Совершенный мир, или «Стратегия-2030»

Оценить
От осознания «куда мы катимся?!» к мечтам о том, куда нам надо

Вот чего мы не нашли в проекте «Стратегии», так это чёткого и однозначного указания на то, какими такими чудодейственными способами, методами, механизмами все вышеописанные и захватывающие дух цели будут достигаться.

В Саратовской области разрабатывается стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. Проект документа опубликован на официальном сайте областного правительства, и всякий желающий может с ним ознакомиться. Более того, всякий желающий имеет возможность высказаться по содержанию проекта и внести в него свои предложения. Региональное министерство экономики и инвестиционной политики, которому поручено курировать процесс подготовки документа, всё рассмотрит и, может быть, даже учтёт.

И в центре всего – человек!

Работа над новой «Стратегией» началась осенью прошлого года и должна завершиться к 1 марта. Поэтому сейчас самое время предложить в неё свои поправки, если они у кого-то имеются. Потом, наверное, тоже можно будет что-то предложить. Общественное обсуждение «Стратегии развития Саратовской области-2030» будет идти весь март. А уже после, не известно точно, когда, документ должен быть утверждён и принят к действию.

Областной минэконом, получив задание от губернатора (который сориентировался на июльский призыв премьер-министра Дмитрия Медведева), работал над «Стратегией», конечно же, не в одиночку. К разработке документа было привлечено множество экспертов из именитых саратовских вузов. Спросили мнения аграриев, промышленников и прочего бизнеса.

И вот что они совместными усилиями придумали.

К 2030 году Саратовская область должна стать регионом со всех сторон привлекательным для жизни, работы, творчества, отдыха и спорта. Удобным для реализации различных и особенно интеллектуальных способностей человека. Саратовская область образца 2030 года – это регион с развитым строительством и промышленностью, которая выпускает в основном инновационную продукцию, востребованную всей Россией. Сельское хозяйство тоже очень развито в Саратовской области 2030 года и базируется в основном на производстве экологически чистой продукции. В планах сделать его магнитом для инвестиций.

Генеральная цель «Стратегии» сформулирована как «обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности Саратовской области». А три стратегических приоритета подразумевают развитие в трёх направлениях: человеческий потенциал, качество жизни и сильная экономика.

Без очередей в сады и дома престарелых

В цифрах мечтания стратегов выражаются следующим образом.

Если говорить о развитии человеческого потенциала, то здесь задача сохранить и приумножить. Численность населения должна увеличиться к 2030 году на пять процентов и составить два миллиона 619 тысяч человек (сейчас 2,5 млн человек). Продолжительность жизни должна вырасти до неполных 75 лет. Никаких очередей в детские сады (вообще забыли это слово). Дети учатся и вместе со взрослыми занимаются спортом или просто физической культурой. Кстати, показатель по гражданам, систематически занимающимся физкультурой, предполагается серьёзно увеличить – с нынешних 29 процентов до 48 процентов в 2030 году.

Повышение качества жизни – это прежде всего деньги. И здесь авторы «Стратегии Саратовской области» говорят нам, что в 2030 году среднедушевые доходы населения региона вырастут почти в три раза – с нынешних 17,9 тысячи рублей до 48,9 тысячи. Зарплата тоже будет расти, но стратеги пока не посчитали, до какого уровня. Додумали только до 2025 года и сказали, что составит она на тот период 57 тысяч рублей (по итогам 2015 года – 22,5 тыс. руб.).

Вот чего мы не нашли в проекте «Стратегии», так это чёткого и однозначного указания на то, какими такими чудодейственными способами, методами, механизмами все вышеописанные и захватывающие дух цели будут достигаться.

Ещё о высоком качестве жизни в Саратовской области в 2030 году косвенно будут свидетельствовать снижение уровня бедности (с 15 до 12,5 процентов), полная ликвидация очереди на получение госуслуг в соцсфере (например, в дома престарелых), снижение младенческой смертности и смертности трудоспособного населения, а также снижение уровня преступности. И что особенно важно и примечательно – нас ждет нетерпимое отношение к коррупции. То есть можно надеяться, что к 2030 году коррупция будет повержена и изжита, во всяком случае в нашей отдельно взятой Саратовской области.

Все дети в школах будут учиться только в первую смену, потому что будут создаваться новые учебные места за счёт строительства новых школ. Жители региона будут обеспечены жильём по норме 35 квадратных метра на человека (показатель по вводу жилья на 2025 год – 3,1 млн кв. м), а аварийный фонд исчезнет, в смысле будет ликвидирован.

Развито и высокорентабельно

Саратовская область с сильной экономикой (ещё один стратегический приоритет), в представлении разработчиков документа, станет центром притяжения инвестиций, предпринимательской инициативы, транспортных потоков и настоящим туристско-рекреационным центром. Наш регион сделают территорией инноваций. Развитым и высокорентабельным будет всё. Поэтому объём ВРП в 2030 году составит 2,5 триллиона рублей (606 млрд руб. – в 2015 году), а объём инвестиций в основной капитал – 622 млрд рублей (124 млрд – по итогам периода 2011–2015 гг.).

К 2030 году в Саратовской области с сильной экономикой планируется увеличить производство говядины в 1,7 раза (до 65,5 тысячи тонн) и обеспечить им население полностью. Производство мяса птицы вырастет в 2,9 раза (до 78,9 тыс. тонн), молока – на 14,5% (до 838 тыс. тонн), фруктов – в 2,9 раза (до 248,9 тыс. тонн), сахара – в 1,6 раза (до 68,1 тыс. тонн), рыбы и рыбной продукции – в 5,2 раза (до 52,4 тыс. тонн).

Мелиоративное поле по проекту «Стратегии Саратовской области-2030» увеличится в 2,2 раза (288,8 тыс. га), объём транспортных услуг – не менее чем в три раза. В три раза увеличится и туристский поток. И дороги! Не менее половины дорог регионального значения к 2030 году будут приведены в нормальное состояние. (Сейчас этим могут похвастать всего два процента региональных дорог.)

Авторы проекта «Стратегии» надеялись, что через 15 лет решится и такая проблема, как износ коммунальной инфраструктуры. Сначала рассчитали снижение этого износа на 70 процентов. Но минстрой поправил и сказал, что реально ожидать можно только 50-процентного улучшения.

Есть в «Стратегии Саратовской области-2030» ещё два стратегических приоритета. Но они про эффективность бюджетных расходов и консолидации усилий власти для установления на территории региона «национального мира и гражданского согласия».

А вот чего мы не нашли в проекте «Стратегии», так это чёткого и однозначного указания на то, какими такими чудодейственными способами, методами, механизмами все вышеописанные и захватывающие дух цели будут достигаться. Как планируется преодоление нынешних тормозящих развитие проблем, за счёт каких реформ обещанные преобразования вообще могут быть возможны.

Тренировка интеллекта

Вероятно, на способы и методы намекает раздел с перечислением инвестиционных проектов, которые уже реализуются на территории области, и таких же – уже действующих – государственных целевых программ. Но мы в этом не уверены. Как и в том, что такой документ, как государственная (областная) стратегия развития, вообще предполагает наличие каких-либо методов достижения цели. По логике вроде бы инструменты достижения цели при стратегическом планировании развития не менее важны, чем имеющийся ресурс и предполагаемый результат. Но где логика, а где – госуправление.

Вот, например, глава авторского коллектива «Стратегии-2030» Республики Татарстан (директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич) говорит, что «Стратегия» – это набор идей, под которыми подпишутся большая часть элиты и население, и все дружно начнут двигаться в заданном направлении. Стратегия социально-экономического развития Татарстана, кстати, уже не только утверждена, но и так восхитила федеральное правительство настолько, что её берут за эталон для разработки аналогичного документа федерального масштаба.

По мнению другого эксперта, депутата Госдумы Елены Паниной (у нас же если депутат, то уже наверняка эксперт), главное в реализации любой программы или стратегии – это чёткие механизмы контроля за исполнением принятых решений. Без этого, мол, ничего не получится, о чём Панина и сообщила своим коллегам на недавно прошедшем съезде партии «Единая Россия».

А вот Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, вообще считает, что сейчас не лучшее время для долгосрочных концепций, к которым относится любая «Стратегия-2030», региональная или федеральная. По её словам, текущая экономическая ситуация настолько нестабильна, что предугадать развитие на годы вперед очень сложно.

Впрочем, как выясняется, не только саратовская «Стратегия» концентрируется на одних только целях и стратегическом видение прекрасного далёка. С проектом стратегии развития страны до того же 2030 года всё то же самое.

«В «Стратегии-2030» стоят одни цели, а бюджет 2016 года идёт в противоположном направлении. Подобные документы я, как автор «Стратегии-2020» и «Коалиции для будущего», считаю тренировкой интеллекта, потому что предыдущие стратегии остались лежать на полке, – отмечает в одном из своих интервью Малева. – Не могу сказать, что они имели или будут иметь значение при выработке экономической политики. Как я могу быть уверена в том, что «Стратегия-2030» будет реализована, если не осуществлена «Стратегия-2020»? События последних десятилетий – с середины 70-х годов – показали, что в стране есть два ресурса: нефть и люди. Сегодня мы наблюдаем создание триады: к углеродному ресурсу и человеческому капиталу присоединилось вооружение. Это видно по принятому на 2016 год бюджету, который я могу назвать антисоциальным. Яркий пример – индексация пенсий на четыре процента взамен ожидаемых 15 процентов. В нём виден прямой отказ от социальных обязательств. Какое доверие может вызывать стратегически важный документ, если не формируются долгосрочные интересы экономических субъектов?»

Плюс план конкретных действий

Однако в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области нас заверили, что разрабатываемая «Стратегия» – никакой не сборник идей, а вполне рабочий документ.

«Разработка проекта «Стратегии» Саратовской области до 2030 года осуществляется в рамках исполнения положений принятого в июне 2014 года федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». И это не сборник идей, а документ стратегического планирования, который, исходя из анализа текущего социально-экономического положения региона, определяет приоритеты, цели, направления развития на долгосрочный период, а также основные показатели и результаты достижения поставленных целей», – сообщили в ведомстве.

По словам специалистов министерства, дополнительно к «Стратегии» и основываясь на её положениях, отдельно будет разрабатываться план мероприятий по реализации «Стратегии».

«В плане будут более детально сформированы задачи, определен комплекс мероприятий и перечень госпрограмм, обеспечивающих достижение поставленных целей на каждом этапе реализации стратегии», – говорят нам в минэкономе области.

С комплексом конкретных мероприятий, правда, нас познакомят ещё не скоро. Потому что, как уточнили в ведомстве, сам проект «Стратегии», опубликованный на сайте правительства региона, ещё довольно сырой. Сейчас этот черновик изучают эксперты (представителей научных кругов, бизнеса, общественных организаций), и они, скорее всего, будут вносить свои изменения и правки. Когда документ будет доработан окончательно, он обязательно пройдёт ещё и процедуру общественного обсуждения. А вот потом уже экспертная группа зай­мётся разработкой плана действий.


[кстати сказать]

Грандиозный «Букет»

В проекте «Стратегии социально-экономического развития Саратовского региона», кажется, совсем не нашли отражения грандиозные планы группы компаний «Букет» и её ключевого актива – холдинга «Солнечные продукты». А планы эти, между прочим, подразумевают восстановление и строительство мелиоративных систем (для выращивания сои и других культур по технологии орошения) на 200 тысячах гектаров. И это только на первом этапе реализации масштабного соевого проекта (до 2020 года). При этом, по данным областного минсельхоза, на конец 2014 года в регионе уже поливалось 160 тыс. га сельскохозяйственных культур, в том числе 129 тыс. га дождеванием и капельным орошением. Получается, уже в 2020 году площадь мелиоративного поля должна была бы приблизиться к 400 тысячам гектаров. А значит, или региональное правительство не уверено в успехе заявленного проекта, или на его реализацию не слишком надеются сами инвесторы. Хотя нет, представители ГК «Букет» на днях, напротив, заявили, что от проекта не отказываются и работа идёт полным ходом. Впрочем, этот момент нам вероятно ещё пояснят.