Кто-то не хочет, кто-то не может
Валерий Радаев – губернатор упрямый. И если он однажды сказал, что дела во вверенном ему регионе идут хорошо, то так и будет твердить раз за разом. В минувший вторник духу признать грядущие трудности тоже не хватило. Эксперты от науки и бизнеса, которых он собрал посоветоваться о проблемах развития реального сектора экономики, ответили ему вялым мозговым штурмом. Большая часть выступающих, пользуясь моментом, просила материальной помощи или госзаказа на собственные товары и услуги. Экс-чиновники предложили вспомнить управленческие механизмы, хорошо работавшие 18 лет назад.
Губернатор-баюн
«Каждый из присутствующих здесь понимает, какая сегодня реальная обстановка, ситуация», – сказал Валерий Радаев в своем вступительном слове. И это была его первая ошибка. Потому что подавляющее большинство из приглашенных экспертов о реальной обстановке в стране в лучшем случае лишь догадывались.
Основной источник информации – российское ТВ – не очень-то заботится о том, чтобы донести до каждого своего телезрителя экономическую реальность. Про обстановку в области можно сказать то же самое еще увереннее. Именно при губернаторе Валерии Радаеве журналистов перестали приглашать на важные рабочие совещания, предлагая взамен бодренький план правительства, где основная часть мероприятий – спортивные и детские. И именно при губернаторе Радаеве в правительстве завелся список СМИ, с журналистами которых не рекомендуется говорить региональным чиновникам. Между тем к СМИ можно, конечно, относиться по-разному. Но иного канала взаимодействия с обществом у власти нет. Общество без информации перестает жить проблемами власти. Предпочитает думать, что их нет. Но это не так.
Закрывая свою встречу с экспертами, Валерий Радаев сказал, что в январе в региональный бюджет недобрали 500 миллионов рублей. И еще 500 миллионов оттуда изъял Газпром, объяснив, что переплатил. Итого: только за первый месяц года доходная часть регионального бюджета «похудела» на миллиард рублей. «Такого не может происходить. Если такая тенденция сохранится три месяца, то мы начнем сдавать позиции», – осторожно поделился своими переживаниями губернатор. И это снова было неправильно. Такими словами в бой не поднимают. Так что губернатору хорошо бы определяться, еще до встречи с экспертами, он зачем их зовет – будить или баюкать? С той встречи, что состоялась, приглашенные явно ушли укачанными. Потому что будили их плохо.
«Хотелось бы вместе наработать те механизмы, которые позволили бы нам на самом деле двигаться вперед». «Поддержка федерального центра дала зримые результаты, которые отразились прежде всего на нашей жизни». «Во время общения с президентом я в очередной раз убедился, что мы выбираем верные приоритеты».
Что хотел губернатор услышать от экспертов? Его тревожит отрицательная динамика по обороту розничной торговли и реальным доходам населения. «Здесь мне крайне важно услышать ваши предложения, – сказал Валерий Радаев. И пообещал внимательно отнестись к идеям, которые могут помочь развитию экономики и укреплению социальной стабильности. Еще губернатор хотел бы услышать предложения по развитию малого и среднего бизнеса, созданию оптимальной среды для комфортной работы предпринимателей. – Все мы – и региональная власть, и бизнес, и каждый житель – работаем на то, чтобы Саратовская область была успешнее и экономически сильнее. Поэтому главный посыл остается прежним: открытость населению. Об этом постоянно говорит Владимир Владимирович Путин, отмечая, что мы должны уходить в большую прозрачность. И сегодняшнее наше общение должно показать такой пример. Необходимо предельно честно и заинтересованно обменяться мнениями и замечаниями. На нас с вами лежит обоюдная ответственность за земляков. Наступивший год должен стать для населения области более стабильным и не ухудшить уровень жизни».
Из выступления губернатора стало понятно, что в российских верхах нет четкого видения ситуация. Одновременно с планом антикризисных мер там пытаются собрать пакет предложений по структурным изменениям российской жизни. Но не надо думать, что в федеральном центре решили получить революционные предложения из российских регионов. «Вновь актуализирована задача устойчивого роста, предпосылки которого должны быть четко выявлены и обоснованы благодаря эффективным решениям региональных команд», – сказал Валерий Радаев. И это означало, что максимум, на что готовы в центре, – это распространять опыт успешных регионов на всю страну. Но его надо показать, правильно им похвастаться.
Саратовской области мешает быть примером для всех остальных большой долг. Когда Валерий Радаев забирал область из рук предыдущего губернатора Павла Ипатова, долг составлял тридцать миллиардов рублей. И Валерий Радаев Павла Ипатова за этот факт стыдил. За три радаевских года долг области увеличился почти вдвое. И будет увеличиваться дальше. Потому что бюджет, несмотря на все усилия (радаевской команде удалось исключить из расходной части 4 млрд рублей), остается дефицитным. Ну да, при Ипатове «дыра была 10 миллиардов» рублей, а сегодня она составляет семь миллиардов по текущим расходам прямых обязательств. Между тем задачу – исполнить все социальные обязательства – с губернаторов пока не снимают. «Приоритет для всех – заработная плата 100 процентов, и будем находиться в экономном режиме, но обязательство – защита человека – исполнять. И искать механизмы исполнения других приоритетов, установленных российским правительством», – говорил губернатор. И было понятно, что ему очень-очень нужны эти механизмы. Может, для того, чтобы спать спокойно. Или для того, чтобы всем утереть нос и показать, что мы не только на единичных бумагах лучшие, а на деле. Для этого всего-то и нужно, что собирать не 49 миллиардов рублей собственными доходами, а 100. Валерию Радаеву эта цифра, по крайней мере в мечтах, по плечу: «Я хочу сказать. Если у нас ВРП 600 миллиардов рублей, а мы получаем 49 миллиардов налоги, это не вяжется. Мы должны минимум получить 100 миллиардов рублей». И, наверное, именно рецепта, как это сделать, он и спрашивал у экспертов. А вот в этом эксперты не хотели ему помогать.
Валерий Радаев, губернатор Саратовской области: «НАМ УДАЛОСЬ...» – Чтобы было понимание, с чем мы выходим на очередной этап, хотел бы кратко остановиться на базовых экономических параметрах, достигнутых в прошлом году. В реальном секторе рост отмечен по всем основным направлениям. По темпам развития промышленности входим в тройку сильнейших в ПФО. Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств увеличился более чем на 15 процентов... Что касается инвестиций, несмотря на сложившуюся экономическую и внешнеполитическую ситуацию ни один проект в регионе не был свернут, ни один инвестор не ушел... Всё это не могло не отразиться на таком базовом показателе экономики, как индекс производительности труда. (Индекс динамики производительности труда характеризует изменение выработки в отчетном периоде по сравнению с базовым. – Прим. авт.) Рост составил 114,7%, что почти на 10% выше среднероссийского уровня... Для сельского хозяйства год был непростым, в том числе по причине погодных условий. Но это не помешало выйти нам на лидирующие позиции по зерновым, подсолнечнику и овощам... С учетом рыночного спроса произошло некоторое снижение показателей на рынке жилья. Однако область сохраняет хорошие позиции по его доступности. У нас одни из самых высоких в ПФО объемы сдачи жилья экономкласса (порядка 40%) и самый высокий показатель обеспеченности жильем на одного жителя... Мы переломили ситуацию, перейдя от латания дыр к строительству и реконструкции дорог, завершив социально значимые, я бы сказал, стратегические объекты... Нам удалось в прошлом году значительно реструктуризировать госдолг, что позволило сэкономить полмиллиарда рублей, а в текущем году будет высвобождено свыше миллиарда. |
Пораженческие настроения
Александр Соловьев, заместитель председателя правительства Саратовской области, выступал следом за губернатором. Начал с уточнений о влиянии внешних угроз на экономику области, назвав их: падение цен на нефть, ослабление курса рубля к доллару и рост инфляции. Посетовал на дисбалансы в экономике региона, которые имеют исторические корни. Именно эти, не зависящие от сегодняшней региональной власти условности не позволяют сократить отставание Саратовской области от российских регионов-лидеров даже на фоне хорошей динамики нашего социально-экономического развития.
«И в этих обстоятельствах мы вынуждены выработать механизмы преодоления кризисных явлений», – предупредил экспертное сообщество зампред, пояснив, что в регионе совершенствуется план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности до 2017 года. Он ориентирован на поддержку реального сектора экономики, стимулирование рынков сбыта продукции, произведенной в области. Нужны еще меры противодействия незаконному предпринимательству. И хорошо бы расширить участие граждан в задачах регионального развития. «Цель сегодня – прямой диалог с выработкой необходимых решений», – сказал Александр Соловьев. Что означало, что существующие мероприятия в плане пока не очень-то эффективны.
Про то, что власти запутались, говорил в своем выступлении и директор эконома Сергей Наумов. Правда, предупредил, что его небольшой анализ «индивидуальный исключительно». «К сожалению, на сегодняшний день и либеральные экономисты, и те, которых принято называть государственниками или дирижистами, сходятся в одном: прежняя модель экономического роста больше не работает. Или, как говорят у нас в Плехановке, политика экономического дрейфа привела к затуханию экономического развития». Непростая экономической, да и социальная ситуация, которая складывается сегодня в РФ, отображается в нашем регионе. И терпеть это дальше – значит страну губить, намекнул Сергей Наумов. Выход один. Власть должна признать, что ей необходима новая экономическая политика. С новым потенциалом роста.
Предупредив о негативных глобальных трендах, Наумов перешел к частностям. Сказал, что нельзя обсуждать реальный сектор экономики региона без обсуждения подготовки кадров для нее. Саратовская область всегда славилась своей экономической школой «в лице эконома – одного из старейших экономических вузов России». Но сегодня статус этого учебного заведения изменен. С тех пор как вуз стал филиалом, изменилось его финансирование. В 2016 году оно снижено ровно на четверть. Вторая проблема из тех, что с катастрофической быстротой снижают качество подготовки экономистов и управленцев, – распыление бюджетных мест по экономическим направлениям подготовки по немалому количеству вузов в регионе. Это означает, что эконому их достается всё меньше. В 2016 году этому вузу выделено всего 60 бюджетных мест по экономическим специальностям и 30 мест на близкий к ним менеджмент. Цифра бюджетных мест могла быть почти в два раза больше, если бы их не оттянули на себя другие вузы области.
Сергей Наумов сказал, что он волнуется не просто так. Его интересует качество подготовки будущих экономистов. Потому что в саратовском социально-экономическом институте сегодня работает 100 докторов экономических наук, а в СГУ, например, которому тоже достаются бюджетные места на экономические специальности, их всего шесть. По мнению Наумова, в СГУ при таком состоянии кадров достаточно кафедры экономической теории, и не надо никого дурачить целым факультетом. «В целом в Саратове и Энгельсе подготовка экономистов и менеджеров ведется аж в семи вузах, подавляющая часть из которых не имеет потенциала. В этой ситуации вполне реальна опасность потери своей региональной экономической высшей школы, – предупредил Сергей Наумов. – Задача региональной власти – противодействовать этой тенденции».
Что сделать, тоже объяснил. Нужно вернуть самостоятельность профильному экономическому вузу и сконцентрировать в нем подготовку всех экономистов и менеджеров. «Задачу в сфере подготовки экономических кадров для региона я бы сформулировал так: необходимо уменьшить их количество при повышении качества через концентрацию ресурсов. Сегодня в регионах создаются опорные вузы, ориентированные на воспроизводство кадров с учетом региональной специфики, – заявил Сергей Наумов, предлагая найти политическую волю для конструирования обновленной модели вузовской системы. – Например, элементами такой модели могли бы стать сильный научно-исследовательский университет, опорный технический университет, базовый профильный экономики и управления, медицинский вуз и вуз искусства и культуры на базе консерватории». И предупредил губернатора, что и положительные, и негативные тенденции в образовании развиваются под влиянием субъективных интересов руководства области. И на протяжении последних лет всё складывается так, что скоро Самара и Пенза обгонят нас по подготовке серьезных кадров. «Только представьте себе, наши учебные заведения могут стать филиалами самарских или пензенских вузов», – обострил вопрос до крайности Сергей Наумов.
– Этого ни в коем случае допустить нельзя, – откликнулся Валерий Радаев. Но тут же бросил свой камешек в наумовский огород. Губернатор считает, что сначала зашевелиться должны все-таки руководители саратовских вузов – «должны быть заявки, должно быть движение, инициативность должна быть от руководителей высших школ наших». Реформа высшей школы будет идти до 2018 года. В результате большинство вузов в стране будут переданы для финансирования на региональные уровни. «Надо области специалистов – готовим. Не надо – пусть готовит Пенза, – ясно и понятно разложил проблему по полкам губернатор. – Но нужны задачи. Задачи нужны. И цель нужна».
Бултыхание в вакууме, где нет идей и живых прорывных мыслей, похоже, на самом деле очень тревожит губернатора Валерия Радаева. «Сейчас вот главную цель надо сформулировать применительно к текущему моменту», – ориентировал он приглашенных экспертов. Не устраивал его сумбурный набор из «творческих направлений». Но именно их ему продолжали предлагать.
Сергей Наумов, директор саратовского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова: ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВЛАСТЬ ПРОИГРАЕТ – Мы должны понимать, Валерий Васильевич, что стоим на пороге большого электорального цикла. А часть бизнеса (давайте признаем это честно) начинает искать альтернативы сегодняшнему экономическому курсу. Наш крупный и средний бизнес уже позволяет себе определенную степень критичности. Хотя, впрочем, пока абсолютное большинство не высказывается публично, мы уже фиксируем появление новых программных документов, содержащих альтернативы существующей экономической политике. Отдельные представители крупного бизнеса получают известность своими резкими критическими высказываниями. Недавно часть нашей экономической элиты выступили с докладами, где очень четко прослеживается мысль, что надо принять меры против административного воздействия, радикально снизить число проверок, сократить количество контрольных органов, создать независимый третейский суд, повысить ответственность судей. |
Доктор прописал облигации. Губернатор посмеялся над рецептом
Ольга Кириллова, доктор экономических наук, заведующая кафедрой налогов и налогообложения социально-экономического института, свела свое выступление к тому, что ситуация с бюджетами зашла в тупик. Для того чтобы поддерживать предприятия и организации с помощью льгот и других преференций, в бюджете должны быть деньги. А деньги в бюджет поступают как раз от этих же предприятий и организаций. Налоговые ожидания 2016–2017 годов, по ее мнению, не совсем оправданы. По отдельности каждое мероприятие кажется важным, но они оказывают взаимное влияние друг на друга и в итоге могут иметь отрицательный эффект.
«Правительство РФ предлагает регионам более активно использовать свои полномочия. В частности, речь идет о налоговых льготах вновь создаваемым предприятиям промышленности и о специальных инвестиционных контрактах. Но это все равно льготы, которые, с одной стороны, стимулируют развитие бизнеса, с другой стороны – приводят к выпадению доходов бюджета. Нужно четко просчитывать, какова цена вопроса. Иногда популистские решения могут иметь плохие последствия», – предупредила Ольга Кириллова. Но дала понять, что научная общественность готова включиться в обсуждение этих эффектов, «если руководство области сочтет это возможным и необходимым». Иными словами, речь шла о том, что доктора наук готовы выполнить для правительства оплаченное исследование с выводами и конкретными рекомендациями. А бесплатно согласны только предупредить, что с налоговой базой всё плохо и на лучшее губернатору не стоит надеяться.
Елена Ермакова, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов социально-экономического института, подтвердила, что ждать бюджету Саратовской области нечего. Ни от налогоплательщиков, ни от федерального уровня никаких дополнительных доходов не будет. Если региональная власть хочет иметь дополнительные деньги на стимулирование реальной экономики, нужно выпускать облигации: «Это тот ресурс, который можно задействовать, чтобы решить проблему, которая сегодня была обозначена как недостаток инвестиций в инфраструктуру. Ведь займы облигационные можно делать целевыми. В том числе собирать средства для возрождения оросительной системы». Елена Алексеевна убеждена, что российское законодательство не случайно выстраивается для привлечения денег населения.
Валерий Радаев это предложения всерьез не воспринял. Рассмеялся и сказал, что долговая нагрузка области уже 101 процент к бюджету: «Куда нам еще? Мы закредитованы».
Банковские деньги зависят от политики
«Если не кредитовать сельское хозяйство, оно рухнет», – предупредил Вячеслав Королев. Он выступал с экспертной оценкой происходящего в экономике от лица руководителей крестьянско-фермерских хозяйств. Все беды сельского хозяйства он начинает с неумения власти покупать урожаи. Все благие намерения делать госзакупки разбиваются о какое-то чиновничье разгильдяйство. В пример приводит оплату по зерну 2015 года. Объявили в начале осени вроде хорошую цену – 10800 рублей за тонну пшеницу. Но деньги дали пять дней назад. Получилось, что продали фермеры зерно по цене ниже рынка. Ведь сейчас уже саратовские переработчики берут по 11200. «Помогите нам продать. Мы же теряем. И идем в банки с протянутой рукой. А мы хотим класть деньги в банк, а не брать их оттуда», – говорит Королев. И предлагает банкам не бояться кредитовать фермеров. «Мы денежки свои не прячем. Мы их вносим в землю», – убеждает Королев и просит понять давно для него понятное, что земля все равно отдачу обеспечит.
Президент банковского клуба Александр Гололобов объяснил, почему второй год идут задержки с выдачей кредитов региональным заемщикам.
– Банки имеют ликвидность. Банки хотят кредитовать. Банки готовы кредитовать. Но к кредитным решениям подходят очень осторожно и взвешенно. И кредитуют меньше, чем могли бы. Если взять цифры начала 2015 года, коммерческие банки были должны ЦБ 8,2 триллиона рублей. На конец года эта цифра сократилась до 5,4 триллиона. Коммерческие банки гасили свои кредиты перед ЦБ, а могли бы направить эти деньги в реальный сектор и выдать кредиты предприятиям.
Гололобов понимает, что ограничение кредитования губительно для экономики. Санкции закрыли крупнейшим российским предприятиям доступ к зарубежному капиталу. Теперь погашать ранее взятые там деньги этим предприятиям приходится с помощью денег, полученных в отечественных банках. К росту потребностей в кредите приводит и рост доллара. Всё больше денег надо предприятиям для того, чтобы профинансировать свое производство, потому что растут затраты.
– Если, например, фермеру в прошлом году на посевную надо было 50 миллионов рублей, то сегодня, с учетом того, что выросли цены на запчасти, на гибриды, с учетом всех прочих равных условий, стоимость посевной будет 75–80 миллионов рублей.
Председатель банковского клуба хочет верить, что период турбулентности завершается и участники рынка начали подстраиваться под существующие реалии. Но цифры – упрямая вещь: кредитование корпоративного сектора растет, а в розничном сегменте спад. Быстрее всего валится ипотека. «Здесь причины – безработица и падение спроса, – говорит Александр Гололобов. – И, скорее всего, в розничном кредитовании мы будем видеть дальнейшее падение».
Он положительно оценивает роль государства в поддержке малого бизнеса. В частности, то, что после слияния нескольких госструктур была создана корпорация малого и среднего предпринимательства. Теперь предприниматель может получить кредит под 10–11% годовых. Государство, как акционер государственных банков, на его взгляд, стало больше интересоваться объемами кредитования и ставит задачу перед госбанками наращивать объемы инвестиционных кредитов. Если эта тенденция сохранится, мы увидим большее финансирование реальной экономики. Государство через ЦБ и коммерческие банки начало уделять внимание транзитным операциям. По словам Гололобова, когда банк будет вынужден останавливать сомнительные проводки, он будет от лица государства давать бизнесу совет быть прозрачность.
Почему российская деталь стоит в 1,5 раза дороже импортной
Самым расстроенным на встрече экспертов с губернатором выглядел генеральный директор ООО «Первая Локомотивная компания» Александр Стрелюхин. У него на производстве создали современнейшую машину, «где использованы все новейшие возможности и разработки мировых держав, которые существуют в мире». Мультисистемный локомотив сегодня находится в фазе испытаний. Стрелюхин рассчитывает, что до ноября удастся получить сертификацию и выйти на производство 150 локомотивов в год. С ней были связаны самые радужные надежды. Ведь машина, как утверждает Стрелюхин, «схожа по своей сложности с самолетом», и она могла стать конечным продуктом, которых так не хватает региону. Но вдруг на страну опустился занавес, мешающий работе с иностранными партнерами. А машина-то состоит более чем из 12 тысяч комплектующих. И многие из них сделаны на проклятом Западе. Саратовская область – это высокоразвитый ВПК. И Стрелюхин решил, что можно воспользоваться ситуацией санкций и начать здесь выпускать нужные узлы и детали – «подзагрузить предприятия области».
– К сожалению, на сегодняшний день мы вынуждены были заключить контракт по кабине, которую нам делала немецкая фирма, с пензенским заводом, – говорит гендиректор Локомотивной компании. Какие-то предприятия, правда, откликнулись на призыв поучаствовать в машине. Это Вольский механический завод, Саратовский агрегатный завод, Сапкон, АИТ. – Мы понимаем, что ситуация непростая. Чтобы новая машина была конкурентоспособной, нужны совместные усилия. Если мы покупали за тысячу рублей какую-то немецкую комплектующую деталь, то российские предприятия предлагают нам ее за 1,5 тысячи. При этом я пытаюсь понять, как же так может быть. Медь и алюминий – одинаковые биржевые товары во всем мире. Логистика у российских предприятий по передвижению детали к нам лучше. Налоги у нас не европейские. Зарплаты, к сожалению, тоже не европейские. Таможенная очистка не нужна. Наша деталь должна быть априори дешевле. А получается наоборот. Сводится всё к тому, что необходим определенный механизм, который подтолкнул бы нашего российского производителя производить импортозамещающую продукцию дешевле. Предложение, Валерий Васильевич, здесь одно в наших условиях – создание фонда, или бюджета развития. Чтобы он был направлен на создание преференций для российского товара. А может, в рамках законодательства Саратовской области прописать преференции еще и для саратовского товара. Тот, кто этот бренд имеет, тот имеет и преференции. А это и возмещение процентной ставки банка, гранты, связанные с исследованиями, в результате которых получается инновационная продукция, которая и является импортозамещающей. Каждый рубль в бюджете развития потянет за собой более пятнадцати рублей в экономику. Вот такой мультипликативный эффект наблюдается в этом случае. И я считаю все-таки, что для всех министерств, завязанных на импортозамещение, нужно ввести такой показатель работы, как количество импортозамещенных товаров. Это заставит наших коллег отчитываться за то, что сделано, чтобы свести промежуточную продукцию на одном предприятии воедино, чтобы получился конечный продукт. Надо воспользоваться этим моментом.