Дискуссии сверх плана

Оценить
Вопросы на заседании областной думы вызвала тема, обсуждавшаяся после повестки дня

По большому счету, самое интересное на очередном, 47-м заседании Саратовской областной думы было в ходе обсуждения докладов двух уполномоченных: по правам человека – Татьяны Журик и по правам ребенка – Татьяны Загородней. Тут депутаты задавали вопросы, руки режиссера (заранее подготовленных вопросов) не ощущалось, и вообще сложилось впечатление, что наша дума – нормальный, полноценный парламент.

Первый раз на думском заседании прозвучал голос Елены Мериновой, которая не только задала хороший вопрос, но и сформулировала его четко, на хорошем руссом языке. Как правило, четкими формулировками в областном заксобрании «грешит» только Алла Лосина.

Но все эти дискуссии сложились уже по окончании обсуждения повестки дня. Во время рассмотрения повестки, впрочем, тоже немножко поговорили. Но это было исключением из правил, потому как вопросы, даже от депутата-коммуниста Сергея Афанасьева, на думских заседаниях теперь редкость.

Текучка

Поначалу показалось, что ставшим уже традиционным безучастный «одобрям-с» от депутатов не закончится никогда. И даже Афанасьеву не было к чему прицепиться, потому как изменения в бюджет на этом заседании – и это тоже из разряда чудес – не вносили.

Традиционно без вопросов согласовали кандидатуры трех мировых судей, одобрили блок выборных законопроектов. В них речь, помимо прочего, идет о том, что при равном числе голосов победа и мандат достаются тому кандидату, кто первым заявился на выборах и подал документы в избирком.

Первый раз на заседании думы пустили муниципалитета. Руководитель Александрово-Гайского района доложил о необходимости укрупнения административной единицы. Как правило, такое «мелкое дело» докладывает председатель профильного комитета.

Заместитель председателя думы и председатель комитета по социальной политике Татьяна Ерохина порадовала депутатов расширением направленности материнского капитала. Непонятно, понравилось это депутатам или нет, но за документ проголосовали единогласно. Впрочем, так голосовали за все пункты повестки дня. За исключением одного федерального документа.

Повторение пройденного

Собственно говоря, дискуссия вокруг изменений в Налоговый кодекс, который инициировали члены госдумовской фракции партии «Справедливая Россия», уже гремела на заседании профильного комитета по бюджету и налогам. Эсеры предложили предоставить налоговые льготы на восемь соток приусадебного участка. Правительство РФ дало отрицательный отзыв. Наши депутаты, понятно, с федеральной властью согласились и после обсуждения на комитете (11 голосов «за» против одного «против»), решили законопроект не поддерживать.

Депутат-коммунист Сергей Афанасьев на заседании бюджетного комитета, судя по всему, не присутствовал. Что и понятно: Сергей Николаевич работает в других комитетах. Но на думском заседании Афанасьев резко, хоть и не очень внятно, возразил против решения коллег и сказал, что инициативу эсеров надо поддержать. Мотивировал свое предложение депутат тем, что в стране кризис и за счет приусадебных участков народ будет выживать.

Коллегу-коммуниста тут же поддержала Зинаида Самсонова, которая на комитете по бюджету была и решение по поправкам знала. Но партийная принадлежность и эмоции взяли свое.

Объяснять суть проблемы взялся председатель комитета Николай Семенец. Николай Яковлевич предложил начать с «юридической и правовой точек зрения». Он сказал, что земельный налог в полном объеме идет в местные бюджеты. И у муниципалитетов есть возможность предоставлять льготы. Но никто этого делать не торопится. Потому что освобождение от налога – это выпадающие доходы. И кто компенсирует их в дырявых бюджетах, неизвестно. Что это сделают Афанасьев или Самсонова, Семенец не верит. Потому предлагает согласиться с решением комитета.

Еще более жестко выступил депутат Леонид Писной, который уверен, что в Госдуме сейчас, в выборный год, «гуляет» столько бреда, что можно заседать сутками.

Резкость коллеги пытался сгладить председатель думы Владимир Капкаев, который напомнил, что льготу могут устанавливать органы местного самоуправления.

Тогда Зинаида Самсонова зашла с другой стороны. Зинаида Михайловна начала говорить, что правительство Саратовской области и областная дума идут по правильному пути и пытаются вернуть себе акцизы, которые пока в полном объеме идут в Москву. А наша область – самодостаточная, продолжала Самсонова, а нас делают нищими...

Владимир Капкаев депутата-эсера поддержал. Дескать, все согласны с тем, что надо не только говорить, но и делать. В конкретном случае с владельцами дачных или приусадебных участков надо обеспечивать их семенным материалом, водой или купить излишки продукции, а налоги – дело местного самоуправления.

В итоге, понятное дело, за отклонение поправок в Налоговый кодекс проголосовало большинство депутатов.

Молодец!

Доклады уполномоченных и их обсуждение заняли столько же времени, что и обсуждение более тридцати пунктов повестки дня.

Первой была взрослый омбудсмен – уполномоченный по правам человека Татьяна Журик, которая предоставила изрядный отчет, изобилующий цифрами. Сколько заявлений об ущемленных правах было получено, на сколько среагировали, какая самая проблемная отрасль и так далее. Понятно, больше всего жалоб приходит из мест лишения свободы. На втором месте, как обычно, проблемная сфера ЖКХ.

Первым вопрос задал Николай Семенец, который к своему удивлению узнал, что в Финляндии уполномоченный по правам человека положительно решает 90 процентов жалоб. Николая Яковлевича интересовало, как дела обстоят у нас. И что значат 20 процентов, названных Журик. Ответ Татьяны Владимировны потряс. Она отчего-то уверена, что если запросы уполномоченного решаются на 90 процентов, то это означает, что это неправда. И если жалобы будут удовлетворяться на 90 процентов, то это будет означать, что органы власти не работают. То есть предположить, что где-то проблем у омбудсменов не очень много, и свои задачи они, с помощью органов власти, решают практически в полном объеме, невозможно. Это очень печальный вывод.

Что касается 20 процентов, которыми интересовался Семенец, то Журик сказала, что это средний показатель по стране. В других регионах удовлетворяются от 18 до 26 процентов жалоб. А дальше пошли пространные пояснения, о качестве и жалоб и возможности их реализовать. И о том, что приход граждан к уполномоченному – это уже хорошо. Короче, Семенца ответ удовлетворил.

Депутат-юрист Галина Комкова спросила о том, как повлияла проведенная в Саратове конференция на практику бесплатной юридической помощи. И тут всё очень хорошо. Уполномоченных по всей стране проблема заинтересовала, скоро в законодательство будут внесены изменения, и перечень тех, кто может воспользоваться бесплатной юридической помощью, расширится.

Депутата Алесандра Сидоренко интересовало, как отличаются проблемы областного центра и глубинки. Татьяна Журик сказала, что на селе народ больше всего волнует доступность услуг. Потому как сейчас все больше государственных услуг предоставляется по интернету, которого в некоторых местах, если и был, уже нет.

Владимир Дерябин почему-то озаботился правами и свободами родителей. Выяснилось, что по этому вопросу обращения поступают к детскому омбудсмену. А вопросы, которые доходят до взрослого уполномоченного, касаются внутрисемейных конфликтов.

Еще лучше!

Татьяна Загородняя выступала еще лучше Татьяны Журик. Потому что, кроме всего прочего, обладает еще и изрядным журналистским опытом, умеет заставить аудиторию не только почувствовать, но и расчувствоваться. Именно это произошло в финале выступления детского омбудсмена, когда Татьяна Николаевна проникновенным голосом начала говорить, что детей надо любить, о них помнить и так далее. Депутаты если не прослезились, то прониклись.

Вопросов детскому омбудсмену было много. Александр Сидоренко сразу же поинтересовался, есть ли связь между агрессивными игрушками и ростом суицидальных настроений в детской среде. Безусловно, ответила Загородняя и сказала, что именно поэтому нужна специальная программа по поддержке подростков и что она, Загородняя, надеется в этом вопросе на поддержку депутатов.

Мария Липчанская спросила, как надо совершенствовать законодательство, чтобы помочь детям и подросткам. Детский омбудсмен ответила, что все предложения по вопросам законодательства есть в отдельной главе ее доклада. Например, Татьяна Николаевна сказала, что срочно надо урегулировать вопрос по правам ребенка. Дело в том, что решать, лечиться или нет, ребенок может самостоятельно с 15 лет. Но не всегда это оправдано: ВИЧ, ранняя беременность, венерические заболевания. Тут перекладывать ответственность на несформировавшуюся еще личность – преступно.

Алла Лосина спросила, как детский омбудсмен будет участвовать в летней оздоровительной кампании. Тут у Татьяны Загородней масса планов – это и детский десант, и подростковые квесты, и многое другое.

Еще, отвечая на вопросы депутатов, Загородняя рассказала о школах эффективных родителей, о сотрудничестве с общественными организациями, о награждении особо отличившихся благотворителей кубками «Защищать и помогать».

И вообще, выяснилось, что защищать права детей – это миссия Татьяны Загородней. Об этом она рассказала Николаю Семенцу, который спросил, ощущает ли омбудсмен себя на своем месте.