Кризисный блюз для такси

Оценить
Два кризиса наложились друг на друга в области таксомоторных перевозок

Спад в российской экономике повлёк за собой рост цен и снижение покупательской способности россиян. Под ударом оказались разные сектора бизнеса. Однако в сегменте таксомоторных перевозок кризис совпал с появлением диспетчерских сервисов, и без того существенно меняющих расклад на рынке. «Газета недели» попыталась разобраться, как сейчас обстоят дела у таксистов Саратовской области.

Люди и сервисы

По сути, диспетчерские компании работают как посредники между пассажиром и водителем – они принимают заказы от первых и доводят их до вторых. За доступ к заказам водитель платит диспетчеру фиксированную сумму. Организационная часть упростилась: компаниям больше нет необходимости содержать собственный автопарк и штат водителей. Когда снижаются затраты, можно снизить цену. Взаимодействие между водителем и пассажиром максимально автоматизировалось: такси теперь можно вызвать через приложение на телефоне, не обязательно даже ни с кем общаться. Всё стало проще.

Но только не для водителей. Их жизнь, наоборот, заметно усложнилась. Мало того что новые сервисы привели к увеличению числа таксистов и усилению конкуренции между ними. По мнению водителей, компании ещё и существенно снизили их заработок. Ведь цену за вызов устанавливает сам диспетчер. А в конкурентной борьбе цена страдает одной из первых.

Дошло даже до акций протеста. Например, в феврале прошлого года московские таксисты провели трёхдневную забастовку с требованием согласовать с ними тарифы и снизить процент отчислений диспетчерам. Аналогичные акции прошли в Питере, Пензе, Ульяновске и других городах. Не стал исключением и Саратов: в марте в посёлке Затон прошло первое собрание саморегулируемой организации «Союз работников такси».

Говорит таксопарк

О том, какие опасности таят в себе диспетчерские службы, «Газете недели» рассказал директор службы такси «Профи» Виталий Деревщук. «Профи» – одна из немногих саратовских компаний, сохранивший собственный таксопарк. «Появление агрегаторов привело только к ухудшению качества услуги, – считает Деревщук. – Стоимость стала низкой, в некоторых случаях даже ниже себестоимости проезда, что приводит к очень маленькому заработку водителя, который не покрывает питание, проживание и ремонт автомобиля в полном объеме. Это в свою очередь приводит к озлобленности и невнимательности водителя, а от этого и увеличение числа ДТП».

Такая невесёлая картина складывается для тех водителей, у кого работа в такси – основной вид деятельности. А им ещё и начинают мешать так называемые подработчики. «Это человек, который не имеет ни опыта, не разрешения, ни зачастую навыков вождения, – объясняет Деревщук. – Который не считает доход-расход и возит всё подряд, не обращая внимания на стоимость услуги. Это приводит к ухудшению состояния автомобиля, поломке и думам, где взять деньги на ремонт. Что мешает зарабатывать истинному водителю такси, который этим живёт, платит налоги, но в данный момент просто не справляется с объемом расходов. И начинает снова работать нелегально».

Неудивительно, что почти все перевозчики в городе уже переквалифицировались в диспетчерские службы. «Все уже давно так сделали, – отмечает Деревщук. – Потому что нет защиты закона, нет возможности построить то, что называется «служба такси», а не «диспетчерская служба». Ведь диспетчер – это просто информационное агентство. Оно ни за что не несёт ответственности, просто использует водителей и жизненную ситуацию в стране, чтобы зарабатывать деньги. При этом часто не выполняя законодательство, которого в принципе как такового и нет. Закон есть, но он совсем неправильно создан, нет спецоргана, который бы контролировал его исполнение».

При этом, как считает директор, организовать нормальную работу службы такси в городе вполне возможно. «Проект построения службы есть, он основан на всех ошибках в этой сфере, – поясняет Деревщук. – Но его надо раскрывать, и на принятии нового закона требуется присутствие людей, которые хотят порядка в этой сфере, – директоров и владельцев, которые подскажут все подводные камни».

Диспетчерский ответ

«Любая диспетчерская служба, дорожащая своей репутацией, всегда будет следовать строгим правилам работы, – поясняет пиар-менеджер OOO «Алло-Консалтинг» (служба «Алло-Такси») Екатерина Немкова. – Проверять каждого нового водителя, заключать договор только с теми водителями, у которых есть разрешение на перевозку пассажиров, проверять состояние автомобиля, организовать службу контроля качества, работать с жалобами со стороны клиентов и водителей. В нашей службе вопрос безопасности – как клиента, так и водителя – всегда был в приоритете».

Аналогичную точку зрения высказывают и в «Uber» (международная компания, владелец одноимённого приложения для вызова такси). «В Uber есть эффективная система оценок, – пояснила пресс-секретарь компании Евгения Шипова. – После окончания каждой поездки пользователь и водитель ставят друг другу оценки. Uber очень внимательно следит за этими оценками». Пассажир может отправить свой отзыв и в службу поддержки сервиса (после окончания поездки приходит письмо, на которое можно ответить). В блоге компании проясняются и вопросы безопасности: «Поездки не являются анонимными. Как только водитель принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о нём, в том числе имя, фото, номер и марку машины. Пользователи также видят рейтинг водителя в системе. Технология GPS позволяет в режиме реального времени отслеживать статус любой поездки, поэтому мы знаем, в какой машине и в какой точке маршрута находится в данный момент пользователь. Пользователи могут отправить ссылку на маршрут своей поездки с информацией об ожидаемом времени прибытия друзьям и знакомым с помощью специальной опции в приложении. В случае необходимости мы готовы сотрудничать с право­охранительными органами в соответствии с местным законодательством».

Люди стали больше экономить

Что касается снижения зарплат водителей, то у диспетчеров есть свой взгляд и на эту проблему. «Сказать, что резко упали зарплаты водителей, нельзя, – комментирует Немкова. – Если водитель будет трудолюбивым и будет брать все заказы, от эконома до ВИП, то заработная плата у него будет достойная. Конечно, это нелёгкий труд. Но в наше время не осталось профессии, где можно получить легкие деньги».

А как на работе такси сказалось непосредственно падение доходов населения? В «Алло-Такси» признаков упадка не наблюдают, хотя и отмечают, что люди стали больше экономить. «На сегодняшний день наша компания не ощутила серьезного спада заказов, – сообщила Немкова. – Появилась тенденция на выбор более экономичного тарифа. Тариф «эконом» у нас держится в топе». Также компания осваивает параллельные рынки. «Мы стараемся поддерживать спрос клиентов и предлагать не только услуги легкового такси, но и грузового, спецтехники, ассенизаторов и эвакуаторов. Вводим новые направления: доставка топлива, буксировка, детское кресло и провоз животного», – пояснила представитель службы.

Мобильная конкуренция

Среди крупных диспетчеров, работающих в Саратове, – «Алло-Такси», «Везёт», «Максим», «Пегас». В отличие от Москвы и ряда других российских городов у нас не работают такие именитые службы как «Uber», «Яндекс.Такси» и израильский «Gett». Планируют ли они прийти в Саратов в обозримом будущем, пока не известно (в пресс-службе «Uber» пояснили, что в приоритете на 2016 год у компании находятся города-миллионники). Но если это произойдёт, смогут ли они повлиять на местный таксомоторный рынок? В «Алло-Такси» вероятного прихода в город того же «Яндекса» не боятся. «Функционал нашего приложения «АллоИнфо» идентичен функционалу «Яндекс.Такси», – пояснила Немкова. – Поэтому ничего нового «Яндекс» не предложит Саратову. Это будет просто дополнительное приложение. У клиента будет больше выбора».