Платить придется всем
В минувший четверг случилось чудо. Не было поправок в региональный бюджет 2015 года. И поэтому депутаты из бюджетного комитета Саратовской областной думы закончили свое заседание за 18 минут. Хотя о деньгах всё же поговорили.
По состоянию на 1 декабря 2012 года задолженность области вместе с процентами по бюджетным кредитам «на засуху» составила около 870 млн рублей. Погасить кредит надо было в 2013 году. Платить было нечем. Выплату кредита растянули соглашением до 2023 года. Вернее, все эти годы предлагалось платить проценты за кредит по 4,4 млн рублей в год, а уже начиная с 2023 года по 2032-й гасить основной долг в размере 857 млн рублей равными частями. Но в декабре 2014 года было принято постановление правительства РФ, в котором размер платы за пользование ранее реструктурированной задолженностью по бюджетным кредитам для ликвидации последствий засухи снижался с 0,5 до 0,1 процента годовых. В соответствии с требованиями и условиями проведения реструктуризации нужно снова утвердить допсоглашения. Это был очень приятный для депутатов законопроект. Они прекрасно понимают, что в конце концов этот долг превратится в ничто. Мелочь получили от федерального центра, а приятно.
Следующий законопроект был федеральной инициативой. Предлагалось не признавать объектами налогообложения по земельному налогу земельные участки площадью менее 800 квадратных метров, которые являются единственными участками в собственности и не используются для предпринимательской деятельности. Еще в федеральном законопроекте предлагалось вычитать эти самые необлагаемые налогом восемь соток из состава участка размером до 12 соток.
Председатель бюджетного комитета Николай Семенец сказал, что инициатива, конечно, интересная. Но нельзя сбрасывать со счетов ряд «но». Во-первых, как установить, используется участок земли для предпринимательской деятельности или нет? Ведь продажа яблок из собственного сада – это тоже бизнес. Во-вторых, как вычленять восемь соток, если участок больше? Налоговым кодексом не установлена возможность облагать налогом часть земельного участка. В-третьих, у муниципалитетов уже есть право освобождать от уплаты этого налога хоть социальные группы собственников, хоть всех подряд. Но они этого не делают. Ведь земельный налог – это иногда единственная возможность реально пополнить бюджет небольшого муниципалитета. И если эти деньги у муниципалитетов забрать, то придется дать им сопоставимый финансовый источник доходов. Так что Николай Семенец предложил этот федеральный закон, внесенный в Госдуму партией «Справедливая Россия», отвергнуть. А депутат Леонид Писной напомнил коллегам, что с введением кадастровой стоимости объекта недвижимости вместе с участком льготируй землю или не льготируй, а платить придется всем.
Рьяно заступилась за законопроект только депутат Зинаида Самосонова. Говорила, что в кризис огороды – единственное спасение. И людям бесплатные восемь соток помогут выжить в наступившие тяжелые времена. Что люди уже пошли за семенами овощей, а не цветов. А Леонид Писной посоветовал Зинаиде Михайловне и остальным коллегам не о федеральном законе думать, а посмотреть, что делается с земельными льготами в регионе. Потому что Саратовский район, например, где много дач саратовцев, до сих пор не дал льготы по земле пенсионерам.
Председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев осторожно поинтересовался ценой вопроса. Оказалось, речь идет об одной-трёх тысячах ежегодного налогового платежа. Депутаты вздохнули с облегчением и отклонили законопроект.