой политик общероссийского масштаба, пойдет по федеральному списку, доподлинно не известно. И есть подозрение, что это станет ясно ближе к сентябрю. Потому как Ольга Юрьевна – товар штучный, элитный и украсит любой список.

Вдруг избиратели предпочтут брутальному мужчине, например, симпатичную неглупую даму? Что тогда? Аннулировать результаты праймериз? Подтасовывать результаты выборов?

Скорее всего, как и в прошлые выборы, в списке ЕР будет организована так называемая молодежная квота. Не зря же партия разрешила молодогвардейцам участвовать в ЕР-праймериз. Но только после того, как будет пройдено горнило предварительного голосования внутри «Молодой гвардии». Наверняка один представитель подрастающего единоросского молодого поколения войдет даже в проходную часть списка – в первую тройку.

Возможно, этим представителем станет юная Наталья Алиева – заместитель председателя молодежного парламента при Госдуме по проектной работе. Но совсем недавно Наталья руководила молодежным парламентом Саратовской области. Но, скорее всего, госпоже Алиевой если и достанется место в списке, то в начале второго его десятка.

Но шансы попасть в думу у нее будут и в этом случае. Ротация депутатско-партийных кадров – дело обычное. И глядишь через год, другой, третий все впереди стоящие в списке кандидаты, поработав немного в Госдуме, уйдут на повышение. Собственно, для этого и формируется столь внушительный список. Это такая своеобразная кадровая скамейка.

Но кто войдет в первую тройку и получит четвертое и пятое, почти проходное, место? Теоретически это должны быть или врач, или учитель, или рабочий или, наконец, работник культуры.

Короче, ответ и тут очень призрачен.

Вопрос о попутчиках

В ходе предвыборной борьбы в этом году ЕР-кандидаты будут соревноваться между собой и, возможно, беспартийными самовыдвиженцами. Потому как «съезд также утвердил решение президиума генерального совета партии о том, что ни одна общественная организация или движение не смогут получить квоту на участие в праймериз». Другими словами, ОНФ («Общероссийский народный фронт») в праймериз «Единой России» участвовать не будет. То есть теперь праймериз – только для членов одного профсоюза и примкнувших к нему физическими лицами.

Тут опять вопросов больше, чем ответов. Куда девать уже хорошо зарекомендовавших себя фронтовиков? Срочно принимать в партию? Где взять свежие, не дискредитировавшие себя силы для предвыборной борьбы? Видные единороссы нынче все на виду и не все в белом. А люди с безукоризненной репутацией и с нужным социальным статусом к партии могут и не примкнуть.

Нет, наверняка выход будет найден. Вячеслав Володин – непревзойденный мастер по решению подобных шарад. Одна беда – решение будет опираться на административную составляющую. Интересы избирателей, страны и прочие законодательные, моральные и этические составляющие учитываться не будут.

Но пока и на этот вопрос нет ответа.

Не вопросы – предположения

Итак, кто может выйти в список ЕР от Саратовской области.

Понятно, Ольга Баталина.

Очень вероятно, Владимир Попков: ему положено по статусу. Но чехарда, обязать или нет лидера регионального отделения партии входить в первую тройку избирательного списка, еще продолжается.

Та же засада и с губернатором. Обяжет ли ЕР-руководство региональных руководителей быть паровозами на выборах – не очень понятно. Впрочем, какой Валерий Васильевич паровоз после седьмого айфона?

Не исключено, что в список могут включить пару-тройку депутатов областной думы. По какому принципу может произойти этот отбор, пока не ясно. Но во внимание могут приниматься личные заслуги перед партией (Николай Кузнецов) или отдельными ее заслуженными членами (Александр Гайдук). Могут зачесть материальный внос и величину амбиций (Алексей Мазепов, Альберт Старенко, Сергей Курихин, Леонид Писной). Есть еще партийные деятели (Роман Грибов). С этими кандидатами, конечно, вопросов возникает еще больше, но то, что всё это люди достойные и способные прекрасно представить нашу область в нижней палате парламента – однозначно.

Однако пока это гадание на кофейной гуще. А кандидаты в региональный список от ЕР будут понятны немного позже. Пока же, есть подозрение, списка нет даже у тех, кто будет его продвигать на праймериз в мае и на выборах в сентябре.