«Резина» на Чапаева и прочий коллапс

Оценить
На саратовский городской общественный транспорт валом валятся проблемы

Трамваи за последние несколько недель раз пять сходили с рельсов, минувшей осенью энергетики пытались отключить электротранспорт за долги, владельцы транспортных компаний бесконечно жалуются на убыточность пассажирских перевозок, беспрестанно нагружая новым транспортом и продляя самые «хлебные» маршруты. Впрочем, жалобы – старая история, и нет у нее конца.

Анна Мухина

При этом среднестатистическому саратовцу-пассажиру общественного транспорта живется несладко: трамваи по некоторым веткам ходят редко, в автобусах в часы пик давка, водители довольно часто или «резинят», или несутся с бешеной скоростью, обгоняя конкурентов, для них не проблема выехать на встречку с полным салоном пассажиров, если нужно утереть нос зарвавшемуся коллеге. Уехать в районы города, находящиеся в отдалении от основных транспортных магистралей, в вечерние часы невозможно. Кондукторов в городских автобусах днем с огнем не сыщешь. При этом хорошую экономику обеспечивает именно транспортная мобильность горожан, и, по большому счету, именно город должен заботиться об этой мобильности.

Валерий Сараев с самого начала показал свою заинтересованность в транспортной проблеме. На трамвае ездил, потом на автобусе. Правда, 90-й, в котором путешествовал сити-менеджер, ра­зительно отличался от привычного рядовым саратовцам – и тепло в нем было, и водитель остановки объявлял, и кондуктор пассажиров «обилечивала», гуляя по салону.

Мы выяснили, как сегодня организована система общественного транспорта в Саратове, какие в ней есть пробелы и что требуется для того, чтобы система заработала на благо города.

Я жду трамвая... А чего дождусь?

Не нравится мне, когда на заседаниях городской думы некоторые депутаты вещают, что трамваи возят воздух. Нас, жителей 4-го Жилучастка, трамвай всегда здорово выручал.

Анна Мухина

Старшая дочь всегда добиралась до школы только трамваем: еще пару лет назад с 7 до 8 утра и семерка, и двойка ходили по своему маршруту раз в десять минут. Народу на остановке в это время всегда было много: в 15-й лицей этим транспортом ехали как ученики, так и учителя. Вагоны не пустовали. Десять минут – и ты на месте. А в пробке на Энтузиастов в дурную погоду можно было провести и полчаса.

Всё изменилось где-то с полгода назад. График движения трамваев стал какой-то совсем непонятный – помахав вслед ушедшему вагону, следующего легко можно было прождать полчаса. Из-за чего и учителя, и ученики, и прочие потенциальные пассажиры в итоге переместились на автобусную остановку.

Точно так же целой проблемой стало в последнее время уехать с конечной семерки и двойки. Пару раз, еще в сентябре, мы пытались уехать оттуда с детьми домой. Вечером, в 18:00, за полтора часа до «дежурок», нам пришлось ждать свой красный вагончик минут, наверное, сорок. С таким временем ожидания, при всей моей любви к трамваю, я выберу автобус.

В Сети есть целый алгоритм, как легко и быстро уничтожить электротранспорт в любом городе. Среди прочего там есть пункты: «обосновать, что причиной пробок являются трамваи, демонтировать один-два участка сети в центре города, увеличить «графиковое» время хода, уравнять тарифы в муниципальном и коммерческом транспорте». И у меня такое ощущение, что наш город поступательно воплощает этот алгоритм в жизнь.

Две дороги – две маршрутки!

У доброй половины жителей Саратова есть свои предложения по улучшению транспортной сети. Вот одно из них.

Дмитрий Козенко

На северной окраине поселка Юбилейный расположен новый микрорайон Русинвест. Четыре линии шестиэтажных домов. В каждой линии по три многоподъездных дома. То есть людей живет достаточно. До конечной остановки в Юбилейном поселке пешком минут пятнадцать летом и полчаса зимой: сами понимаете – сугробы, наледи и всё такое.

К Русинвесту ходят два маршрутных такси – № 4 и 5, оба до перинатального центра. Но всё дело в том, что ходят они только с восточной стороны поселка по улице Исаева. А с западной стороны – по улице братьев Никитиных – не ходят. Вроде бы ерунда, но от крайних западных домов до остановки 4-го и 5-го маршрутов идти примерно столько же, сколько до центра Юбилейного. Может, дело в том, что асфальт на Исаева лучше, чем на братьев Никитиных (она же дорога на Монахов пруд)? Да, получше, но в целом эта улица вполне приличная по саратовским меркам. Может, стоит развести маршруты по параллельным улицам? Людям было бы удобнее.

Как это устроено?

В Саратове раз в три года муниципалитет проводит конкурс перевозчиков на обслуживание маршрутов пассажирского транспорта. Последний раз такой конкурс проводился осенью 2014 года. Тогда право получили четыре транспортные компании – ОАО «Автокомбинат-2», МУПП «Саратовгорэлектротранс», ООО «Икар» и ОАО «Межгородтранс». Эти четыре предприятия обслуживают существующие на сегодня 93 транспортных внутригородских маршрута.

Добраться б...

Бермудские треугольники Саратова

Суть транспортных сложностей нашего города можно выразить в трех вопросах: «как далеко?», «как часто?» и «до скольки?». Хотя, учитывая то, как с какой скоростью ходят наши автобусы и троллейбусы, к этому перечню можно прибавить «как долго?». «Газета недели в Саратове» исследовала карту города и обнаружила множество проблемных зон с транспортом.

Андрей Сергеев

Фрунзенский. Это единственный район города, который, по большому счету, не имеет транспортных проблем. Причина проста – центральное положение и малая площадь. Несколько хуже приходится тем жителям района, кто обитает ближе к Кумысной поляне. Правда, там в основном расположены коттеджи, и у людей, скорее всего, имеется частный транспорт.

Октябрьский. Как и во Фрунзенском районе, проблемная зона только одна, правда, более значительная по территории – северная часть Октябрьского поселка (бывшая Агафоновка). До угла улицы Клочкова и Литейного проезда доходят маршрутки № 58 и 65, а также трамвай № 10. Всё, что расположено дальше в гору, транспортом не обслуживается. Расстояние до наиболее дальних точек вроде 5-го Саратовского проезда составляет 1,3 км.

Заводской. Как и в Октябрьском районе, большие сложности с предгорным частным сектором, в частности в Пролетарском поселке. Единственный доезжающий сюда маршрут – № 14 (Донская/7-й Нагорный проезд – пос. Юриш). К счастью, путь маршрутки пролегает по центру микрорайона, но, во-первых, сам район достаточно велик, а во-вторых, на ней нельзя выехать за пределы Заводского района. Даже для того, чтобы добраться до ближайшего Октябрьского района, вам нужно будет обязательно пересесть.

Наибольшие проблемы в Заводском районе на тех участках, что находятся от Огородной в сторону Кумысной поляны и от Станкостроительной до 5-го Динамовского проезда. Расстояние от наиболее удаленных точек до ближайшей остановки (угол 5-го Динамовского проезда и Миллеровской) достигает 1,5 км. Зато от этой остановки ходит три маршрутки, одна из которых – до Мирного переулка.

И, безусловно, проблемным участком Заводского является поселок Увек. Уехать оттуда можно двумя способами. Первый – маршрутка № 36 (идет до стадиона «Волга»), а это уже порядка 40 минут на транспорте, не считая ожидания на остановке. Есть альтернативный вариант – электричка на Саратов-1. Мало того что идет практически в центр, так еще и довозит менее чем за полчаса. Однако ходят эти электрички, разумеется, далеко не каждый час, и последняя отходит с вокзала в 18:32.

Волжский. Как ни странно, но Волжский район – один из лидеров по проблемам с транспортом. Нет сложностей только в исторической части района, с другими участками всё не так просто. Например, транспорт в принципе отсутствует в промежутке от Волги до Мясницкой. Формально расстояния там не критические, но, учитывая склон и отсутствие уборки улиц в зимний период, решение дойти до остановки может оказаться рискованной затеей. Также это касается и жителей поселка Затон.

Самое веселое начинается с Усть-Курдюмской. Например, через дорогу от Юбилейного начинается поселок «Совхоз «Комбайн», который потом плавно перетекает в улицу Столыпина, заканчивающуюся в районе Алексеевского городища почти на берегу Волги. Если верить картам и перечню маршрутных такси, то транспорт туда вообще не доезжает, а максимально удаленная от ближайшей остановки точка находится на расстоянии трех километров (!) – это рекорд Саратова. По факту не всё так плачевно. Как рассказал нашей газете один из жителей с/х «Комбайн», сюда до отделения почты доходят несколько маршруток № 52 (филармония – пос. Юбилейный). Утром они приезжают примерно раз в 15–20 минут, после 11:00 где-то раз в полчаса, под вечер раз в час. После 19 уехать уже не получится.

Недалеко от совхоза «Комбайн» находится поселок Займище. Сюда от угла Кутякова и Радищева ходит маршрутное такси № 34. Ходит, правда, не слишком часто – раз в час. Примерно с ноября до весны не ходит вообще. Причина проста – в Займище постоянно практически никто не живет, это район дач.

Определенные транспортные сложности есть практически у всех микрорайонов, расположившихся вдоль Усть-Курдюмской в сторону Пристанного – транспорта мало (маршрутка № 95 и автобусы на Волжские Дали и Усть-Курдюм). Возможно, ситуация изменится в ближайшем будущем, когда строящиеся микрорайоны начнут заселяться. На данный момент даже в сравнительно благополучном по сравнению с ними Зональном, куда до ходят маршруты № 89 и 95, от некоторых точек до остановки нужно идти до полутора километров.

Наконец, отдельной головной болью является микрорайон 2-я Гуселка. Туда ходит только маршрутка № 1 (до Кирпичного завода) и только сезонно.

Кировский. Отсутствует транспорт на участке от Мясницкой до Танкистов с одной стороны и от улицы Соколовой до улицы Аэропорт с другой (таким образом, полностью отрезан 2-й Пугачевский поселок и горные части улиц Рахова, Чапаева, Пугачевской и т. д.). Единственный транспорт, ходящий на этом обширном отрезке, – это маршрутка № 21 (Бол. Садовая/Вольская – Новый Порт, пос. Юриш), соединяющая эту часть Кировского района с центром и началом Заводского. Другая проблемная зона – поселок Мирный. Остановки здесь находятся только на окраине внушительного микрорайона (в некоторых случаях до ближайшей надо добираться 1,3 км). Отчасти проблемы нивелируются тем, что из Мирного можно уехать практически куда угодно.

Проблемы есть и у тех жителей Саратова, кто живет за вокзалом. Чтобы добраться до Большой Садовой от самых дальних точек, нужно пройти 1 км. Чтобы уехать в Волжский район, надо будет дойти до Привокзальной площади, а это еще полкилометра. Отсутствует транспорт и в микрорайоне Завокзальный, а также во всех тех районах, что размещаются между Кумысной поляной и проспектом 50 лет Октября.

Ленинский. Пожалуй, лидер проблем. Без транспорта живут окраины Дачных, начиная с 4-й. Жителям необходимо преодолевать до 2 км в зависимости от того, куда надо ехать. Аналогичные проблемы наблюдаются в Елшанке, Поливановке, ВСО и Жасминке. На маршрутках можно добраться, как правило, только до 3-й Дачной, в лучшем случае до вокзала (в 2011 году, например, ликвидировали маршрут № 100 (Поливановка – ул. Грибова), мотивировав отсутствием пассажиропотока). Кроме того, транспорт не справляется с количеством пассажиров. Например, утром уже в районе ВСО сложно втиснуться в маршрутку № 75. Поэтому многие жители предпочитают электрички, которые, впрочем, могут внезапно отмениться из-за снегопада. Уезжать из центра города в эти районы тоже надо до 20:00.

Полностью отрезан от транспорта Цыганский поселок. Единственный вариант куда-то уехать – дойти до проспекта Строителей или ул. Академика Антонова в зависимости от нужного маршрута. Наконец, не везде хватает остановок в Северном и Солнечном. В последнем нужно идти 1,5 километра, если вы житель улицы Уфимцева. Отметим, что 19 декабря во время прямой линии с губернатором одна из жительниц Солнечного жаловалась на переполненные автобусы, а Радаев назвал схему движения транспорта в Саратове отвратительной. Надо отметить, что сейчас в интернете идет сбор подписей под петицией о создании нового маршрута «Хэппи Молл – Предмостовая площадь», который шел бы через Молочку.

Денис Жабкин: В Саратове убивают общественный транспорт

Известный саратовский блогер Денис Жабкин пристально следит за тем, как развивается ситуация с общественным транспортом в Саратове. Мы поговорили о том, как развивался транспорт в Саратове, из-за чего возникли существующие проблемы и можно ли организовать транспорт так, чтобы он стал доступным и удобным для саратовцев.

Анна Мухина

Денис Жабкин– Денис, с чего в Саратове начинался общественный транспорт?

– Если забираться в самую глубь истории, то небольшому компактному Саратову вполне хватало его 13–14 трамвайных маршрутов. Троллейбусы и автобусы появились здесь, когда город стал расти. Их маршруты были завязаны на «точки притяжения». Все конечные остановки были в непосредственной близости от крупных заводов – Техстекло, Крекинг, Авиазавод. По утрам люди приезжали туда на работу, вечером транспорт развозил их обратно в жилые районы. В 90-е, когда произошел развал промышленности, люди на заводах работать перестали, произошла смена трудовой деятельности.

– И «точки притяжения», соответственно, поменялись?

– Да. В транспортной сфере тоже произошли изменения – предприятия, занимавшиеся перевозками, автобусные парки, стали постепенно переходить в частные руки. Частники уже стали организовывать новые коммерчески успешные маршруты, которые учли эту смену «точек притяжения». А схема городского электротранспорта с тех времен так и не изменилась: некоторые трамваи потому и ездят полупустыми, так как пассажиру нет смысла ехать в нем половину пути, чтобы потом пересаживаться на автобус.

– Новые маршруты как-то согласовывались с городской властью?

– Естественно, их все «подписывала» администрация. Первоначально было так: выпускался реестр автобусных маршрутов, согласно ему заключались договоры с перевозчиками (теперь так тоже делают). Только в 90-х администрация определяла, сколько на маршруте будет частных, а сколько муниципальных автобусов. Но сегодня у города по факту остался только электротранспорт. А у муниципалитета нет денег на обновление подвижного состава, на развитие транспортных маршрутов электротранспорта. Поэтому у нас, как и во многих других городах, он выполняет социальную функцию – перевозит льготников.

– К чему привели все эти действия?

– К тому, что в Саратове расплодилось огромное количество автобусных маршрутов. В конце 80-х их было около сорока, сейчас порядка сотни. Какое-то время их было даже больше ста. В городах, где умеют считать деньги, маршрутов куда меньше. И там всё по-другому организовано: есть опорные, магистральные маршруты – это метро или любой другой скоростной транспорт, который работает там, где проходит основной пассажиропоток. Маршрутов там минимум, обслуживает их транспорт большой вместимости, который ходит быстро и с минимальным интервалом времени.

У нас такими магистралями могут быть 50 лет Октября, Чапаева, Чернышевского, проспект Энтузиастов, например. А в районы более отдаленные – в ту же Поливановку, или Увек, или на 3-й Жилучасток – должны идти подвозящие маршруты меньшей вместимости, с чуть большим временным интервалом. Пассажир, когда планирует маршрут, выбирает тот, где он заплатит меньше. Соответственно, плата за проезд с учетом пересадки должна быть меньше или ее не должно быть вообще.

У нас эту проблему перевозчики решают по-другому: изобретают длинные маршруты, которые заезжают в каждый угол. В итоге количество маршрутов на магистральных участках возрастает, интервал между ними увеличивается, загрузка уменьшается – количество пассажиров-то одно на всех. И мы приходим к тому, что маршруты, которые ходят в Октябрьское ущелье, в Увек или на 3-й Жилучасток, начинают ходить еще реже, поскольку им надо набить салон и отбить затраты. И сходят автобусы с этих маршрутов не в положенные 21:00–22:00, а уже часов в семь вечера.

При этом у перевозчиков всё работает так: каждый водитель платит хозяину маршрута план. Чем больше у перевозчика водителей на маршруте, тем больше ежедневного плана он соберет. Водители, чтобы не остаться в минусе, начинают «резинить», чтобы собрать себе в салон побольше народу. Для общественного транспорта в отдаленной перспективе формируются отрицательные последствия. Пассажиры понимают, что намного проще накопить или взять кредит на личный автомобиль, чтобы по три часа ежедневно не тратить на дорогу.

Когда-то по Шехурдина ходило много разного транспорта, а сейчас не ходит ничего. Хотя по этой улице можно доехать из Ленинского в центр в два раза быстрее. Дело в том, что там мало остановок, соответственно, меньше пассажирооборот, и перевозчикам ездить там не выгодно.

– Кто должен разрабатывать эту маршрутную сеть? Город?

– Да, и муниципалитет должен быть заинтересован в этом в первую очередь. И это должно делать какое-то городское учреждение, но я, честно говоря, не понимаю, на кого возложены эти функции. Много лет нам обещают что-то модернизировать, пассажиропотоки пересчитать, новые схемы построить, но изменений кардинальных нет. Сами перевозчики по своей инициативе продляют маршруты, потому что можно больше автобусов поставить, еще больше план собрать. Этого в нормальных городах нет – в тех, где всё прозрачно, где всё по белому. Этих планов в принципе не должно быть, водитель должен получать фиксированную плату. Мы забываем главное: общественный транспорт – это не средство обогащения. Это социальная функция города – обеспечивать быструю доставку горожан в любую точку, чтобы они меньше пользовались личным транспортом и меньше создавали заторов на дорогах.

– Муниципальный транспорт он же в норме дотационный?

– Конечно, это даже не обсуждается – не будет транспорта, экономика будет падать. Без транспортной мобильности город становится неудобен для жизни, для зарабатывания денег. Но всё, что в Саратове в последнее время происходит, еще больше убивает общественный транспорт, который, кстати, в очень хорошем состоянии и с очень хорошими перспективами. Если грамотно работать с имеющимися ресурсами, транспортную сеть можно сделать удобной для горожан.

Как не хватает телепортации!

О проблемах транспортной доступности говорят жители нашего города

Гульмира Амангалиева

Наринэ Шахназарян, кандидат филологических наук, преподаватель:

Наринэ ШахназарянДОЕХАТЬ УТРОМ ВОВРЕМЯ ДО РАБОТЫ... ПОЧТИ МАГИЯ!

Саратовские дороги давно снискали славу далеко за пределами нашего города. Часто в маршрутках и автобусах приходится слышать: «Глушь, а пробки как московские». Доехать утром вовремя до работы из любого района города, кроме Кировского и Волжского... почти магия! Сделать это можно, если только начать движение до 7 утра. Я, к примеру, живу в Ленинском районе, на проспекте Строителей, и уже три года выхожу строго в 6 часов 21 минуту, чтобы к 8 быть на работе в центре города.

Очень многие горожане сетуют на то, что в ранние часы общественный транспорт плохо работает. Ничего подобного! Не скажу про трамваи – не пользуюсь, но автобусы и троллейбусы в Ленинском районе работают исправно. А вот с движением в вечерние часы проблем куда больше. Автобусные маршруты № 11 и 53 должны работать до поздней ночи (с 23:00 – по другой оплате), а на деле – ни разу не удавалось уже в 22:00 на 53-м никуда не уехать даже от Крытого рынка. Зачастую водители автобусов при посадке не предупреждают пассажиров, что не доезжают до конечной остановки планового маршрута. С улицы Чехова после восьми вечера всех пассажиров высаживают на НИИ, хотя должны везти на Музейную площадь, а то и в Заводской район.

С маршрутками дела обстоят еще хуже: непонятно короткие расстояния «Техстекло – площадь Ленина», «Солнечный – площадь Ленина». Очевидно, с окраины Ленинского района никуда дальше площади Ленина на маршрутке не уедешь. Зато как раз там можно пересесть на трамвай и продолжить движение до Мирного переулка.

Решить проблему могло бы увеличение количества маршруток и автобусов, следующих по «популярным» направлениям, и, наоборот, их снятие с дублирующих друг друга схем движения.

Многих неудобств во время езды можно избежать, если запретить водителям общественного транспорта общаться между собой по телефону под предлогом уточнения графиков. Конечно же, сильно мешают друг другу на одной полосе автобус, грузовик и легковой автомобиль. Автомобилисты еще умудряются перерезать путь движущемуся трамваю. Надо продумать развязки, расширить дороги, обучить всех участников движения культуре поведения на дорогах, соблюдению скоростных режимов.

Андрей Карасев, депутат Саратовской городской думы (КПРФ):

Андрей КарасевВ ПОСЕЛКЕ СОЛНЕЧНОМ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА С ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ

Я специально на заседания думы, да и не только, еду на общественном транспорте. Для того чтобы послушать, что люди говорят. Это, если передать, кроме мата больше ничего и не услышишь. Ставится вопрос о необходимости улучшения транспортного обслуживания жителей 6-го квартала, 5-го квартала, Солнечного-1 и Солнечного-2. Я об этом постоянно говорю на заседаниях городской думы, потому что проблема очень серьезна: в Солнечном у нас резко возросло число жилых домов и, понятно, жителей.

Два года назад я делал мониторинг и сидел целый день в районе Молочки, недалеко от стадиона «Авангард», записывая, сколько машин проезжает за каждый час с разных направлений. Мы с главой администрации Кировского района на основании моих наблюдений пришли к выводу, что нужно расширить один километр дороги вдоль трамвайной линии и сделать развязку в районе заправочной. Осенью прошлого года мы опять выезжали с представителем комитета дорожного хозяйства на этот участок. Чиновники упираются: «Денег нет, когда что-то появится, тогда и будем делать». Хотя в позапрошлом году деньги были выделены – и ничего не сделали.

Я вижу несколько способов улучшения схемы движения общественного транспорта. Во-первых, очень много людей ездит на маршрутке № 41, которая ходит из центра города в вечернее время. Я предложил Вячеславу Тарасову, замдиректору «Автокомбината-2»: «Давай в утреннее и вечернее время, когда люди ездят на работу и домой, пустим хотя бы по 73-му маршруту большой автобус».

Далее: в новый микрорайон Солнечного пустили 30-ю маршрутку. Я настаивал на том, чтобы автобус шел сверху вниз с остановками по требованию в обе стороны по улице Мамонтовой. Ответа пока не получил, но надеюсь, что я его добьюсь.

Далее: сняли маршрут № 10 от 1-го микрорайона. Обещали, что весной его вернут.

За Дворцом пионеров есть поворот направо, на улицу Производственную. Если сделать по ней и по улице Рижской нормальную дорогу, люди могли бы выскакивать к гипермаркету «Магнит» и далее – в новый микрорайон. Но опять: «Денег нет, денег нет...» Их никогда и не будет. До тех пор, пока бюджет будет такой: 60 процентов – в центр, 40 процентов – к нам.

Хотя дороги чистят. Дыры, я смотрю, зимой вовсю латают. Но если вы внимательно посмотрите, то все эти «лапти» по весне вылетят, потому что есть законы физики: вода попала – при замерзании она расширяется. И все эти заделанные ямы по так называемым новым технологиям, а проще говоря, «два ляпа, три притяпа», создадут по весне новые проблемы.

Олег Лимановский, координатор молодежного политического движения «Соцконтроль»:

Олег ЛимановскийМЕНЯ ПУГАЕТ МАНЕРА ЕЗДЫ ВОДИТЕЛЕЙ

О доступности общественного транспорта в вечернее время могу сказать, что, например, с Музейной площади в Заводской район в 21:00 уже не уедешь. А дежурный троллейбус приходится ждать по часу или по два.

Но больше всего меня волнует и пугает манера езды водителей. Они носятся, как на ралли, друг с другом соревнуясь! Мне реально бывает страшно ездить. Иногда водители готовы гнать больше ста двадцати километров в час, чтобы быстрее конкурента подъехать к остановке, заезжать за сплошные и выезжать на встречку! А еще хамят пассажирам, когда те делают им замечания.