Концессия концессии рознь. И водоканалы тоже

Оценить
В Волгограде сумели не продешевить. Валерий Сараев съездил за опытом

Новый глава администрации Саратова Валерий Сараев ездил на минувшей неделе в Волгоград перенимать практику сдачи городского водного хозяйства в концессию. Подробностей поездки местные муниципальные чиновники пока не сообщают.

Чего только про концессию саратовского водоканала нам ни рассказывали. В основном, конечно, обещали, что она случится со дня на день, осталось только все нюансы концессионного соглашения довести до ума и дождаться инвестора. Он тут же ринется менять все гнилые водопроводные трубы, перекапывая улицы лет десять. И всё это время тарифы расти не будут, потому что за счёт тарифов мы и сами смогли бы переложить трубы. Недавно сказали, что без повышения тарифов не обойтись. Но зато население забудет об отключениях воды, а город приобретёт обновлённое работоспособное и безаварийное водное хозяйство.

Для Сараева довести этот проект до логического завершения – дело чести. Потому что многое из обещанного про водоканал было обещано именно им. В Волгограде, по сообщениям тамошних СМИ, Сараев много с кем встречался, разговаривал в том числе с руководством ООО «Концессии водоснабжения» и смотрел их презентацию про суть масштабного инвестпроекта и технические мощности компании.

Первый блин, как и полагается

Задолго до Волгограда, концессионная история которого началась всего лишь в прошлом году, модернизировать свои водопроводные сети через этот механизм финансирования решились Ростов-на-Дону (один из первых), Нижний Новгород, Барнаул и ряд других городов. Первопроходцем в концессии водоканала, кстати, стала Кубань. Первый концессионный проект стартовал здесь ещё в 2009 году. Именно тогда администрация Краснодарского края решила привлечь частных инвесторов к реконструкции и управлению водораспределительными и водоотводящими сетями в Новороссийске, Крымске, на Таманском полуострове и др. Всего пять городов и 140 населенных пунктов. Конкурс у них тогда выиграло специально реорганизованное для этого проекта сочинское ООО «Югводоканал» (аффилировано с ГК «Евразийский»), получив право управлять сетями в течение 30 лет. Взамен компания обязалась реконструировать сети и вложить в это дело порядка 8 миллиардов рублей.

Первый опыт российской водоканальской концессии успешным не был. По данным краснодарских СМИ, в их крае оператор-концессионер оказался не способным выполнить свои обязательства по концессионному соглашению. Итогом первых лет действия соглашения стало отсутствие реальных инвестиций и, соответственно, работ по модернизации сетей, а также неоправданное повышение тарифов. Более того, ООО «Югводоканал» часто просило денег из краевого бюджета, вернуло часть объектов концессии в муниципальную собственность, а потом и вовсе прекратило обслуживать водоканалы нескольких районов Краснодарского края. Депутаты краевого заксобрания в 2013 году признали выполнение концессионного соглашения неудовлетворительным и пригрозили концессионеру расторжением договора. В ответ ООО «Югводоканал» пообещало, что исправит все недостатки и будет финансировать проект как положено и в полном объеме. Над чем вроде и работает на сегодняшний день.

Отдались за копейки

Недовольны первыми результатами концессии водоканала и в Воронеже. Здесь инвестором выступает ООО «РВК-Воронеж» (структура ГК «Росводоканал»), взявшее в управление воронежские водопроводы в 2012 году на 30 лет. Концессионная плата по договору составила 800 миллионов рублей. Как пишут воронежские СМИ, этих денег хватило только на то, чтобы погасить долги муниципальных предприятий по налогам. Помимо этого, ООО «РВК-Воронеж» было должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестпрограмму объемом финансирования «не менее двух миллиардов рублей». Однако за три года работы в Воронеже компания освоила лишь половину оговоренной суммы. По словам местных журналистов, все три года муниципалитет «мучается с инвестором», не получая ни обещанных денежных вложений, ни снижения количества аварий, ни улучшения качества воды.

Неудачным опыт концессии водоканала считают и в Нижнем Новгороде. Здесь соглашение с инвестором (им выступило ОАО «Нижегородский водоканал») заключили весной 2013 года, и действовать оно должно было 25 лет. Однако к соглашению появились претензии со стороны региональных УФАС и прокуратуры, которые сочли условия договора нецелесообразными. Оказывается, власти решили отказаться от арендных платежей со стороны инвестора, которые в три раза превышали сумму инвестиций по концессии. Вокруг нижегородской концессии до сих пор ведутся судебные разбирательства. Но проект тем не менее реализуется, и местные власти уверены, что водоканал свои обязательства выполнит. Потому что концессионная модель, как говорят нижегородские чиновники, – это единственный способ спасти системы водоснабжения и избежать возможных последствий старения инфраструктуры.

И с ними на самом деле сложно не согласиться. Так уж сложилось, что Россия – первая в мире по протяжённости водопроводных сетей, требующих крайне серьезных финансовых вложений не только в реконструкцию (в среднем по стране износ фондов отечественных водных хозяйств составляет более 50 процентов), но и в поддержание постоянной нормальной деятельности. И все, конечно же, понимают, что у государства таких средств нет, а для привлечения инвестиций необходимы условия, например, такая система тарифов, которая позволила бы инвестору отбить вложенные деньги.

Концессия, как известно, – это такая форма государственно-частного партнерства, при которой к управлению государственной собственностью на взаимовыгодных условиях привлекается частный капитал. Закон о концессии приняли еще в 2005 году, но желающих впутываться в такие сложные отношения с государством среди потенциальных инвесторов сейчас не много.

Можно и трансформировать

В настоящее время на слуху, пожалуй, только три компании, которые более-менее успешно реализуют проекты модернизации водного коммунального хозяйства. Это ОАО «Российские коммунальные системы» (присутствует в Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской и Тверской областях, Алтайском и Пермском краях, республике Карелия), «Группа компаний «Росводоканал» (занимается коммунальными системами водоснабжения и канализации Барнаула, Краснодара, Омска, Оренбурга, Твери, Тюмени, Калужской области) и компании холдинга «Евразийский» (системы водоснабжения и канализации города Ростова-на-Дону, Сочи и других населённых пунктов Краснодарского края). Далеко не все эти проекты реализуются в рамках концессионных соглашений. Большинство из них – это арендная модель государственно-частного партнерства.

Вот, например, в Краснодаре водоснабжением и водоотведением занимается ООО «Краснодар Водоканал» (Росводоканал). Причём именно на правах аренды с 2006 года. Компания успешно реализует инвестиционные программы, в рамках которых реконструирует существующие и строит новые сети водоснабжения и водоотведения, реконструирует и модернизирует объекты инженерной инфраструктуры.

Правда, в конце 2015 года здесь начали обсуждать идею трансформации действующего договора аренды с ООО «Краснодар Водоканал» в концессионное соглашение. Специально для этого в город приезжал замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Он убеждал, что если Росводоканал превратиться из арендатора в оператора-концессионера, Краснодар не только ничего не потеряет, но, напротив, ещё больше приобретёт.

Не без проблем, но успешно

Несмотря на то что федеральные чиновники ссылаются на успешный опыт реализации концессионных соглашений во многих регионах, в качестве яркого примера такого успеха чаще всего приводят Ростов-на-Дону.

Ростовский водоканал в концессию был сдан примерно в одно время с водоканалами городов Краснодарского края. Занимается проектом ОАО «ПО Водоканал», входящее в ГК «Евразийский». Особый интерес федеральных чиновников и представителей других регионов вызывают проекты «Вода Ростова» и «Чистый Дон». Проект «Вода Ростова» со сроком реализации до 2023 года предусматривает комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области. Его стоимость превышает 37 миллиардов рублей, а охват – более 1,2 миллиона человек. Проект «Чистый Дон» нацелен на создание элементов коммунальной инфраструктуры системы водоотведения Ростова-на-Дону с высоким качеством очистки сточных вод и предусматривает также подключение новых потребителей к централизованной системе водоотведения и повышение экологической безопасности очистки сточных вод.

Хотя когда всё начиналось, трудностей тоже хватало. В одном из своих выступлений заместитель генерального директора ОАО «ПО Водоканал» Сергей Шнайдер отметил, что ситуация в начале реализации проекта модернизации ростовского водоканала была очень и очень плачевной. Настолько, что, когда команда предприятия подсчитала, сколько именно денег потребуется, чтобы привести систему водоснабжения и водоотведения в нормальный вид, ему захотелось уехать жить в другой регион.

Как бы нам такого

Волгоградский опыт сдачи городского водного хозяйства в концессию тоже считают удачным. И он может таковым считаться по праву уже хотя бы за ту сумму, которую по соглашению инвестор обязался вложить в реализацию проекта. Но не только за это, конечно, а ещё за то, что волгоградским властям удалось найти инвестора не только богатого, но и современного. В том смысле, что в своей работе он применяет новые технологии и материалы.

Конкурс среди концессионеров в мае 2015 года выиграла ООО «Концессия водоснабжения» (считается подконтрольной «Газпрому»), пообещав вложить в волгоградский водоканал 58 млрд рублей в ближайшие 30 лет. При этом только в течение первых трех лет город уже получит семь миллиардов рублей. Уже в первый год управления, то есть к концу 2015 года, концессионер поменял изношенную водопроводную трубу по новой технологии, без перекапывания улиц. Трубу меняли методом горизонтально направленного бурения, что позволило не выкапывать траншею и не мешать автомобилистам.

Так что будем считать, что не зря, наверное, Валерий Сараев, сити-менеджер города Саратова, ездил в Волгоград набираться опыта. Возможно, ему там не только рассказали о сути масштабного инвестпроекта, но и шепнули секрет, как не продешевить с концессией.