«Диалоги»

Оценить
Московское «Новое издательство» выпустило в свет книгу «Диалоги» Адама Михника и Алексея Навального. Это запись нескольких бесед российского оппозиционного политика с известным правозащитником из Польши, одним из лидеров движения «Солидарность».

Московское «Новое издательство» выпустило в свет книгу «Диалоги» Адама Михника и Алексея Навального. Это запись нескольких бесед российского оппозиционного политика с известным правозащитником из Польши, одним из лидеров движения «Солидарность». Михнику – 69 лет, Навальному – 39. Когда Адам Михник вступил в «Солидарность», его сегодняшнему собеседнику еще не исполнилось и пяти. О чем могут разговаривать представители двух поколений, живущие в двух странах, причем эти страны, мягко говоря, не слишком дружат между собой?

Оказывается, тем много: обсуждение «методов политической борьбы, неизбежных реформ, люстрации, оценки постсоветского транзита в России и странах Восточной Европы и ситуации сегодняшнего дня». Как говорится в аннотации, «в диалоге двух политиков с разным историческим опытом все эти темы приобретают стереоскопическую глубину, необходимую для успешного политического действия». Собеседники сходятся не во всем, но оба относятся друг к другу уважительно.

«Адам Михник – человек-легенда, – говорит Навальный. – Правозащитник, оппозиционер, политический заключенный, сумевший вместе с соратниками из «Солидарности» демонтировать старый режим без кровопролития и создать в свободной Польше самую читаемую общественно-политическую газету. Для меня особенно важным является то, что Адам всей своей жизнью доказал, что можно жить не по лжи и единственный способ победить диктатуру – сохранять внутреннюю свободу, даже если больше никаких свобод не осталось... Наши трехдневные беседы показали, что при всей уникальности России задачи, которые перед ней сейчас стоят, вовсе не так уникальны, как мы привыкли думать. Путь, который предстоит пройти нам, уже проходили многие страны бывшего Восточного блока, и они добились успеха. Теперь я, как никогда раньше, убежден, что и мы добьемся».

В свою очередь Михник убежден, что его диалоги с Навальным стали «интересным и важным опытом»: «Можно с ним спорить, но невозможно игнорировать. Его голос – это голос другой России. Той России, на которую внешний мир слишком редко обращает внимание, сосредоточившись на кремленологических экзерсисах, и на которую с надеждой смотрят все ее друзья, включая вашего покорного слугу – антисоветского русофила... Нас тревожит воинственный пафос лживой пропаганды, военная агрессия против Украины, притеснение российских демократов. Демократическая оппозиция – наша надежда. Только она может спасти эту прекрасную страну от катастрофы, к которой ведет политика холодной и горячей войны со всем миром».

Разговор о возникновении польской «Солидарности» и ее героях постоянно перетекает в область российских реалий. Две эпохи сопрягаются, границы стираются. Мы далеко друг от друга – и очень близко...