Настоящие человеки имперского кино
В начале минувшей недели Саратов торжественно отметил открытие Года российского кино, а уже в среду в гостинице «Волга» в рамках лектория «Свободная среда» директор телекинофестиваля документальной мелодрамы Татьяна Зорина читала лекцию на тему «Повести о настоящих человеках. Новые темы имперского кино».
Свой рассказ Татьяна Викторовна начала с опроса, кто смотрел номинантов премии «Белый Орел». Среди них могла, кстати, оказаться и новая работа Алексея Федорченко «Ангелы революции», в которой блестяще уловлена двойственность российской жизни, когда официально мы говорим об одном, а мыслим, по факту, другими категориями и понятиями. Но не оказалось. А победа в результате досталась работе «Про любовь» Анны Меликян, хотя, в сущности, говорит Зорина, «Битва за Севастополь», конечно, помощнее будет. Просто, видимо, все уже подустали от фильмов про войну.
После этого Татьяна Викторовна перешла к документальному кино и посетовала, что мы не обладаем той мобильностью, какая есть у западных документалистов. Характерный пример – в итало-французской ленте «Море в огне», идущей сейчас на Берлинале, рассказывается о беженцах, переправляющихся в Италию. «Посчитайте сами, сколько времени прошло с того момента, как это началось. Мы бы за это время не то что кино не успели бы снять, а заявку бы даже не подали в Госкино. А потом бы ее рассматривали в течение года. И дай бог только через два-три года мы смогли бы оценить это событие. Большое видится на расстоянии... А американцы и итальянцы умеют делать это быстро. Не только потому, что у них есть возможность получить финансирование, но и потому, что они умеют мыслить быстро, а не сидят на печке», – сокрушалась лектор.
Зорина считает, что в этом году у номинантов не увидишь тех вещей, за которые так любят ругать американское кино, – пошлость и аморальность. Два фильма, что вообще нетипично, разговорные. Что же касается нашумевшего «Выжившего», то здесь, как бы это ни звучало дико, можно провести параллели с «Повестью о настоящем человеке». Во всяком случае, считает Зорина, если бы той картине добавить цвет, то в течение нескольких кадров мы были бы уверены, что смотрим новую картину Алехандро Иньяриту.
Если лекция в этот раз продолжалась менее часа, то обсуждение, напротив, было длинным. Задавали главному редактору Нижневолжской студии кинохроники как несколько странные вопросы – «Почему вы ничего не сказали про новый сезон «Игры престолов»?», – так и вполне серьезные – «Согласно статистике лишь один из шести идущих в прокате фильмов является отечественным. Почему?» Разумеется, отвечает Зорина, причин множество: и отставание в кинопроизводстве, и некоторое иждивенчество самих режиссеров, и специфическое отношение русских к родному кино.