Клевенское противостояние

Оценить
Единороссы-латифундисты устанавливают на селе свои законы

Жить в родной деревне, сеять хлеб, доить коров, кормить страну, растить детей, радоваться дождю и урожаю. Эти, казалось бы, привычные ценности и элементарные права крестьянам порой приходится отстаивать в упорной борьбе с пришлыми ловкачами. В Ивантеевском районе Саратовской области жители села Клевенка третий год борются за право быть полноправными хозяевами на своей земле. Борьба увенчалась несколькими победами, но до окончательного ее завершения еще далеко.

В настоящий момент сельчанам удалось признать незаконным собрание пайщиков о реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива «Иргиз» в ООО «Иргиз», согласно которому учредителем и руководителем новоиспеченного ООО стал Алексей Мартынов. Признаны недействительными кредитные договоры, обеспечением которых являются хозяйственные постройки и техника. Но, как оказалось, Мартынов заключил договоры субаренды на земельные паи с агрофирмой «Рубеж». Их еще предстоит отменить. И вот от того, как скоро это произойдет и произойдет ли, зависит грядущий полевой сезон.

В совхозе «Иргиз» был самый большой табун лошадей

В селе Клевенка еще в советские годы был успешный совхоз «Иргиз». В ходе реформ всем, кто проживал в селе на 1 января 1992 года, были выделены земельные паи, а тому, кто работал на этот момент в совхозе, достались еще и имущественные паи. Подсчитали общую стоимость коровников, ремонтных цехов, машин, комбайнов, сеялок-веялок, коров и овец, да и выделили каждому, в зависимости от личного вклада, денежный эквивалент части этого добра. Всего в хозяйстве 284 пайщика, 7200 гектаров пахотных земель и пастбищ.

Совхоз продолжил свою деятельность, в 2001 году он был преобразован в СХПК. Больше 20 лет руководил хозяйством Юрий Талахан. В кооперативе было три гурта дойных коров, разводили овец. Гордостью Клевенки был самый большой в районе табун лошадей. Сеяли зерновые и подсолнечник.

В 2008 году руководителем СХПК был назначен Алексей Мартынов. В Клевенке он никогда не жил, приезжал руководить из райцентра. По словам жителя Клевенки Александра Рогова, его представило районное начальство. Хвалили деловые качества Мартынова, уверяли народ, что он намерен вложить собственные средства в хозяйство. Доверчивые крестьяне все приняли за чистую монету.

Под началом Мартынова

Поначалу Алексей Мартынов проявлял внимание к селу. На решение насущных проблем выделялись деньги из бюджета хозяйства: с лицензированием школы подсобить, поправить к юбилею Победы памятник участникам Великой Отечественной войны, навести порядок на сельском кладбище.

В хозяйстве было около 70 постоянных рабочих, в разгар полевых работ их число достигало сотни. Много было молодежи, механизаторы моложе 40 лет, на которых можно было опереться.

Перелом случился в конце 2010 года. 19 декабря якобы состоялось общее собрание пайщиков СХПК «Иргиз», которые якобы проголосовали за реорганизацию кооператива в ООО «Иргиз». В марте 2011 года было окончательно завершено оформление нового юридического лица, и стал Алексей Мартынов единственным учредителем и руководителем новоиспеченного ООО. По словам жителя Клевенки Александра Егармина, Мартынова после этого как бы подменили, и в жизни начальника ООО начался новый отсчет. Как оказалось, в жизни успешной некогда Клевенки тоже. Почувствовав себя всемогущим хозяином, Алексей Владимирович отстранился от народа, принимал все решения самостоятельно.

Хозяйство понемногу сжималось. Еще в 2010 году было ликвидировано молочное стадо. Работу потеряли больше десятка человек, скотники и доярки.

Неладное жители села заподозрили не сразу, ведь про знаменательное собрание никто особо не знал. Объявление о реорганизации было опубликовано в одной из саратовских газет, кто его в Ивантеевском-то районе прочитал... Ходили по селу невнятные слухи, что вместо СХПК теперь ООО. Директор, мол, возьмет кредиты, и станет легче. Однако заметных улучшений не было. Крестьяне шептались, что новый руководитель привлекает заемные средства, в обеспечение которых закладывается сельхозоборудование и техника, а также животные. То есть общее имущество пайщиков. Но дела шли не самым лучшим образом, хотя посевные площади поначалу не сокращались, с пайщиками продолжали рассчитываться.

Урожаи реализовывались, но выручка девалась непонятно куда. В 2012 году начались задержки зарплаты. Проверяющим Мартынов объяснял, что это временные трудности, и он сам не получает зарплату. Людей пытались убедить работать во благо хозяйства безвозмездно. Год от года пайщики получали всё меньше натуральной продукции за сданные в аренду паи. По результатам 2014 года и вовсе получили дырку от бублика.

Сейчас многие механизаторы из Клевенки работают в соседних хозяйствах. По утрам их собирают машины из ООО «Победа», колхоза имени Чапаева.

Начало противостояния

Катализатором выяснения истинного положения в хозяйстве послужили конфликты руководителя «Иргиза» Алексея Мартынова с жителями Клевенки. К примеру, с бывшим фермером, Александром Роговым, работавшим какое-то время водителем в местной школе. Он в свое время отмежевал пай и сдал его в аренду в соседний колхоз. Вероятно, это не понравилось Мартынову. И в 2013 году около дома Рогова обрезали уличное освещение. С точки зрения хозяина, решившего проучить своевольного холопа, это вполне понятный поступок. Но вот с точки зрения депутата районного собрания по Клевенскому избирательному округу № 17, которым является Мартынов, это сложно объяснить. Местный депутат должен быть все-таки заинтересован в благоустройстве подведомственной территории и благоденствии своих избирателей.

Поначалу Рогов не придал значения уличным потемкам, сельских жителей этим не испугаешь. Но потом ему пришло уведомление, что его подворье отрежут от воды. Потом такие уведомления получили еще несколько человек. Вот тут и образовалась инициативная группа селян, недовольных переменами в деревенской жизни и в хозяйстве.

Народное возмущение воплотилось в судебный иск

И начали мужики, которым невмоготу стало жить в родном селе, а деваться из него некуда, бороться за свое существование. Стали вникать в тайны хозяйственной деятельности руководителя ООО «Иргиз». Поначалу выяснили, что реорганизация СХПК в ООО была аферой чистой воды. Для подобного преобразования нужно решение общего собрания пайщиков. Оно якобы и было принято на собрании 19 декабря 2010 года. Но только никого из пайщиков на это собрание не приглашали. И подписи под доверенностями, как позже было доказано в суде, поставлены поддельные.

Неравнодушные жители опасались, что Мартынов совсем разорит их деревню, когда рассчитается по кредитам, непонятно на что использованным, имуществом, созданным трудом многих поколений. А это сельхозтехника, мастерские, склады, животные. Обращались в правоохранительные органы. Там вроде бы находили понимание, но в итоге неизменно получали рекомендацию обращаться в суд.

В конце концов наняли юристов в Саратове. В результате был подан иск в Арбитражный суд о признании нелегитимным пресловутого собрания. Когда иск рассматривался в суде, на непокорных стали оказывать давление. Зимой 2014-го было совершено нападение на одного из активистов Александра Рогова. Ему сообщили, что задели машину у ворот. Когда он вышел проверить, на него напали несколько человек в темных куртках с капюшонами. Избили битами, поранили голову, сломали ногу. Односельчане пытались устроить погоню по горячим следам, позвонили в полицию. Задержать никого не удалось. Нападавшие не установлены.

В ноябре 2014 года собрание о создании ООО, якобы проведенное 19 декабря 2010 года, признано незаконным (дело А57-2990/2014). Но надо было еще восстановить СХПК «Иргиз». В какой-то момент изнуренные борьбой крестьяне обратились за помощью в КПРФ. И жителям Клевенки стали помогать партийные юристы. Интересы пайщиков в Арбитражном суде Саратовской области представляла помощник депутата Госдумы Алимовой Ольга Лубкова.

Кстати, если заглянуть в картотеку Арбитражного суда, то можно увидеть, что методы хозяйствования ООО «Иргиз» вызывали недоверие не только у земляков, но и у многочисленных кредиторов. Больше двух десятков исков подано на ООО «Иргиз» различными организациями. В том числе от «Сбербанка», ставшего инициатором банкротства ООО «Иргиз» в феврале 2014 года. Среди требований к ООО «Иргиз» есть прелюбопытные. Об одном из них рассказала Ольга Лубкова. В июле 2014 года саратовское СМУ-36 потребовало с ООО «Иргиз» 29 млн рублей. Якобы за демонтаж коровников. Необходимые документы о произведенных работах в суд не предоставлены, но от своих претензий СМУ-36 отказываться не собирается. Меж тем злые языки утверждают, что это СМУ строит для Мартынова в районном центре двухэтажное помещение, якобы под гостиницу. Врут, однозначно.

Незаконный арендатор передал землю в субаренду

В настоящий момент СХПК «Иргиз» зарегистрирован в налоговой инспекции. 19 декабря 2015 года состоялось собрание пайщиков, не поддельное, а самое что ни на есть настоящее, на котором руководителем хозяйства избран Александр Рогов.

Но пока существуют большие сомнения, сможет ли возрожденный кооператив провести в этом году посевную кампанию. Дело в том, что ООО «Иргиз» чудесным образом, разумеется, без согласия пайщиков, смогло передать их земли в субаренду могущественной заволжской агрофирме «Рубеж», возглавляемой депутатом облдумы Павлом Артемовым (понятное дело, единороссом). Крестьяне, узнав об этом намерении Алексея Мартынова, пытались противостоять. По словам Александра Рогова, часть пайщиков написали заявления в районное подразделение Росреестра о своем несогласии передачи их собственности в субаренду. Тем не менее, договор субаренды был зарегистрирован.

Как рассказали сельчане, в прошлом году «Рубеж» засеял несколько полей. Ничего не взошло. Наверное, кто-то на небесах был против и наслал жестокую засуху. И поля быстро перепахали. Еще два поля засеяли «семечкой», да не убрали. Может, агрофирма набрала столько земли, что не в состоянии грамотно обработать?

СХПК «Иргиз» намерен вернуть земли от субарендатора. От того, на чью сторону встанут суды, зависит, возродится ли кооператив в Клевенке и станут ли местные крестьяне работать на своей земле. Конечно, можно сложить руки, занять наблюдательную позицию, ждать, когда придет добрый дядя и всех спасет. Сложнее бороться за право возделывать свои земли и пытаться сохранить деревню.

Депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова обратилась к своему коллеге-единороссу, председателю аграрного комитета Государственной думы Николаю Панкову с просьбой пресечь безобразия однопартийцев-латифундистов. Николай Васильевич обещал помочь.