Капремонт: новое, неоднозначное
Программа капитального ремонта многоквартирных домов – субстанция подвижная и изменчивая. Это показывает практика. Программу без конца перекраивают, дополняют, расширяют, корректируют. Иногда даже всерьёз говорят о том, что и не нужна она вовсе и надо бы её отменить, а собранные деньги раздать гражданам обратно. Но не отменяют и не раздают. Потому что программа ещё может послужить и быть полезной.
Сейчас вот уже законодатели договорились до того, что средствами граждан, накопленными на капремонт МКД, можно закрывать кассовые разрывы, то есть затыкать дыры в региональных бюджетах.
А ещё в программу можно запихнуть любые виды работ в МКД, особенно те, на финансирование которых больше нигде не находится денег, а выполнять их надо. За счёт сборов на капремонт, разорительных для граждан при постоянно растущем основном счёте за ЖКУ, оказывается, можно ремонтировать детские площадки, менять асфальтовое покрытие во дворах и прочее. Было бы желание и решение законодательного собрания.
Это их деньги, пусть тратят как хотят
В Саратовской областной думе как раз сейчас пересматривается перечень видов услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. И уже не первый раз.
Некоторое время назад по инициативе администрации города Саратова перечень работ по капремонту МКД хотели дополнить как раз дворовыми территориями. То есть муниципалитет рассчитывал на то, чтобы средства на ремонт дворов выделялись бы не из городского бюджета, в котором таких денег, мол, нет и не предвидится, а из карманов жильцов многоквартирных домов. Ну а что, мол?! Двор же к дому прилагается, поэтому всё логично. Депутаты облдумы эту блестящую инициативу тогда не поддержали, посчитав несправедливой. А вот та же история с обустройством детских площадок, наоборот, нашла одобрение. Этот пункт в перечень дополнительных работ и услуг включили и пояснили, что таково желание самих граждан.
В минувшую пятницу на рабочем совещании комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной думы снова обсуждался перечень дополнительных видов услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Теперь речь шла о включении в него работ по повышению доступности МКД для маломобильных групп населения. Другими словами, строительство пандусов и установку другого оборудования, облегчающего перемещение инвалидов (специальных лифтов, например), предлагается осуществлять за счёт накоплений на капремонт в тех домах, где есть такая техническая возможность.
Противников у этой идеи не было. Были только вопросы к технической стороне: ряду экспертов не понравились формулировки законопроекта. Представители прокуратуры, в частности, заметили, что если пункт про пандусы будет включён в общий перечень работ по капремонту, то их установка станет обязательной и первоочередной для всех МКД с имеющейся технической возможностью. Это значит, что после включения пункта в перечень ТСЖ, ЖСК и региональный Фонд капитального ремонта должны будут отвлечься от намеченных уже ремонтов систем водоснабжения и крыш на установку пандусов и лифтов. Кстати, по мнению прокурора, неплохо было бы ещё обозначить то, кто и как будет определять наличие в МКД обозначенной технической возможности.
Замечание прокурора смутило думских экспертов, поэтому обсуждение вопроса о пандусах решили продолжить на следующих рабочих встречах.
С предложением расширить перечень работ по капитальному ремонту к коллегам депутатам вышла и Зинаида Самсонова. По её мнению, в этом перечне не хватает таких позиций, как капитальный ремонт балконных плит, ремонт систем вентиляции и газодымоудаления, ремонт водосточной системы и ремонт подъездов. Однако это предложение ничем, по сути, не отличающееся от предыдущего, вызвало сопротивление депутатов и чиновников, прокуроров и общественников. А всё потому, что предложенные Самсоновой виды работ могут выполняться либо в ходе текущего ремонта, либо в ходе выполнения других работ по капремонту. Не стоит, мол, тратить время и силы, прописывая их как самостоятельные и обязательные.
По словам Михаила Вихляева, начальника управления ЖКХ областного минстроя, управляющие организации ежемесячно собирают с жильцов деньги на текущий ремонт, в рамках которого должны ремонтироваться и балконные плиты, и вентиляция, и тем более подъезды. А если эти работ не выполняются, значит надо спрашивать с управляющей организации и «понуждать её к ремонту, в том числе с помощью Госжилинспекции».
Зинаида Самсонова тем не менее настаивала на принятии своих поправок. Во-первых, потому что другие аналогичные предложения депутатами принимаются. Во-вторых, потому что, по её словам, в законе просто необходимо прописать обязанность по выполнению этих работ.
«У граждан должно быть право выбирать, на что потратить накопленные средства. Это их деньги, и не нужно их в этом праве ограничивать. К тому же, если в наших законах сказано, что данные виды работ «могут быть проведены», это ещё не значит, что они «будут проведены». Необходимо установить обязанность», – заявила Зинаида Самсонова.
Участники рабочего совещания согласились ещё раз обдумать предложения коллеги-депутата и обсудить их позже.
Пока дешёвые и временно свободные
Кстати, сами накопления граждан, предназначенные для оплаты услуг по капитальному ремонту в их МКД, тоже, как выясняется, могут выполнять дополнительные функции. В Свердловской области, например, придумали использовать средства регионального фонда капремонта для покрытия дефицита регионального бюджета, если удастся перевести их со счетов в коммерческих банках на казначейский счёт регионального минфина.
Чиновники объяснили своё намерение изменениями в федеральном законодательстве. Раньше, мол, можно было собранные средства размещать на депозитах, зарабатывать на этом деньги (примерно 10 процентов годовых) и тратить их на содержание фонда капремонта. Сейчас такой возможности нет. Поэтому, дескать, и целесообразность размещения средств в коммерческих банках исчезла.
Кроме того, по словам главы минфина Свердловской области Галины Кулаченко, в казначействе деньги, собранные на капремонт, якобы будут в большей сохранности и лучше контролироваться: «Деньги, накопленные на капремонт, не могут быть потрачены на другие цели. Это исключено. Это ни теоретически, ни практически невозможно. Ни одна копейка не потеряется».
Возможность использования средств для покрытия кассовых разрывов чиновница не отрицала. «Для нас это дешевые временно свободные средства. Теперь, вместо того чтобы брать займы в коммерческих банках под большие проценты, мы будем располагать средствами, которые не будут для нас столь дорогими», – объясняла Кулаченко.
Намерение властей екатеринбуржцев насторожило. У граждан появились подозрения, что формальным затыканием бюджетных дыр правительство не ограничится, и средствами фонда капремонта (а это ни много ни мало пять миллиардов рублей) власти будут распоряжаться по своему усмотрению.
Беспокойство свердловчан передалось жителям других регионов. В Челябинской области, например, на минувшей неделе тоже волновались по поводу возможного изъятия местными властями их накоплений на капремонт. В Саратовской области пока никто не волновался. Но на всякий случай мы спросили у главы нашего регионального фонда Сергея Важнова о шансах на такое развитие событий.
По его словам, в Саратовской области вопрос о переводе средств фонда в казначейство никогда не вставал. И причин для этого не было, да и нет. Деньги фонда хранятся в банке ВТБ, который выиграл соответствующий конкурс.
«Это надёжный банк. Второй по величине активов в стране. И в последнее время его активы только растут. Так что тут беспокоиться не о чем, – сообщил Важнов. – Более того, сейчас, согласно последним изменениям в Жилищный кодекс, регионы получат возможность проводить отдельный конкурс на выбор кредитной организации, и Фонд сможет размещать средства на депозитах под более высокий процент».
Что касается истории, развивающейся в Свердловской области, то, по мнению Сергея Важнова, в ней нет ничего настораживающего.
«Вообще-то эта норма существует в законодательстве с 2012 года. Если субъект РФ принимает такое решение, то деньги капремонта могут размещаться на счетах казначейства. Тогда действительно нет привязки к финансовой устойчивости кредитной организации – не нужно гадать, обанкротится она или нет. То есть здесь деньги действительно защищены. Никаких подвохов в этой ситуации я не вижу. Тут только один минус: на счетах казначейства не начисляются проценты. Тратить деньги на иные цели не позволяет законодательство. То есть если они предназначены на выполнение капремонта, значит они могут быть потрачены и будут потрачены только на капремонт. Разница только в том, что в казначействе деньги просто лежат, а коммерческие банки ими пользуются, за что, собственно, и платят определённый процент владельцам счёта. При этом если деньги хранятся в коммерческом банке, то в случае его банкротства они могут исчезнуть, потому что вклады юридических лиц у нас не страхуются. И если в Свердловской области решили хранить накопления на капремонт в казначействе, то это их право. Это достаточно нормальный вариант».
Надежда слабая, вероятность призрачная
На минувшей же неделе прошёл слух о том, что государство подумывает о возможности отказаться от не очень эффективной программы капитального ремонта МКД и перехода на другую практику.
Говорят, что на это намекнул сам премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По его словам, государство разрешит кредитовать капремонт. Это значит, что на обновление внутренних инженерных коммуникаций, крыш и прочих конструктивных элементов можно будет взять банковский заём на льготных условиях. И хотя люди при этом по-прежнему будут регулярно делать взносы, это будут уже не накопления под будущие проекты, а расчёт за текущие или уже сделанные работы. При этом любой ремонт, нужный многоквартирному дому, может быть проведён раньше, чем сейчас предусматривает программа.
Более того, Медведев якобы сказал, что при такой системе часть процентов за этот кредит будет платить государство, то есть капремонт в МКД обещают ещё и субсидировать.
Что ж, пока это самая здравая идея по поводу капремонтов, родившаяся в правительстве. Осталось дождаться её воплощения.