«В стороне от больших дорог»

Оценить
Так называется книга Павла Клушанцева, выпущенная в конце 2015 года (СПб., Сеанс).

«В стороне от больших дорог» – так называется книга Павла Клушанцева, выпущенная в конце 2015 года (СПб., Сеанс). Спросите у сегодняшних любителей фантастического кино: «Кто такой Павел Клушанцев?» – и едва ли кто-нибудь ответит сразу, не заглянув в «Википедию». Между тем вклад Павла Владимировича в мировой SF-кинематограф неоспорим и признан на Западе.

Есть легенда о том, что-де во время своего визита в Москву в первые годы горбачевской перестройки знаменитый голливудский режиссер Джордж Лукас хотел увидеться с Клушанцевым и попросил тогдашних киноначальников организовать эту встречу. И когда удивленные советские бюрократы от кино поинтересовались, кто это вообще такой, Лукас в свою очередь крайне удивился их незнанию и объяснил, что именно постановщик фильма «Планета бурь» повлиял на него, когда он снимал «Звездные войны».

О достоверности этой истории можно спорить, но известно точно: научно-популярный фильм Клушанцева «Дорога к звездам» (1957), где впервые был применен оригинальный способ комбинированных съемок, был тщательно изучен голливудскими специалистами. А первый (и, как позже оказалось, единственный) художественный фильм Клушанцева «Планета бурь» приглянулся прокатчикам США и дважды выходил на американские экраны, причем к «космическим» сценам, снятым советским режиссером, были подмонтированы новые, специально снятые «дополнительные» сцены. Много позднее в одном из голливудских киножурналов выйдет статья «Клушанцев – русский волшебник фантастики».

Увы, на родине заслуги режиссера не были признаны. Хотя зрителям «Планета бурь» понравилась, после 1969 года ее не демонстрировали. «Ей не повезло «с политикой», – не без иронии объяснял режиссер. – Наша страна первой запустила спутник Земли, первой вывела на околоземную орбиту космический корабль с человеком на борту. Естественно, и первым человеком, ступившим на Луну, хотелось видеть нашего соотечественника. Но не вышло. Первым человеком, достигшим поверхности Луны, стал американец. И взыграло самолюбие вышестоящих чиновников. А чтобы не привлекать внимания к неудаче, отыгрались на нашей картине. Срочно сняли ее с экранов. Луна нас совершенно не интересует». (И это притом что действие фильма происходило на Венере!)

Книга Клушанцева не является мемуарной в традиционном смысле этого слова: здесь, как сказано в аннотации, «нет почти ничего личного, привычного для мемуаров: семья, коллеги, исторические события упоминаются лишь в той степени, в которой они мешали или помогали главному – кино. Однако за сухим протоколом скрывается история человека, который, пережив сталинское время, Вторую мировую и холодную войну, не перестал верить в человечество и его космическое будущее...»