Счет 1:0 в пользу команды Грищенко

Оценить
2016-й год в городской думе Саратова обещает быть интересным

К выборам, которые состоятся нынешней осенью, в саратовской «Единой России» может организоваться несколько оппортунистических движений. «Это неправильно», – сказал руководитель регионального отделения ЕР Владимир Попков. И призвал членов фракции правящей партии в Саратовской городской думе помнить о том, что они представляют организованное большинство. Поводом для резкого выступления Попкова стало поведение нескольких депутатов, которые вопреки накануне принятому единогласному решению фракции вдруг решили выступить против него. Дошло до того, что Попков был вынужден противопоставить единоросским шатаниям сплоченность коммунистов. Вот такие партийные страсти кипели в минувший четверг на очередном заседании Саратовской городской думы.

Партийно-хозяйственная тема

Цена вопроса, в ходе которого вылез наружу партийный нарыв, составляла 18 миллионов рублей. Эти деньги, по большому счету, никому не были нужны сиюминутно. Хотя бы потому, что мероприятия, на которые их собирались потратить, могли проводиться и год назад, и через год будут так же актуальны. Эти деньги планировалось расписать в бюджете на снос части расселенных аварийных домов. Но дать их городской администрации городские депутаты обещали при одном условии – только после того, как увидят четкую программу действий исполнительной власти, в которой будет прописано, какие дома по какой стоимости будут сносить с лица земли.

Нормальное и законное предложение «осметить» работы до заседания думы, где будет приниматься решение по деньгам, прозвучало на заседании постоянной депутатской комиссии по бюджетно-финансовым вопросам. Но чиновники отнеслись к предупреждению легкомысленно. И на заседание фракции единоросских депутатов, где принимаются решения по солидарному голосованию, снова пришли с пустыми руками. То есть, как и раньше, без конкретики. И депутаты решили проучить административных работников. И оставить их без 18 миллионов рублей. На скорости сноса расселенных домов эта дисциплинарная мера никак не отражалась. Фигурально выражаясь, это был щелчок по носу сараевской команде. Красноречивое послание о том, что нельзя, только-только заняв кабинеты, сбросить со счетов гордумские правила. До последнего времени правила подразумевали, что это депутаты спрашивают с исполнительной власти работу, а не исполнительная власть держит депутатов «на посылках».

Нынешний глава городской администрации Валерий Сараев со всеми раскладами прекрасно знаком. Он работал в системе городского управления. В должности главы района ему не раз приходилось подниматься и оправдываться в ответ на претензии депутатов. Претензии бывали и несправедливыми. Однако в гордуме все привыкли, что если депутат вопрошает, то чиновник должен попытаться со всем уважением его ответом удовлетворить. И вот на тебе: накануне завершения срока нынешнего думского созыва Валерий Сараев все правила решил поменять.

Депутаты были полны решимости отстоять свое право на спрос. Чиновники это поняли. И в последний момент Сараев документы подписал и принес программу сноса домов на заседание думы. Формально требование депутатов было выполнено. Но вынесенное накануне решение фракции могло стать лакмусовой бумажкой, на которой проверялась партийная дисциплина и умение выступить единым фронтом по принципиальному вопросу.

Глава города Олег Грищенко сказал главе администрации Валерию Сараеву, что он понимает его положение и знает, что прокурорское давление, предписывающее навести порядок в районе расселенных домов, – важный факт. И то, что документы в думу все-таки принесли, – это хорошо. Но депутатам важна суть программы. Им надо понимать: какие конкретно земельные участки будут расчищены? Находятся ли они в собственности города? И по какому принципу одни из освобождаемых участков оформляются на какое-то из муниципальных предприятий, а другие остаются в городской собственности? Части домов уже нет. Они сломаны. А вывоз остатков строительного мусора – это не снос дома хотя бы потому, что стоимость работ в этом случае гораздо меньше.

Валерий Сараев ответил Олегу Грищенко, что тот неправ. Что «объекты реальные, они все есть». Однако представитель комитета по имуществу в своих уточнениях нарисовала другую картину. «Эти объекты расселялись, начиная с 2008 года. И поэтому от многих уже остались только остовы, – вольно или невольно подтвердила слова Грищенко Татьяна Карпеева. – Мы не вводим никого в заблуждение. Но горы строительного мусора тоже надо убирать».

– Подождите, – вступил в разговор председатель комиссии по ЖКХ депутат Дмитрий Кудинов. – У вас на все объекты, идущие под снос, должен быть документ, в котором прописано право зарегистрированной собственности.

– Право еще не зарегистрировано на все дома.

– А как вы можете сносить дом, на который у вас нет права? Зачем его вносить в список? – продолжал выяснять депутат.

Татьяна Александровна вынуждена была сказать, что на оформление такой муниципальной собственности, часть из которой уже превратилась в строительный мусор, деньги тоже нужны. Предусматривается, что оформление – это программное мероприятие.

Олег Грищенко попросил депутата Кудинова закончить демонстрацию фотографий, и предложил депутатам изучить предложения администрации в более приватной обстановке. Выяснить все детали, задать все неудобные вопросы и, убедившись, что всё проработано, выделить деньги с чистой совестью. И по закону. На внеочередном заседании думы, которое можно провести через несколько дней.

– Что мешает сегодня принять? – возмутился Валерий Сараев. И в его вопросе было столько негодования, как будто на площадках с разрушенными и полуразрушенными домами уже стояли экскаваторы с поднятыми ковшами, и каждый день их простоя равнялся преступлению.

Неожиданно Валерия Сараева поддержал депутат Александр Янклович. И депутат Олег Комаров. И депутат Андрей Иващенко. Они горячо начали убеждать коллег закрыть глаза на нарушения в механизме передачи документов из администрации в думу. Эти депутаты были единороссами. И, сея сомнения в правильности принятого накануне решения, они фактически вносили раздор в ряды однопартийцев. Или, может быть, просто хотели запомниться своей позицией Валерию Сараеву, или кому-то еще, кому не нравится, что дума под руководством Олега Грищенко годами демонстрировала поддержку главе города.

В качестве третьей силы депутат Олег Комаров попробовал подключить к дискуссии прокурора города Владимира Воликова. Тот сказал, что прокуратура начала давить по этому вопросу на городскую администрацию не вчера. В 2015 году внесено восемь представлений, понуждающих администрацию сделать программу сноса расселенных домов. Прокурор дал понять, что пожелания его ведомства Сараев выполнил. Но прокуратура не решает вопросов финансирования программы. Последнее слово все равно за депутатами. Это их зона ответственности.

Валерий СараевОлег Грищенко заверил, что никто не против финансирования сноса домов. Но не с кондачка и не под усмешку главы администрации будут выделяться бюджетные средства. Валерий Сараев предпринял очередную атаку на железобетонную позицию мэра. И тут жару поддали депутаты-коммунисты. Они не совсем разобрались, о чем речь, и посчитали, что речь идет о программе переселения людей из аварийного жилья. И они предупредили, что будут голосовать за нужные Сараеву деньги. И просили коллег не позорить Саратовскую область и Саратов отказом в 18 миллионах.

Их пытались успокоить, убедить, что переселение в данном случае ни при чем. Что цель спорной программы – благо­устройство территории и обеспечение бе­зопасности. Но коммунисты закусили удила, отстаивая позицию администрации. И беспартийный депутат Виктор Марков тоже сказал, что ему позиция администрации Сараева ближе. И, приободрившись, снова пошли в наступление на решение фракции депутаты-единороссы Иващенко, Янклович и Комаров. И в конце концов у Владимира Попкова, который в Саратовской городской думе рядовой депутат, но вообще-то он руководитель регионального отделения партии «Единая Россия», лопнуло терпение.

Обычно молчаливый, он, спокойно глядя всем в глаза, начал говорить, что ему всё это не нравится.

Владимир Попков– Хочу напомнить о партийной дисциплине, – сказал Попков. – Члены фракции после выработки решения должны придерживаться позиции на заседании думы. Вот сейчас мы проанализировали ситуацию. Может быть, изменили мнение и пришли к какому-то другому внутреннему решению. Но порядок должен быть порядком. Если мы будем в сегодняшнее напряженное время таким образом себя вести, сегодня так, а завтра по-другому, то ни к чему хорошему это не приведет. Уже не в первый раз такая ситуация, когда на фракции всё хорошо, а на думе начинаются дебаты. Пожалуйста, на фракции высказывайте мнения. Не хотите подчиняться этим правилам, пожалуйста – выходите из фракции. Хочу поставить в пример коммунистов. Я вот не представляю, чтобы они после решения фракции начали оппонировать друг другу. Я хочу обратить ваше внимание на то, что решений партийной фракции надо придерживаться. Если мы по сегодняшнему вопросу поняли, что надо изменить решение, давайте встречаться и менять его, но законным способом. Иначе у нас в «Единой России» к выборам будет несколько оппортунистических движений. Это неправильно.

В ходе голосования за то, чтобы отдать 18 млн рублей администрации, закрыв глаза на допущенные нарушения, высказались только коммунисты. Не определились с позицией и воздержались от голосования по этим деньгам беспартийный депутат Виктор Марков и депутаты-единороссы Михаил Гарлюпин, Андрей Иващенко, Вячеслав Тарасов и Юрий Максимов. 26 депутатов продемонстрировали верность предварительным договоренностям.

После голосования, подтвердившего, что администрация этот бой проиграла, Валерий Сараев демонстративно покинул зал заседаний. За ним потянулись к выходу чиновники. Тех, кто остался, вскоре тоже отозвали с депутатского собрания. Последним уходил исполняющий обязанности председателя комитета по финансам Александр Струков. Судя по всему, ему в ближайшие месяцы придется быть между молотом и наковальней. Бюджет всегда – горячая тема, а теперь становится еще и главным камнем преткновения между исполнительной и представительной властью.

Про 600 миллионов рублей решили не вспоминать

На минувшей неделе депутаты Саратовской городской думы получили оплеуху от областного уровня власти. На предваряющем думу заседании комиссии по бюджету и финансам пришлось принять к сведению позицию губернатора области, областной счетной палаты и отдела правового обеспечения областной думы, которые отказывали депутатам в поддержке инициативы по изменению 46-й статьи Бюджетного кодекса РФ.

Саратовские городские депутаты предлагали поправить федеральное законодательство таким образом, чтобы 100 процентов штрафов за нарушение правил дорожного движения, собранных на территории муниципального образования, перечислялись в доходы муниципалитетов. Но областной уровень власти сказал, что не будет продвигать эти поправки в федеральное законодательство на уровень Госдумы. Потому что в этом случае областной бюджет будет терять ежегодно 600 миллионов рублей. Ведь по действующему закону штрафами за нарушения ПДД распоряжается региональная власть.

Депутаты вынуждены были смириться, но предложили чиновникам городской администрации проработать вопрос передачи закупленного для УВД оборудования на сумму более 150 млн рублей либо самому управлению внутренних дел, либо областному уровню власти. Зачем расходовать средства на обслуживание оборудования, если взамен бюджет города ничего не получает? Пусть не все 600, но 350–400 миллионов из этих штрафов набираются благодаря камерам, установленным на улицах Саратова.

Тему этих обидных межбюджетных отношений не стали поднимать на заседании думы. Хотя вполне могли бы. До предельного дефицита бюджету Саратова осталось всего два миллиона рублей. Если расходы не снизятся, а доходы не повысятся, то городскому комитету по финансам придется помучиться, чтобы свести концы с концами в условиях невозможности взять кредит на исполнение обязательств. С другой стороны, депутаты ведь не отвечают за доходную часть бюджета. Их дело – контролировать расходы. Что там с доходами, пусть теперь думает администрация.

Доходов явно не хватает. 11 млрд 995 млн рублей на год. А расходы самые необходимые тянут на 12 млрд 910 млн рублей. В феврале бюджет Саратова на 2016 год видится трудным. Хорошо хоть из федерального бюджета пришли 855 млн рублей на реализацию программы переселения. Можно начинать покупать квартиры и обещать людям новоселья.

Олег Грищенко после заседания думы подтвердил журналистам, что в текущем и следующем году запланировано расселять людей из аварийного жилья. «Будут покупаться квартиры, саратовцы, которые сегодня стоят в очереди на расселение, получат новое современное жилье. Мы работаем в рамках действующей программы по расселению аварийного фонда, все идет по намеченному плану и в соответствии с законодательством», – сказал он.

Администрации дали шанс наладить теплоснабжение

На заседании думы депутаты утвердили отчет о результатах приватизации муниципального имущества за 2015 год. В планах было получить 92 млн рублей от реализации 54 объектов муниципальной собственности. Продали не все, но по итогам года получили 95 млн рублей из-за того, что сумели взыскать задолженность прошлых лет за проданное муниципальное имущество. 22 объекта из плана 2015 года перейдут в план 2016 года. Ориентировочная цена их продажи составляет 51 млн рублей.

В план на 2016 год включены также 109 объектов системы теплоснабжения и трубопроводы общей протяженностью 288103 метров. Их ориентировочная рыночная стоимость составляет 771 млн рублей. Но продавать их не будут. В приложении к решению есть пункт о создании тепло-транспортной компании в виде акционерного общества. И администрация Саратова внесет эти теплообъекты в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества. Заявленная цель создания компании – решение задач по модернизации и реконструкции системы теплоснабжения города.

Накануне на заседании профильной комиссии депутаты необходимость такого дорогостоящего взноса в уставный капитал обсуждали достаточно бурно. Их интересовали и необходимость учреждения такой компании, и риски муниципалитета. Ведь в случае банкротства компании муниципалитет лишится этого имущества. Сомнения членов комиссии и предложения просто передать трубопроводы существующей сегодня компании «Т плюс» в аренду или в концессию представители администрации слушать не стали. Заверили, что путь создания специализированной компании наиболее безболезненный и выгодный для муниципалитета. Депутаты повспоминали опыт создания муниципального предприятия «Саратовский коммунальный комплекс», в необходимости которого для решения вопросов тепло и водоснабжения отдаленных поселков администрация также убеждала депутатов, а теперь убытки этого предприятия перекрывают все плюсы, но согласились поддержать администрацию. И на думе вопросами на эту тему чиновников уже не смущали.

Не вините городские власти за задержку индексации

Под конец заседания вопрос межбюджетных отношений города с областным уровнем всё же всплыл. Зафиксировали в документах, что индексация должностных окладов работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, включая индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, осуществляется в размере и в срок, установленный правительством Саратовской области. Потому что это его полномочия.

СМИ могут начинать свою охоту

Еще одни изменения касались непосредственно депутатов. Вернее, представляемых ими сведений о доходах, расходах, имуществе. Во-первых, теперь такие «объективки» на себя должны предоставлять все депутаты, даже не получающие зарплату в думе. Во-вторых, достоверность представляемых сведений отныне можно будет проверить даже по запросу от СМИ, а не то что от правоохранительных и других государственных органов и руководства политических партий.