Сытый голодного не понимает
Недавно общественники к своему ужасу узнали, что дети из малоимущих и многодетных семей получают компенсацию на питание в размере 22 рублей в день. Остальную стоимость обеда нужно доплатить, а если у родителей нет такой возможности, то ребенок переходит на сухой паёк либо двухразовое питание – по вторникам и четвергам. Но эта проблема не главный интерес нашей общественности.
Рассадили по сословиям
В соседней Самарской области месяц назад стало известно о «раздельном» школьном питании. Льготники сидели за отдельными столами от детей состоятельных родителей и уплетали кашу. В то время как «нормальных» детей обеспечивали полноценным питанием из первых и вторых блюд. При этом с малоимущих, многодетных семей, инвалидов и сирот брали по 484 рубля ежемесячно в качестве доплаты к дотации, выделенной государством. Возмущенная таким сословным делением мать ученика самарской школы № 24 Ольга Петина опубликовала петицию на сайте Change.org и собрала больше 130 тысяч подписей. О прецеденте рассказали СМИ, после чего детский уполномоченный Павел Астахов написал в своем «Твиттере» на этот счет: «Дикость!» Дискриминацию по имущественному признаку вроде бы устранили.
Вопиющим в этой ситуации выглядело только разделение детей на два лагеря – за разными столами. Разное меню для детей из социально незащищенных слоев и обычных семей – распространенная практика во многих регионах. На минувшей неделе газета «Известия» сообщила о результатах исследования школьного питания в 16 школах Междуреченска (Кемеровская область). «В проведенном сравнительном анализе двух меню установлено, что показатели химического состава и калорийность рационов школьных завтраков на сумму 15 рублей (дотационный завтрак) в среднем были ниже значений меню на 40 рублей в силу того, что объемы порций в них были уменьшены», – обнаружили ученые. В исследовании также отмечается, что в меню бюджетных завтраков не входят сметана и творог, крайне незначительна доля овощей и фруктов, а доля круп и макарон, напротив, чрезмерно высока. Они завершают работу выводом, что «школьные меню в настоящее время продолжают составляться, исходя из стоимости продуктов и дотационных ассигнований, а не из физиологической потребности растущего детского организма».
В начале февраля Общественная палата Саратовской области обратила внимание на проблему школьного питания. На заседании члены палаты к своему ужасу узнали, что дети из социально незащищенных категорий граждан получают ежедневную компенсацию на питание в размере 22 рублей. Остальную сумму нужно внести родителям. «Если давать такому ребенку только кашу, которая укладывается в эту сумму, то такие дети испытывают негативные чувства рядом с теми, кто ест полный обед с компотом, первым и вторым. Я был в этих школах, видел этих детей, которые остаются в классах (родители которых не сдали деньги на кормление детей). Вы понимаете, какую травму мы ему наносим уже в раннем возрасте?» – покачал головой председатель ОП Александр Ландо.
Его коллега Галина Полянская, директор школы № 62, предложила обратиться к депутатам с просьбой увеличить дотацию хотя бы до 50 рублей. Господин Ландо тут же ее перебил репликой: «Давайте спустимся с небес на землю! Вы что, хотите сказать, что губернатор и депутаты – злые дяди? Нет в бюджете этих денег сегодня!» А если Александр Соломонович сказал нет – так оно и будет.
Обед по расписанию не для всех
Для того чтобы получать компенсацию на питание, нужно принести в школу документ, подтверждающий статус ребенка (ребенок-инвалид; ребенок, находящийся под опекой; ребенок из семьи беженцев и др.). Стоимость ежедневного питания для ребенка тогда снижается на величину дотации. На руки эти деньги не выдаются. Если ребенок пропустил учебу, дотационная сумма прогорает.
«Мы получаем дотацию 22 рубля в день на каждого ребенка. Конечно, это здорово нас выручает. Там, где я работаю, обед (первое, второе, компот, булочка) стоит примерно 65 рублей, завтрак – 40 рублей, около 20 рублей – полдник. А в той школе, где учатся мои дети, обед бывает и по 50 рублей, в зависимости от того блюда, которое ежедневно готовят. Итого в день на каждого ребенка выходит примерно 120 рублей, – рассказывает многодетная мама Надежда Карпова. – Может быть, кого-то из родителей это не устраивает, а для меня поддержка от государства вполне приемлема. Это не значит, что питание дорогое. Мой вывод: зарабатывают люди мало, потому эти суммы кажутся им очень большими».
«Как вы понимаете, накормить качественно ребенка на 22 рубля в день невозможно, – считает Евгения Нечаева, мама троих детей – учеников школы № 40 Заводского района. – Особенно если ребенок учится в первую смену и получает завтрак и обед, это около 70–80 рублей в день. Один из моих детей учится во вторую смену. Он старается полноценно поесть дома, а в школе принципиально заказывает только на эти 22 рубля чай с булочкой или пирожком в качестве полдника. В школьной столовой не все блюда ему нравятся, дети ведь достаточно капризны в еде».
Некоторые родители в целях экономии средств собирают детям еду в контейнеры.
В министерстве образования области нас заверили: деления по качеству на еду для «богатых» и «бедных» нет. Однако, по рассказам родителей, бывают случаи, когда школьники в связи с тяжелым семейным финансовым положением вынуждены питаться исключительно на дотационные средства. Умножаем 22 рубля на пятидневку – получаем 110 рублей в неделю. На эти деньги можно перейти если не на трехразовое, то уж точно на двухразовое полноценное питание. По вторникам и четвергам. Либо можно получать ежедневно чай и булочку на эти 22 рубля. О здоровом и полноценном питании тут речи нет.
Горячим питанием в общеобразовательных организациях области охвачен 211941 учащийся с 1-го по 11-й классы, что составляет 97,5% от общего количества учащихся. В 51-й школе Саратова внедрена система «Электронная столовая» – оплата питания с помощью карт. Классные руководители отслеживают суммы на счету и пытаются вовремя сигнализировать родителям, чтобы они докладывали деньги на питание. Родители по разным обстоятельствам могут не вовремя пополнять эту сумму. «Если на счету денег нет, ребенок не кушает. Бывает так, что если в индивидуальном порядке позвонить классному руководителю, объяснить, что пока нет финансов, но в ближайшие два дня деньги на счет положу, то в школе идут навстречу», – поясняет Надежда Карпова.
При системе «Электронная столовая» родители могут устанавливать лимит расходов – например, чтобы ребенок не мог потратить не больше 50 или 100 рублей в день. Многодетная мама Евгения Львовна находит это удобным: «Бывают ситуации, когда родители вовремя не кладут деньги на счет, и ребенок просит своего одноклассника заказать еду своей картой. Хорошо, если они отдают потом, а бывает, что попросили, да не отдали. А ребенку отказать друзьям неудобно, поэтому он соглашается. В этом случае он может сказать: «Извини, но у меня мама установила лимит. Я бы с удовольствием, но не могу». Это ограждает ребенка от обвинений: «Ты жадный, тебе трудно это сделать?»
Детки, грядки, урожай
На заседании общественной палаты было высказано мнение, что в районах области ситуации с питанием выглядит намного лучше. Мол, «здесь и цены ниже, и детей кормится больше, и еда полезнее. А всё потому, что сельские школьники выращивают овощи на школьных огородах, да и родители приносят в школьные столовые продукты собственного производства». Сугубо пасторальный сюжет.
В реальности система школьного питания в селах и райцентрах отличается, но не всегда в лучшую сторону. Цены на продукты с учетом логистических издержек не сильно отличаются от городских. Огороды есть далеко не у каждой сельской школы, это может быть связано банально с нехваткой воды. В некоторых населенных пунктах она подается от насосной мини-станции всего на пару часов в день, даже если рядом располагается водоем.
В средней общеобразовательной школе села Толстовка Краснопартизанского района ежедневная дотация установлена на уровне 17 рублей, остальные 17 родители должны доплатить. В месяц малоимущим семьям (а таких в Толстовке большинство) нужно заплатить 350–450 рублей, то есть выходит 50-процентная скидка. Казалось бы, это намного дешевле городского питания, но на самом деле на 34 рубля в день учеников обеспечивают одноразовым питанием, состоящим из одного блюда. Сегодня – каша и компот, завтра – суп и чай. Вкусовые качества блюд не всегда удовлетворяют школьников. За дополнительную плату дети, занимающиеся в группе продленного дня, получают чай и булочку. Родителей радует, что учеников начальных классов по национальной программе хотя бы обеспечивают молоком.
В соседней школе поселка Петровский, которую сделали «центром оптимизации» (то есть отправляют туда учиться детей из закрытых близлежащих школ), ежемесячная плата за питание примерно такая же. Но детей кормят первым и вторым, и меню намного богаче: жаркое, котлеты, окорочка, салаты. Дочь Светланы Ивановой переведена в петровскую школу, поскольку в Толстовке закрыли старшие классы. Младший сын учится в толстовской начальной школе. По поводу разницы в питании в двух школах матери объяснили, что разнообразие меню зависит от количества учеников. И вообще, нужно радоваться, что толстовскую школу еще не закрыли, хотя разговоры об этом идут на протяжении несколько последних лет.
[кстати сказать] Таинственная кулинарная мафия В 2015 году Роспотребнадзор по Саратовской области проверил 443 образовательных учреждения на предмет питания школьников и наложил 545 штрафов. В большинстве случаев это были нарушения условий хранения, нарушения маркировки, использование продуктов без документов, подтверждающих качество, необоснованная замена блюд. Например, в целях экономии рыбу заменяют на консервы, мясо – на колбасные изделия, мясные блюда – на овощные и крупяные. Видимо, считая, что надзорные ведомства не справляются со своей работой, в дело вмешались общественники. В октябре и ноябре прошлого года члены общественной палаты внезапно нагрянули с проверкой в образовательные учреждения и детские сады Саратова и Энгельса. Нарушения были найдены, школьная еда общественникам не угодила – а возможно, не угодили конкретные поставщики школьного питания. Большинство школ области (кроме отдаленных) заключают договор с частной организацией, которая выигрывает на тендерах право организовать школьное питание. Сейчас организация детского питания – отлаженный бизнес, где давно заявили о себе главные игроки. Такой сегмент рынка хоть и ограничен строгими нормами, но привлекает стабильностью, что в наше время очень важно. «Сначала я был слегка шокирован результатами, поскольку нас уверяли, что школьным питанием заниматься – неблагодарный труд, и ни один нормальный человек на эту стезю не зайдет, – признался глава Балаковской районной администрации Иван Чепрасов, когда в марте 2013 году подводил итоги очередного аукциона на определение организаторов питания. Тогда ИП Кузьмин (Энгельс) получил возможность кормить учеников шести школ, а «Саратовская кулинарная компания» взяла на себя остальные 16 школ города. Они предложили самую привлекательно низкую цену за свои услуги. Как в России проводят тендеры и как выигрывают, известно всем. Однако когда год за годом конкурсы стали выигрывать предприниматели из Энгельса, родители проявили озабоченность, почему их детей не могут кормить местные предприниматели. В марте 2015 года инициативная группа с помощью «Общероссийского союза правозащитников России» составила письмо на имя премьер-министра (пунктуация и орфография сохранены). «В настоящее время, в России принимаются меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Особенно, этот вопрос стал актуален в период экономического кризиса, связанного с падением мировых цен на нефть и падением рубля. Но на сегодняшний день мелкие и средние индивидуальные предприниматели города Балаково Саратовской области, которые занимались организацией питания в школах и детских садах лишены работы. Всё питание детей полностью под «крышей» каких то таинственных чиновников, которые часто бывают в Саратовской областной думе, которые «курируют» город Энгельс Саратовской области, что в 140 километрах от города Балаково. Ценовая политика и качество обслуживания индивидуальных предпринимателей г.Балаково не уступают Энгельсским, порой даже на порядок лучше, но директора школ города и заведующие детских учреждений зажаты в определенные тиски. Вступать в конфликт с администрацией Балаковского района и знакомыми чиновников из Областной думы никто не хочет, так как можно лишиться работы, а то и свободы волеизъявления со всеми вытекающими! Существуют нарекания на кормящую компанию из г. Энгельса по качеству продуктов и обслуживанию учреждений образования г. Балаково. Название данной компании очень часто меняется, наверное, уходят от уплаты налогов или так удобно «крыше» из Саратовской областной думы. Когда питание детей в школах и детских садах Балаковского района осуществляли местные предприниматели то никаких нареканий по качеству, ценовой политике, ассортименту никогда не возникало», – говорилось в письме родителей. На территории Саратова работают 24 поставщика школьного питания. Несколько лет назад у городской администрации были планы по созданию муниципального унитарного предприятия – комбината школьного питания, которое позволило бы контролировать процесс и не прибегать к услугам частных предпринимателей. Однако власти пришли к выводу, что строить целесообразнее сразу три комбината – в центре, Ленинском и Заводском районах. При этом стоимость и качество школьной еды вряд ли снизились бы, а нагрузки на бюджет – увеличились. Это заставило городские власти отказаться от своих планов. |