Хичкок, «Гагарин.док» и памятник Федину
15 февраля в саратовской филармонии состоялось официальное открытие Года кино, который в нашем регионе пройдет под знаком 80-летия Саратовской области. Что за кино нас ждет в этом году, обсудили на экспертном совете по культуре при губернаторе области на минувшей неделе. Обычно довольно скучное двухчасовое мероприятие в этот раз прошло с огоньком.
Радаев ставит иные задачи. И цитирует Хичкока
Доклады профильных министров предварял революционный спич губернатора Радаева. К тому, что Валерий Васильевич в своих речах постоянно цитирует актуальных классиков, мы уже привыкли, поэтому цитата из Хичкока про то, что в кино есть три главные составляющие – сценарий, сценарий и еще раз сценарий, – мало кого удивила. Куда больше удивили другие вещи.
Во-первых, губернатор заявил: «Год кино не ставит целью уйти только в патриотическую тематику или обрушить на зрителя целый шквал российских фильмов». У власти, по признанию Валерия Васильевича, нет задачи сконцентрироваться на ретроспективных показах. Подход к проведению Года кино должен быть неформальным, поскольку его «гуманитарная цель – это воспитание зрителей, прививание вкуса к хорошему настоящему кино, формирование у молодежной аудитории критериев, отличающих подлинное искусство от киноподелок».
Во-вторых, значимую часть своей речи губернатор отвел «Саратовским страданиям». Увы, но международный телекинофестиваль документальной мелодрамы, известный далеко за пределами нашей родины, не в почете у областного министерства культуры.
– Хотел бы напомнить, что в число соорганизаторов «Саратовских страданий» входит не только региональное правительство, но и администрация города, ГТРК «Саратов» и некоммерческие организации, – подчеркнул Радаев. – Соизмеряя собственные силы, область и город должны оказать совместную поддержку фестивалю, понимая, что это наша общая задача.
Краснощекова предпочитает Гагарина и патриотизм
Да вот незадача – в схеме управления областной культурой явный сбой: губернатор говорит одно, министры говорят и делают противоположное. Все последующие доклады, кроме, наверное, доклада министра образования, настолько по целям и задачам расходились с губернаторскими, что было не по себе. Как будто голова существует, думает, мыслит совершенно отдельно от тела. Выглядит это примерно так: мозг дает команду правой руке взять цветы и поставить их в воду, а рука вместо этого чешет подбородок.
Министр культуры Светлана Краснощекова, которой было поручено среди прочих культурных мероприятий Года кино подробнее рассказать о «Киновертикали» (фестиваль-конкурс детского кино) и «Саратовских страданиях», в отличие от губернатора совсем никого не удивила. В ее речи, длившейся минут 15, фестивалю документальной мелодрамы было отведено одно предложение: фестиваль этот пройдет у нас в области в 13-й раз. Зато мы узнали, что план Года кино в Саратовской области включает в себя около полутора тысяч мероприятий, и это еще не полный перечень. Основные их направления проявляют региональную специфику и включают в себя проекты, которые привлекут наибольшее число зрителей и участников. Это 80-летие Саратовской области, искусство кино в мире искусств, патриотическое направление, а также история и настоящее российского кинематографа. Направление «патриотизм» будет включать в себя фильмы «от Невского до Гагарина, от подвигов Великой Отечественной войны до событий в Афганистане». В Саратове в этом году стартует новый фестиваль «Гагарин.док», где будут показывать фильмы от космосе и космонавтике.
Множество событий пройдет в районных центрах области. Например, в Базарном Карабулаке одно из мероприятий, посвященных Году кино, будет называться «Саратовская губерния – уголок России».
Шинчук любит президента и Пушкина
Председатель комитета общественных связей и национальной политики области Борис Шинчук читал свой доклад тихо и монотонно. Первая его часть состояла из статистики – кто посещает кинотеатры, когда, сколько раз в год, какие фильмы предпочитают смотреть российские зрители разного возраста. Наверное, в этом был какой-то смысл, но за однообразным перечислением статистических данных он потерялся. Зато потом министр свернул в привычное ему русло патриотизма – похвалил последовательную политику президента России (Год кино идет сразу следом за Годом литературы, а перед этим был Год русского языка), затем предложил вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, поскольку заседание экспертного совета проходило в день гибели поэта. А затем Борис Леонидович дошел до главного:
– Гений Пушкина, – заговорил министр, – позволил ему уже тогда предвосхитить в своих оценках многие современные события. Я бы провел такую параллель: то, что сегодня нам предлагает Голливуд, в большинстве своем очень четко было описано Александром Сергеевичем. Он на эту тему сказал буквально следующее: «А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит».
Но, отвечая на вопросы председателя общественной палаты области Александра Ландо, Шинчук заметил, что техника в последнее время стала превосходная: «Дети снимают неплохие фильмы на свои телефоны, а у них есть и пятые, и шестые, которые позволяют получить хорошее качество». Пятые и шестые – что это, Борис Леонидович решил не уточнять. Но мы могли бы предположить, что он имел в виду iPhone, между прочим, американского производства.
А с Фединым-то – беда!
Точку в заседании экспертного совета поставила директор музея им. Федина Наталья Щелканова. Она, правда, здорово отклонилась от темы заседания, но, когда горит, тут не до церемоний.
– У меня просьба – остановить ситуацию вокруг памятника Константину Федину, – начала директор. – Абсурдная ситуация, которая сложилась вокруг потенциального объекта культурного наследия, может ударить по имиджу города и области.
– А что случилось-то? – откровенно удивился губернатор.
А случилось то, что памятник Федину хотят перенести во внутренний двор музея, от которого благодаря саратовским застройщикам считай ничего не осталось. А сейчас те же меценаты через общественную палаты области пытаются зарезервировать это место под памятник Турову и Засекину – основателям Саратова.
– Ваши слова прозвучали так, как будто мы варвары и хотим памятник снести, – недовольно буркнул Ландо.
– Никто ничего без общественного согласия убирать не будет, – заявил губернатор. – Этот вопрос обсудят эксперты, общественная палата, и только потом будет вынесено окончательное решение.